print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Ресторанный бизнес: советы юриста. Часть I

Как открыть ресторан: об особенностях заведений разных форматов, торговле алкоголем и уведомлении о начале работы.

Первая статья из цикла публикаций, посвященного ресторанному бизнесу. Полезное чтение для будущих владельцев кафе и опытных рестораторов.

Общественное питание, наверное, одна из самых сложных сфер бизнеса, регулируемых законом. В то же время ресторанный бизнес весьма популярен и престижен, он был и будет всегда. Требований к нему – масса, проверяющих органов и оснований для проверок – тоже достаточно. В правилах легко запутаться, а многие предписания подчас далеко не очевидны.

Если вы открываете ресторан впервые, то, возможно, даже не знаете, с чего начать. Тогда вся информация в нашей статье, первой из цикла материалов для владельцев ресторанного бизнеса, – точно для вас. Но даже тем, кто уже не первый год владеет сетью кафе, эта серия публикаций может оказаться интересной и полезной. Мы собрали воедино «общепитовскую» практику работы наших специалистов разных отраслей и хотим рассказать вам о том, что необходимо учитывать в вашей работе, как снизить риск появления претензий, штрафов, негативных последствий неправильного оформления документов...

Такие разные форматы

Для того чтобы понять, какие требования закона относятся к вашему заведению и как же все это правильно оформить, нужно, в первую очередь, определиться с форматом работы. Кофейня? Пиццерия на фудкорте? Перевозная кондитерская? Доставка суши?

Если ваше заведение временное или передвижное (фургон, палатка, питание на общественном мероприятии и т.п.), следует обратить внимание на требования раздела 6 Санитарно-эпидемиологических нормативов и правил СП 2.3.6 1079-01 от 03.04.2003. Кроме этого, вашу работу могут регулировать различные региональные акты, предписания местных органов власти или организаторов мероприятия.

Если вы открываете кафе на фудкорте, тщательно изучите договор с владельцем торгового центра или другим арендодателем. Как правило, менять текст договора организаторы фудкорта не любят. Но здесь очень важно заранее понимать некоторые нюансы. Согласно нашей практике, наиболее проблемными являются вопросы разграничения ответственности (виноваты ли вы в том, что к вам из соседнего кафе прибежал таракан), использования помещения (могут ли ваше кафе задвинуть в самый дальний и непосещаемый угол), режима работы (ТЦ стал закрываться раньше, и вы теряете заработок), рекламы и конкуренции (где висит вывеска, как привлекать посетителей).

Если заведение планируется расположить на объекте с особым статусом, то работать там стоит только после подробного изучения этого статуса, режима, правил и прочего. Это касается объектов культурного наследия, закрытых объектов, образовательных, медицинских и тому подобных учреждений, а также жилых домов. В последних существуют ограничения, касающиеся факторов, которые могут обеспокоить жителей (запахи, шумы, выбросы), а также есть нюансы по использованию общедомового имущества и обслуживанию территории.

Доставка продукции и работа через интернет-магазин также предполагают особенности. Требований к залу обслуживания уже, конечно, не будет. Но вот требования об информировании потребителей нужно соблюдать в полном объеме! Ниже мы еще поговорим о том, что до заказа потребитель должен получить данные о предложенном блюде, предоставленной услуге и самой фирме (Закон о защите прав потребителей, стст. 8-12, 26.1).

Еще есть мнение, что ограничения на сумму заказа при доставке нарушают права потребителя. Чтобы не получать претензии и штрафы по этому поводу, следует грамотно разработать такой документ, как Правила оказания услуг.

При приготовлении экзотических блюд, полуфабрикатов проверяйте наличие требований к конкретному продукту. Особое внимание необходимо уделить производственному контролю и его документированию, сохранению документов, подтверждающих качество сырья.

О торговле алкоголем

Напомним, что к алкогольной продукции относится, в том числе, пиво, сидр, медовуха и прочие напитки, содержание этилового спирта в которых составляет более 0,5 процента объема готовой продукции (ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ).

Для того чтобы в кафе подавать хотя бы что-то из перечисленного, обязательно нужна лицензия! Требования к заведению и порядок выдачи лицензии устанавливаются региональным законодательством, актами местной власти. Лицензия обычно действует только в одном регионе, и выдается на конкретное помещение и конкретную организацию. Ее выдает такой орган, как Министерство поддержки малого предпринимательства или ему подобный (в разных регионах ведомства могут называться по-разному). За выдачу лицензии уплачивается пошлина – около 60 000 рублей в год.

Каждый, наверное, слышал про ограничения торговли алкоголем: возрастные, временные и территориальные.

Продажа алкогольной продукции разрешена только лицам старше 18 лет. Распространен миф, что есть еще ограничения, связанные с 21-летним возрастом, но на самом деле законом ничего такого не предусмотрено.

Ограничения по территории продажи касаются:

  • культурных, детских, спортивных, образовательных, медицинских учреждениях и прилегающих территорий;
  • транспорта, остановок, вокзалов, аэропортов;
  • рынков, мест массового скопления граждан, мест расположения источников повышенной опасности,
  • нестанционарных торговых объектов.

Важно! Перечень конкретных объектов и мест, размеры прилегающих территорий и процедуры замера определяют региональные и местные органы власти, так что каждую конкретную точку можно и нужно предварительно проверить на соответствие. Местные чиновники устанавливают также ограничения по времени продажи алкоголя в регионе.

Все подробности о торговле алкоголем вы найдете в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Кроме того, на продаваемый алкоголь нужно всегда иметь все сопроводительные документы: сертификаты о соответствии, декларации о соответствии, маркировку, товарно-транспортные накладные, справки, уведомления, доказательства уплаты акцизов (ст. 10.2 упомянутого Федерального закона №171-ФЗ).

Планируя торговлю алкоголем, будьте также готовы к регулярному декларированию оборотов по утвержденной форме (постановление Правительства РФ от 9 августа 2012 г. №815).

Уведомление Роспотребнадзора

Перед открытием любого заведения общепита не забудьте уведомить Роспотребнадзор. Составить и направить уведомление необходимо по утвержденной форме (Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. №584).

Формально перед началом деятельности требуется просто сообщить в Роспотребнадзор о том, что вы собираетесь оказывать услуги общественного питания. Но по факту Роспотребнадзор часто работает в режиме некоторого согласования, т.е. до начала работы можно, например, получить мнение о соответствии помещения требованиям закона.

Читайте продолжение серии публикаций «Ресторанный бизнес: советы юриста»:

Материал подготовила Светлана Калинина, ведущий юрист.

    HoReCa, корпоративное право, налоговое право, трудовое право

    Похожие материалы

    Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


    Екатеринбург
    +7 (343) 236-62-67

    Москва
    +7 (495) 668-07-31

    Нижний Новгород
    +7 (831) 429-01-27

    Новосибирск
    +7 (383) 202-21-91

    Пермь
    +7 (342) 270-01-68

    Санкт-Петербург
    +7 (812) 309-18-49

    Челябинск
    +7 (351) 202-13-40


    Политика информационной безопасности