Мы в соцсетях
print

Как судиться с госорганом и выиграть

Юристы поделились лайфхаками, что предпринять и как действовать, чтобы выиграть в споре с государством.

23.06.2020 | ПРАВО.RU | Ирина Кондратьева

Считается, что выиграть в споре с государством сложно. Но шансы на победу возрастут, если соблюдать определенные правила и учитывать специфику работы налоговой службы, приставов или господрядчиков. Например, они часто готовят слишком общую правовую позицию. Это значит, что юристу компании надо погрузиться в детали. С налоговой не стоит "дружить" – например, признавать вину по одному эпизоду доначислений в обмен на какие-то преференции. Также бывает недостаточно собрать лишь правовые аргументы для спора. Почему так и как делать правильно, рассказали эксперты.

Государство пользуется большей лояльностью со стороны суда, обладая административной силой и являясь частью того же организма, что и судебная система, – несмотря разделение ветвей власти, говорит Кирилл Ляховецкий, юрист практики разрешения споров и медиации Art de Lex. У госоргана в спорах всегда есть фора, поэтому нужно предпринять значительные усилия для выигрыша – использовать все возможности для победы и акцентировать внимание на недостатках позиции оппонента. "Негативная судебная практика даже может помочь юристу: анализируя акты и выявляя наиболее общие и слабые стороны позиции госорганов, которые мало чем отличаются от случая к случаю, можно построить убедительную и нетривиальную правовую позицию", – говорит Ляховецкий.

Четыре совета при спорах с госструктурами

  • Не доводите ситуацию до спора с госорганом. Например, когда потребители пожаловались на громкий шум вашего завода, оперативно отреагируйте на эту жалобу, проверьте ее и предпримите все возможные меры, чтобы исправить. Это лучше, чем встретиться с прокуратурой в суде по иску о закрытии предприятия.
  • Собирайте доказательства о том, что вы правы с житейской точки зрения и с точки зрения бизнес-логики. Недостаточно, хотя и важно, просто сослаться на положения законодательства в вашу пользу: законы часто непонятны или двусмысленны, практика противоречива. Нужно с помощью массива доказательств показать судье, что правда за вами: так бизнес работает по всему миру, это сложившаяся практика во всей индустрии и она абсолютно разумна, ведущие эксперты подтверждают, что позиция госоргана некорректна и прочее.
  • Если спор связан с населением и потребителями, покажите суду, что позиция вашей компании никак не может нарушить интересы потребителей. Наоборот, она в пользу потребителей: они меньше платят, получают товары лучшего качества и так далее.
  • Наглядно обрисуйте ситуацию. Используйте рисунки-схемы, фото, картинки, видеоролики, другие методы, позволяющие увидеть ситуацию. Так, в КоАП более 600 составов правонарушений из различных сфер, и судья не может быть специалистом априори по всем этим вопросам.

Советами поделился Евгений Орешин, советник Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP.

Наш комментарий:

Юлия Курмамбаева, INTELLECT, специально для портала ПРАВО.RU:

Любой документ должен оцениваться с точки зрения полезности в суде, а не для укрепления дружеских отношений с налоговой или таможней.

Акцент на "досудебку": никаких иллюзий и "решал"

Хотя лучше сделать всё возможное, чтобы спор не состоялся, надо быть готовым к любому развитию событий: хочешь мира – готовься к войне. 

Налоговый спор: что важно на досудебной стадии

  • Готовиться к суду надо с самого начала проверочных мероприятий.
  • Не бойтесьзащищать свои права и не питайте иллюзий по поводу "теплых отношений" с проверяющими.
  • Не пытайтесь решить проблему околозаконными методами.

Важность досудебной стадии очевидна на примере налоговых разбирательств, говорит Юлия Курмамбаева, партнер юридической фирмы INTELLECT. Готовиться к суду надо с самого начала проверочных мероприятий, предупреждает она: предпосылки успеха в фискальном споре закладываются на стадии проверки и даже предпроверочных мероприятий. "Еще за год-полтора до суда опытный специалист поможет выбрать правильную стратегию взаимодействия с проверяющей группой, сформирует необходимую и достаточную доказательственную базу, будет участвовать в подготовке и допросах свидетелей, исключит давление на них и искажение показаний", – говорит Курмамбаева. Кроме того, у юриста будет время полностью погрузиться в особенности бизнеса клиента, документооборот, добыть важные доказательства или сделать необходимые запросы и справки.

Другой важный момент – не бояться отстаивать свои права, и уж тем более не питать иллюзий по поводу "теплых отношений" с проверяющими: "Многие клиенты, точнее, их бухгалтеры, полагают, что беспрекословное выполнение всех требований проверяющих поможет им пройти проверку без серьезных доначислений. И наоборот, любое сопротивление приведет к "столетней войне" с "родной" налоговой. Это самый безнадежный миф на сегодняшний день", – подчеркивает Юлия Курмамбаева.

Перед любым контролером стоит задача добиться доначислений, привлечь к ответственности или придумать другой способ, чтобы пополнить бюджет. Никакой другой цели нет – надо принять это как факт, советует Курмамбаева. Клиенту же надо не помогать проверяющим, а формировать в ходе проверки правильную доказательственную базу для будущего спора: "Любой документ должен оцениваться с точки зрения полезности в суде, а не для укрепления дружеских отношений с налоговой или таможней".

Пример. Бухгалтер в ходе таможенной проверки подготовила подробные аналитические расчеты по просьбе таможенного органа, причем во всех удобных форматах. Впоследствии эти расчеты были положены в основу многомиллионных незаконных доначислений по итогам таможенной проверки. Не будь у таможни такого доказательства – позиция клиента в судебном споре была бы намного сильнее.

Еще одна плохая идея – пытаться решить проблему околозаконными методами и "договориться" с проверяющими. "Речь здесь не столько о коррупции, сколько о соглашении признать часть нарушений и не оспаривать их в суде взамен на гарантию прекращения преследования по другим эпизодам", – говорит Юлия Курмамбаева. Пользы от таких соглашений мало: единожды дав слабину, предприниматель попадает список "постоянных клиентов" фискального органа, ежегодно проверяется и вынужден снова и снова идти на сделку.

Пример. Один из контрагентов предпринимателя показался налоговому органу сомнительным, налогоплательщику предложили исключить вычеты по НДС по проблемной компании за один квартал года. Сумма претензий была невелика, и клиент пошел навстречу проверяющим. По их настоянию он подписал пояснения к уточненной декларации по НДС, где подтвердил недостаточную осмотрительность в выборе партнера. По словам, налоговиков на этом их претензии исчерпались. На время бизнес действительно оставили в покое. Однако спустя год была назначена выездная налоговая проверка, где пояснения клиента были использованы для доначислений уже не за один квартал и не только по НДС.

Внимание на процесс: сроки и документы

Когда судишься с госорганами, стоит обратить внимание на их ошибки. Первое –сроки. Нередко госструктуры принимают решения с нарушением сроков (например, сроков привлечения к административной ответственности), а это основание для признания такого решения незаконным, напоминает Кира Корума, партнер "Аснис и партнеры". Стоит обратить внимание на процедурные ошибки: неправильное заполнение форм и протоколов, неправильное имя и название, отсутствие подписи или даты, несоблюдение других требований. "Даже если нарушения не являются значительными или не влекут безусловную отмену результатов проверки, их достаточная совокупность также заставит суд усомниться в достоверности выводов государственного органа", – считает Эльвира Хасанова, КА "Делькредере".

Часто встречаются ошибки работников госструктур – арифметические (суммы даты, периоды) или юридические (неправильное применение норм права). Показывая это суду, можно и нужно усиливать свою позицию и расшатывать позицию госоппонента – здесь он не отличается от других противников. "Суду сложно будет преодолеть очевидные ошибки, ему либо придется их закреплять в решении, ставя его под угрозу отмены, либо пытаться как-то их объяснить, что выходит за компетенцию суда и нарушает баланс сторон в процессе, что также можно использовать при обжаловании", – говорит Ляховицкий.

Смотрим на правила госоргана

При оспаривании также нужно обратить внимание на нормативные правовые акты, регулирующие деятельность госоргана и конкретных должностных лиц. "Случается, что оспариваемое решение принято с нарушением компетенции и полномочий, регламентов и процедур, а это основание для признания решения незаконным", – приводит пример Корума.

Важно также то, что полномочия госорганов по вынесению предписаний обязывают их быть последовательными в своей позиции, обращает внимание Хасанова из "Делькредере". Речь идет о принципе защиты законных ожиданий лица в сфере публичных правоотношений. "Он заключается в том, что непоследовательность и противоречивость госоргана в оценке обстоятельств ставит лицо, которое обязано выполнять такие предписания, в неравную позицию. Оно не может предугадать поведение госструктуры и вести себя добросовестно", – поясняет юрист. Такой подход иногда находит отражение в практике арбитражных судов (Постановление 18-го ААС от 23 марта 2016 года по делу №А76-6400/2015, постановление АС Уральского округа от 9 декабря 2016 года по делу №А76-7849/2016).

Доказать непоследовательность позиции представителей госорганизаций помогут, например, результаты предыдущих проверок, разъяснения вышестоящих подразделений или сложившаяся судебная практика в регионе.

Споры о госконтрактах: советы юриста

1. В спорах с госзаказчиками анализируйте переписку между сторонами в рамках исполнения контракта. Часто в переписке или на совместных протоколируемых совещаниях госзаказчики обещают исполнителям "золотые горы" ради своевременного исполнения условий контрактов. Переписка подтвердит не только осведомленность госзаказчика об обстоятельствах, препятствующих исполнению, но и переложит на него риски. Или станет основанием для снижения размера ответственности.

2. Знайте работу доверителя изнутри. Споры по госконтрактам требуют погрузиться в проблему. Открывайте ГОСТы, СНиПы, технические нормы и правила для проверки обоснованности претензий госзаказчика. Это особенно полезно, если надо оспорить выводы по результатам экспертизы.

3. Надо успеть передать исполнение по контракту до момента расторжения. Один из плюсов в регулировании 44-ФЗ в том, что с момента направления отказа от договора до момента его расторжения у исполнителя есть небольшой запас времени.
Используя его, он может: (а) устранить обстоятельства, указанные в одностороннем отказе, (б) передать определенный результат работы – пусть и незаконченный.
Это позволит в последующем обратиться за взысканием стоимости работ, выполненных в рамках контракта и переданных до момента его расторжения.

Рекомендации дала Алина Хамматова, S&K Вертикаль.

Активность клиента против затягивания в госструктурах

Госорганы могут оказаться неповоротливыми в спорах из-за раздутого бюрократического аппарата и долгой процедуры обмена информацией. Даже между отделами одного ведомства сложно обменяться данными и быстро сформировать правовую позицию, говорит Ляховецкий из Art de Lex. Непредоставление документов или позиции на протяжении нескольких заседаний может побудить суд принять решение против госоргана (Определение АСГМ от 18 февраля 2020 года по делу №А40-129372/16 по обособленному спору между ООО «НСК ЭНТЭР» и ФНС России).

"Можно и нужно обращать внимание суда на затягивание процесса со стороны госоргана, на пассивное поведение, на отсутствие подтверждающих позицию доказательств. Можно задавать дополнительные, но принципиальные вопросы, ответить на которые представитель госоргана не сможет без запроса информации у нескольких отделов или десятков лиц", – говорит юрист. Такая особенность характерна и для крупных корпораций: юрдепартамент порой не может в полной мере подготовиться к судебному заседанию из-за длинной цепочки коммуникаций, согласования позиции и сложного пути предоставления информации и документов.

Для ответчика, в свою очередь, успешна именно активная позиция при доказывании - она сильно усложнит возможность принять решение в пользу госоргана. "Именно госорган должен доказать законность своего решения. Но суды снисходительны к госорганам в части исполнения этой обязанности. Поэтому активное процессуальное поведение другой стороны спора увеличит шансы на объективное рассмотрение дела", – говорит Кира Корума.

Оспариваем убытки от приставов: рекомендации

Убытки, вызванные действиями/бездействием судебных приставов – особый вид исков против государства. Основания для них могут возникать, если приставы незаконно ограничили выезд за границу или, к примеру, вовремя не исполнили судебный акт. Что важно в таких спорах?

  • Правильно определить ответчика. Предъявления иска только в отношении территориального отделения ФССП недостаточно. Так как иск предъявляется фактически против РФ, то согласно Бюджетному кодексу в качестве представителя ответчика и «главного распорядителя бюджетных средств» в заседании должно участвовать ФССП России (Указ Президента РФ от 13.10.2004 №1316).
  • Если иск предъявлен ввиду бездействия пристава в рамках исполнительного производства, важно, чтобы такое исполнительное производство было завершено. В обратном случае пристав сможет после подачи иска предпринять формальные шаги, что не позволит суду установить его бездействие.
  • В разбирательствах по искам, инициированным госорганами против компаний, важно помнить про применение принципа айкидо: статус «государственного истца» можно использовать в свою пользу. Пример: высока вероятность приостановить исполнение судебного акта в кассации со ссылкой на особенности бюджетного финансирования, применимые к «государственному истцу». По ст. 242.2 Бюджетного кодекса, взыскание с бюджетного учреждения в размере, превышающем ассигнования, подразумевает внесение изменений в сводную бюджетную роспись. Такой порядок может затруднить поворот исполнения судебного акта при его отмене. Поэтому кассации периодически удовлетворяют ходатайства о приостановлении исполнения, ссылаясь на особенности бюджетного процесса.

Советы давал Сергей Лысов, старший юрист юридической фирмы "Кульков, Колотилов и партнеры".

Ответчику поможет экспертиза

Особенность в спорах с чиновниками – условная презумпция доверия суда к позиции госоргана как наиболее компетентного эксперта в сфере своей деятельности, отмечает Хасанова. Задача юриста – опровергнуть правовую позицию госоппонента, предоставив квалифицированную оценку спорных обстоятельств. Для такой задачи лучше всего подходит экспертиза, в том числе внесудебная. "Корректно составленное, полное и обоснованное заключение эксперта поможет заронить сомнение в правомерности позиции госоргана", – отмечает Хасанова.

Именно специальные познания могут стать ключевыми при разрешении дел с участием госструктур, соглашается Кира Корума. "Сотрудники госорганов квалифицированы и имеют богатый узкоспециализированный опыт судебных споров по предмету своей компетенции. Но они точно не специалисты в сфере деятельности хозяйствующего субъекта", – говорит она.

Ищем особенности спора и разрываем шаблоны

Юристы отмечают, что госструктуры часто не утруждаются с доказыванием, предоставляя общую правовую позицию. С учетом этого в суде компаниям надо опираться на фактические обстоятельства и индивидуальные особенности именно своего случая.

Очень часто налоговые, антимонопольные и другие госорганы мыслят и составляют документы по некому сформированному шаблону и приравнивают большинство ситуаций или подконтрольных лиц к одному знаменателю, делится опытом юрист Art de Lex. "Именно индивидуальные особенности тех или иных фактических обстоятельств, которые порой кардинально отличаются от шаблона госоргана, позволят убедить суд в вашей правоте, если вы подтвердите, что логика госоргана не применима к данному спору", – говорит Ляховецкий, приводя в пример дело №А65-29889/18.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

госзаказ, договорное право, коммерческие споры, налоговое право, налоговые проверки, налоговые споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности