print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Масштабные изменения законодательства

Поправки касаются договоров аренды, уплаты штрафов за административные правонарушения, поддержки туроператоров, «мораторных» должников.

Законы РФ ожидают масштабные изменения, направленные на предотвращение последствий пандемии: комментарии экспертов.

12.05.2020 | Адвокатская газета | Зинаида Павлова

Эксперты «АГ» прокомментировали наиболее интересные, с их точки зрения, предложения. Двое из них отметили возрастающую в случае принятия поправок роль российского правительства в сфере регулирования туристического бизнеса.

Сегодня Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект №953580-7 о внесении масштабных изменений в российское законодательство в целях устойчивого развития экономики и предотвращения последствий распространения COVID-19, который был внесен на рассмотрение депутатов только 7 мая.

Содержание поправок

Законопроект, в частности, предлагает обязать арендодателей государственного и муниципального имущества заключать дополнительные соглашения о пролонгации сроков арендных договоров, заключенных до введения режима повышенной готовности на территории соответствующего субъекта РФ в 2020 г. В этих случаях договоры аренды могут продлеваться при обращении добросовестных арендаторов на срок до одного года на прежних условиях или на тех, которые не ухудшают положение вышеуказанных лиц. В целях поддержки организаций и ИП, пострадавших от ухудшения экономики в условиях пандемии COVID-19, которые не способны оплачивать аренду, но ранее добросовестно исполняли свои обязательства, арендодателей обяжут досрочно расторгать соответствующие договоры с такими лицами без взимания неустойки, убытков или иных штрафных санкций.

Такие положения будут обязательны для исполнения владельцами государственной и муниципальной собственности без привязки к отраслям российской экономики, признанным в наибольшей степени пострадавшими в условиях пандемии. Аналогичные меры планируется ввести в целях поддержки граждан и организаций, арендующих земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Предусмотрена возможность заключения по желанию арендатора соглашения к договору аренды такого земельного участка в части увеличения его срока действия на три года (независимо от оснований его заключения, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате).

Проект закона также предусматривает расширение перечня сфер, на которые будет распространяться принцип «лицензия автоматом». Среди них, в частности, правоотношения, регулируемые Трудовым, Водным кодексами, законом о теплоснабжении, туристской деятельности, об экологической экспертизе и т.п.

Правительство РФ планируется наделить полномочием по установлению особенностей оказания государственных и муниципальных услуг; государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета; оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Российское правительство также определит особенности обращений с запросом о проставлении апостиля в электронном виде, обеспечении дистанционного доступа к данным о проставленных апостилях со стороны российских и иностранных лиц.

Поправки также дополняют Закон о банкротстве положениями, регулирующими особенности введения моратория сроком на 6 месяцев для подачи кредиторами заявления о признании банкротом отдельных должников. Согласно им, если в период действия этого моратория по заявлению должника введена процедура наблюдения или реструктуризации долгов гражданина, такой должник при соблюдении определенных критериев вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки. Такая мера распространяется на требования всех кредиторов, в том числе не включенные в реестр требований кредиторов. Корреспондирующие поправки вносятся в Закон об исполнительном производстве.

Законопроект, помимо прочего, предусматривает особенности формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году. В такой реестр могут попасть хозяйствующие субъекты, соответствующие установленным требованиям, но не предоставившие своевременно налоговую отчетность в 2019 г., при условии ее предоставления до 31 мая. Правительство РФ сможет оказывать субъектам малого и среднего предпринимательства финансовую поддержку, если они, помимо основной деятельности, также заняты реализацией подакцизных товаров или полезных ископаемых (включая их добычу), за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

В проекте детализирован порядок уплаты в текущем году штрафов за административные правонарушения, положения о которых имплементированы в КоАП РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией, а также предусмотренный гл. 12 Кодекса. Санкция будет налагаться на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, которые подпадают под перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, а также юрлиц, их руководителей или иных работников, совершивших правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, не позднее 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Поправки также предусматривают меры для поддержки туроператоров, которые получат не только право на отсрочку оплаты ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности, но и возможность уменьшить его размер. При этом туристы получат возможность вернуть уплаченные за турпутевку деньги как от туроператора, так и от турагента. В ряде случаев Правительство РФ сможет принять решение о приостановлении на установленный им срок обязательств туроператоров по возврату туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денег при предоставлении последним в установленный срок равнозначного туристского продукта. Такое решение может быть принято при угрозе или возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части или в случае принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну (место) временного пребывания либо возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы их жизни и здоровью, а равно опасности причинения вреда их имуществу.

В некоторых случаях российское правительство сможет устанавливать особенности изменения и расторжения договора перевозки пассажира, а также возврата платы за проезд пассажира и за провоз его багажа. Оно также будет наделено правом на установление особенностей отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения (в том числе относительно порядка, сроков и условий возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании). Если же турист до окончания периода действия обязательства не воспользуется туристским продуктом, договор о реализации туристского продукта расторгается, и туроператор обязан возвратить полученные денежные суммы за туристский продукт не позднее 10 дней с даты истечения срока действия обязательства, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами.

Кроме того, в ряде случаев поправки наделяют перевозчиков правом на изменение маршрутов, сокращение количества рейсов по заданным направлениям, прекращение регулярных перевозок по ним. Законопроект также предусматривает возможность очно-заочного голосования при проведении общего собрания жильцов в многоквартирном доме, в том числе для исключения физического контакта между гражданами. Продлеваются сроки уплаты некоторых патентных платежей, а также устанавливаются особенности исчисления таможенных сроков.

Наш комментарий:

Андрей Тишковский, INTELLECT, специально для «Адвокатской газеты»:

Приостановление исполнительного производства в отношении «мораторных» должников, по существу, можно сравнить с «запруживанием реки».

Тишковский Андрей Александрович

Тишковский Андрей Александрович


Эксперты прокомментировали основные положения законопроекта

Руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Андрей Тишковский отметил, что законопроект вносит поправки в Закон об исполнительном производстве о приостановлении исполнительного производства в отношении «мораторных» должников. «Ранее приостановление исполнительного производства для таких должников было предусмотрено Законом о несостоятельности (банкротстве), при этом такие изменения обошли сам профильный процессуальный Закон об исполнительном производстве. Таким образом, новый закон направлен на устранение пробела в юридической технике, возникшего в спешке при внесении изменений в Закон о банкротстве», – полагает он.

Эксперт полагает, что приостановление исполнительного производства в отношении «мораторных» должников, по существу, можно сравнить с «запруживанием реки». «Дело в том, что приостановление исполнительного производства обладает своей спецификой – по приостановленному исполнительному производству пристав по-прежнему остается обязанным накладывать аресты, устанавливать ограничения, вправе изымать имущество. Таким образом, возникает ситуация, при которой все имущество должника (в первую очередь – деньги) арестованы, но взыскатель арестованные деньги получить не может или получит их в случае реализации арестованного имущества на торгах гораздо позже, при этом сам должник не может вести полноценную хозяйственную деятельность и производить расчеты с контрагентами, т.е. экономически страдает и должник, и взыскатель – такую ситуацию сложно назвать сбалансированной», – пояснил Андрей Тишковский.

Он добавил, что в этой связи во исполнение судебных актов приставы-исполнители по-прежнему обязаны выявлять имущество и накладывать на него ограничения. «Если вследствие бездействия судебных исполнителей "мораторный" должник растратит имущество, то у взыскателя возникнет основание для подачи иска к государству о взыскании убытков, причиненных таким бездействием. Если же "мораторному" должнику необходимо вести деятельность без арестов и ограничений, то ему следует обращаться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки (или рассрочки) исполнения судебного акта, но следует учитывать, что по этому вопросу законодатель пока не стал устанавливать специфические правила. Следовательно, основания и критерии предоставления отсрочки или рассрочки будут оцениваться на усмотрение судей и, скорее всего, в канве предшествующей судебной практики. К слову сказать, законопроект предусматривает судебную рассрочку, но только по делам о банкротстве, обходя стороной общие правила исполнения судебных актов», – подытожил юрист.

Партнер компании You & Partners Евгения Зусман отметила, что вносимые поправки в законодательство РФ предусматривают наделение Правительства РФ новыми полномочиями в сфере туризма и перевозок. «В целом отмечается тенденция, при которой органы исполнительной власти наделяются полномочиями по изменению гражданско-правовых отношений. В частности, предлагается наделить Правительство РФ правом при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, установленные Правительством РФ», – подчеркнула она.

Эксперт обратила внимание, что данная поправка не содержит механизм изменения договора воздушной перевозки. «Фактически данная поправка изменяет (дополняет) основания изменения и прекращения условий договора воздушной перевозки пассажира, содержащиеся в Воздушном кодексе и ГК РФ. Представляется, что подобные поправки принимаются в интересах перевозчиков и могут создать риски для лиц, которые приобретали билеты до вступления в силу подобных поправок и до принятия соответствующих мер Правительством РФ. Законопроект не регулирует ни период, ни момент, ни какие-либо иные ограничения для принятия соответствующих мер. Похожая поправка внесена в отношении железнодорожного транспорта, бронирования гостиниц, туризма», – отметила Евгения Зусман.

Она подчеркнула, что, в отличие от сферы перевозок, в законопроекте указано, какие именно меры в сфере туризма может принять Правительство РФ в аналогичных ситуациях. «Так, Правительство РФ вправе принять решение о приостановлении обязанности туроператора по возврату туристам денежных сумм при предоставлении им равнозначного туристского продукта. Данная мера позволит туроператорам избежать массового возврата денежных средств за туристские продукты и избежать банкротства. При этом законопроект также содержит нормы, которые направлены на защиту потребителей, а именно туроператор не может повышать цены при предоставлении равнозначного туристского продукта, а также если потребитель не воспользуется туристским продуктом, то оператор обязан оплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату принятия Правительством РФ решения со дня начала действия обязательства туроператора об обеспечении предоставления равнозначного туристского продукта до дня возврата туроператором денежных средств», – отметила юрист.

Евгения Зусман добавила, что такая норма может быть использована туроператорами не в интересах потребителей, поскольку существует вероятность того, что туроператоры смогут использовать ее при оспаривании требований потребителей о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с п. 3 ст. 395 ГК РФ за период, предшествующий принятию Правительством РФ решения о приостановлении обязанности туроператора. «Вероятно, ситуацию смогут исправить соответствующие разъяснения ВС РФ», – предположила она.

Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Елена Соплина добавила, что предложенные в законопроекте меры по поддержке туризма направлены исключительно на поддержку субъектов туристического бизнеса и, по большому счету, нивелируют ответственность туроператора за неисполнение обязательств перед своими клиентами-туристами. «Все вносимые изменения обусловлены "туристическим коллапсом", продиктованным последствиями возникновения пандемии коронавируса, и позволят российским туроператорам "выжить" в 2020 г. за счет граждан, чьи поездки не состоялись. С другой стороны, в силу достаточной развитости информационных ресурсов, позволяющих туристам самостоятельно приобретать как авиабилеты, так и бронировать гостиницы, подобное законодательное нивелирование ответственности туроператоров и турагентов в последующем может привести к их невостребованности на рынке туристических услуг», – полагает эксперт.

Младший юрист You & Partners Виктория Туголукова особо отметила предложение законопроекта о наделении полномочием Правительства РФ по продлению сроков совершения заявителем, правообладателем и иным лицом действий, в том числе связанных с уплатой патентных и иных пошлин, необходимых для осуществления федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридически значимых действий. «Реализация данного полномочия позволит заявителем не платить более высокие пошлины или осуществлять заново подготовку заявки в случае пропуска срока регистрации», – полагает она.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

COVID-19, банкротство, исполнение решений, коммерческое право, недвижимость

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности