print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Самые интересные законопроекты декабря

Обзор, подготовленный порталом ПРАВО.RU с комментариями экспертов.

Анатолий Зазулин прокомментировал законопроект о подаче электронных жалоб, Роман Речкин – об НДФЛ, Константин Селезнев – об овербукинге.

24.01.2019 | ПРАВО.RU | Евгения Ефименко

Один законопроект позволит подавать жалобы на постановления об административных правонарушениях. Но эксперт рассказал, каких важных положений в нем не хватает. Второй документ должен сделать проще регистрацию аренды части здания: сейчас это сложно сделать из-за отказов Росреестра. Еще один законопроект предусматривает новый способ расчета НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и отказ от некоторых налоговых деклараций. Чем хороши, а чем плохи эти и другие инициативы, рассказали юристы.

Наказать за хулиганство в Интернете

Проблема. по словам одного из авторов законопроекта, единоросса Дмитрия Вяткина, в законодательстве есть пробел. За «явное неуважение» к обществу, государству, госорганам, выраженное «в неприличной форме», наказывают как за хулиганство, но для Интернета специальной нормы нет. Здесь не подходят и обычные составы за оскорбление и клевету, потому что они носят персональный характер, пояснил Вяткин: государство и общество сами за себя вступиться не могут.

Решение. законопроект №606596-7 предусматривает штрафы до 5000 руб. и административный арест до 15 суток за «информацию в Интернете, которая выражает в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству и госорганам». Правда, думский комитет по законодательству и госстроительству рекомендовал убрать аресты и оставить только штрафы .

Мнение юриста. «Где граница между критикой и неуважением? Статья содержит оценочные элементы. Их, скорее всего, будут трактовать так, как удобно. Вряд ли после законопроекта критики власти станет меньше. Или станет, но временно», – считает Иоанна Щербакова, юрист компании «Ильяшев и партнеры».

Подать электронную жалобу

Проблема. Закон не дает возможности подать электронную жалобу на постановление об административном правонарушении. Верховный Суд считает, что она должна быть на бумаге, но это противоречит Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД 2013 года, которая дозволяет электронную форму. На это противоречие обращает внимание пояснительная записка к законопроекту №608427-7.

Решение. Закрепить в КоАП, что жалобу можно подать на бумаге (лично или по почте) либо в форме электронного документа (с помощью усиленной ЭЦП или простой ЭЦП, если человек зарегистрирован на «Госуслугах»).

Подать электронную жалобу 

Проблема: закон не дает возможности подать электронную жалобу на постановление об административном правонарушении. Верховный суд считает, что она должна быть на бумаге, но это противоречит Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД 2013 года, которая дозволяет электронную форму. На это противоречие обращает внимание пояснительная записка к законопроекту № 608427-7.

Решение: закрепить в КоАП, что жалобу можно подать на бумаге (лично или по почте) либо в форме электронного документа (с помощью усиленной ЭЦП или простой ЭЦП, если человек зарегистрирован на «Госуслугах»).

Наш комментарий:

Анатолий Зазулин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для портала ПРАВО.RU:

Это типичный пример «догоняющего закона». Но в нынешнем виде законопроект незаконченный.

Мнение юриста. Это типичный пример «догоняющего закона», говорит Анатолий Зазулин, ведущий юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С: ГПК, АПК, УПК и КАС «цифровизировали» законом 2016 года и как будто забыли о том, что есть еще производство по делам об административных правонарушениях. Но в нынешнем виде законопроект незаконченный, считает юрист: «Есть возможность подать электронную жалобу, но нет электронных извещений о времени рассмотрения жалобы. Не говорится о возможности представлять ходатайства, доказательства, документы в электронной форме. Ничего нет о том, что акт по результатам рассмотрения жалобы можно опубликовать в Интернете».

Продлить аренду земли под строительство

Проблема. Девелоперы, которые взяли в аренду под строительство государственный или муниципальный участок, имеют право продлить ее лишь один раз на три года. Потом право арендовать землю по закону выставляют на торги. Но сроки строительства затягиваются из-за сложного финансирования, экономического кризиса, многочисленных согласований, пишут авторы законопроекта №612505-7. По их словам, если девелопер не успеет сдать дом – это грозит ему банкротством, а недострой будут продавать на торгах. Конечно, арендодатель может пойти навстречу и продлить аренду на более долгий срок. Но если землю захочет себе третье лицо – ничего не помешает владельцу расторгнуть договор с девелопером, пишут авторы законопроекта.

Решение. Изменения в Земельный кодекс продлевают срок аренды до пяти лет вместо трех для девелопера, которому нужно закончить строительство.

Мнение юриста. «Законопроект поможет снизить число недостроев, поможет застройщикам получать более выгодное финансирование, защитит право собственности на строящиеся объекты и привлечет в строительство инвестиции», – говорит Вадим Коломников, юрист компании Debevoise & Plimpton LLP.

Зарегистрировать аренду части здания

Проблема. В аренду можно сдать не все здание или сооружение, а лишь его часть. Чтобы зарегистрировать такой договор, закон требует поставить эту часть на кадастровый учет. Для этого Росреестр требует технический план. Это незаконно, и отказ чиновников можно обжаловать, но это занимает много времени. А делать техплан на эту часть дорого. Такие проблемы изложили в пояснительной записке авторы законопроекта №601596-7.

Решение. Внести уточнение в закон о госрегистрации недвижимости о том, что поставить часть здания на учет в связи с арендой можно без технического плана.

Мнение юриста. «Согласно буквальному смыслу ч. 5 ст. 44 закона о госрегистрации, часть здания при регистрации аренды действительно надо ставить на кадастровый учет, а для этого Росреестр требует техплан. Верховный Суд, напротив, считает, что это необязательно для регистрации договора (п. 9 обзора практики ВС от 30 ноября 2016 года). Ссылаясь на это разъяснение, компании стали обжаловать отказы Росреестра, и суды встали на их сторону. Так что закрепить это в законе правильно», – говорит Юрий Пустовит, управляющий партнер АБ «Юг».

Сдать отчетность по НДФЛ

Проблема. По мнению авторов законопроекта, механизм налогообложения НДФЛ индивидуальных предпринимателей слишком сложный, его можно сделать проще.

Решение. Законопроект №607168-7 предлагает определять НДФЛ для ИП исходя из фактических доходов вместо авансовых платежей, которые считаются от предполагаемого виртуального дохода. «Авансовые платежи будут рассчитываться более справедливо исходя из реального дохода налогоплательщика, без необходимости резервировать средства для их оплаты», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, отменяется отчетность по 4-НДФЛ для индивидуальных предпринимателей, налоговые декларации по транспортному и земельному налогу. Появляется возможность представить отчетность в один налоговый орган по всем объектам в пределах одного региона. Это снизит административную нагрузку на налогоплательщиков, надеются авторы законопроекта.

Мнение юристов. Администрирование НДФЛ в России действительно чересчур сложное, соглашается старший партнер ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин.

Законопроект будет полезен индивидуальным предпринимателям на общей системе налогообложения, потому что предусматривает более простой и логичный порядок расчета налога, одобряет Светлана Игнатенко из IPT Group.

Нужны ли декларации по земельному и транспортному налогу, мнения экспертов разошлись. Роман Речкин считает, что не нужны: у налоговиков и так есть все необходимые для расчета данные (например, мощность двигателя машины, категория, назначение и другие характеристики участка). Светлана Игнатенко возражает: без деклараций инспекции не смогут проводить камеральные проверки по транспортному и земельному налогам.

«В целом, несмотря на некоторое облегчение администрирования НДФЛ для налогоплательщиков, закон содержит предложения, в основном, «косметического» характера и не учитывает текущий уровень развития информационных технологий и электронного документооборота. Для сравнения: недавно введенный «налог для самозанятых» администрируется (исчисляется и уплачивается) вообще без налоговых деклараций, через электронное приложение. Именно такой подход соответствует уровню информационных технологий ХХI века», – отмечает Роман Речкин.

Запланировать госзакупки

Проблема. Работа для госзаказчиков по закону о закупках 44-ФЗ полна ненужной бюрократии. Двухуровневая система включает план закупок и план-график. Заказчикам надо вносить массу информации, которая часто дублируется. По словам партнера DS Law Марии Калининой, планирование задумали, чтобы бизнес знал, что государству нужно купить. Но на практике это не работает: поставщики чаще всего следят за опубликованными тендерами или получают информацию о будущих торгах от представителей заказчика, говорит Калинина.

Решение. Законопроект №602614-7 упраздняет план закупок. Останется только план-график.

Мнение юриста. «План закупок готовится на трехлетний срок, поэтому его невозможно точно спрогнозировать заранее. Показатели приходится постоянно обновлять, а многие федеральные заказчики меняют план закупок больше 50 раз в год. Поэтому отмена плана закупок облегчит жизнь госзаказчиков. На поставщиков она не повлияет», – объясняет Мария Калинина.

Получить компенсацию за недопуск на рейс

Проблема. Бывает, что авиакомпании продают на рейс больше билетов, чем мест в самолете, в расчете на то, что кто-то из клиентов не явится на посадку (овербукинг). Но если приходят все – это проблема. В этом случае «лишним» пассажирам могут просто отказать в посадке на рейс (чаще всего устно). В этом случае люди, как правило, улетают другим самолетом на условиях, которые предложил перевозчик. Они не отстаивают свои права, потому что доказать факт овербукинга сложно, пишут авторы законопроекта: нужно получить данные о количестве проданных билетов, а доступа к этой информации нет. Наказать перевозчика можно по общей ч. 1 ст. 14.4 КоАП за некачественную услугу, но она не учитывает специфику овербукинга. Максимальный штраф – 30 000 руб. – слишком низкий. В ЕС пассажиру, который пострадал от овербукинга, выплачивают до €650, указывает пояснительная записка.

Селезнёв Константин Андреевич

Селезнёв Константин Андреевич


Решение. Законопроект №607994-7 предлагает дополнить КоАП специальной статьей за незаконное прекращение или изменение договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика. За первое нарушение должностных лиц будут наказывать штрафом до 15 000 руб., компании – до 100 000 руб., а за повторное – до 30 000 и 200 000 руб. соответственно.

Мнение юриста. Штрафы – это однобокая мера. Она повлияет только на цены, которые станут еще выше, уверен Константин Селезнев, ведущий юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С. Юрист считает неуместным сравнивать размер штрафов и зарубежных компенсаций, потому что штрафы пойдут в бюджет, а компенсации – пассажирам. По словам Селезнева, потребителям более ценны поправки, которые параллельно вносятся в Воздушный кодекс и предусматривают компенсацию полной стоимости билета в случае овербукинга.

«Учитывая постоянное подорожание топлива и аэропортовых сборов, легализация овербукинга – вопрос времени, – говорит Константин Селезнев.  Законодатели смогут использовать более чем сорокалетний зарубежный опыт».

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

госзаказ, земельное право, медиа, налоговое планирование, налоговое право, налоговые проверки, налоговые споры, недвижимость, споры по недвижимости, строительство

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности