*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Юридическим фирмам пора «подумать о душе»
Интервью Евгения Шестакова, управляющего партнера ИНТЕЛЛЕКТ-С, порталу НЭП'08 на тему кризиса, долгов, коллапса банковской системы.
Директор Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Евгений Шестаков о том, как финансовый кризис поменял местами дебиторов и кредиторов, есть ли способы бороться с незаконными действиям банков по отношению к своим клиентам и почему лидерам рынка юридических услуг пора подумать «о душе».
21.10.2008 | Ольга Орлова | НЭП'08
– Евгений Николаевич, на фоне осложнения ситуации на финансовом рынке стали более востребованными услуги коллекторских агентств. Вы заметили это по структуре обращений клиентов?
– Разумеется. О том, что рынке не хватает денег, мы ощутили еще этим летом. Если хорошенько задуматься, ситуация длится уже год. А кризис ликвидности возник задолго до того, как о нем заговорили все вокруг, хотя специалисты и предрекали его заранее. Индикатор, которым мы оперируем, – это активность взыскателей по долгам, возникшим из денежных обязательств. Частота обращений за коллекторскими услугами увеличилась в июне, тогда наша компания заключила несколько договоров на сопровождение крупных взысканий, в том числе с кредитных организаций, чего раньше, кстати говоря, не было.
Текущая ситуация в банковском секторе, связанная с резким выводом вкладчиками своих средств с депозитов, повлекшая в том числе и невозможность для банков осуществлять некоторые клиентские операции, говорит о том, что мы близки к весьма существенным изменениям на финансовом рынке. Некоторые банки из последних сил держатся на грани дефолта, боясь потерять самостоятельность, опасаясь глубокой приватизации банковского сектора, в том числе вводя незаконные сборы, комиссии и ограничения на снятие, что, на мой взгляд, лишь усугубляет нездоровую ситуацию. Банки только ослабляют себя в этой агонии, ведь чем она дольше, тем больше должен банк, а значит, у него меньше шансов достойно выйти на собственное банкротство, которое, увы, для некоторых неизбежно. Если бы одни банки смогли открыто признать несостоятельность, то был бы шанс собственникам при слиянии получить за них суммы большие, нежели 100 рублей за КИТ-Финанс и 5000 рублей за ГЛОБЭКС.
– У вас уже есть обращения по поводу незаконных действий банков?
– Руководители и собственники наших компаний – постоянных клиентов. Их сотрудники постоянно жалуются на незаконные сборы, тарифы, ограничения, которые банки ввели, борясь с оттоком денежных средств со своих счетов. В ситуации общего кризиса большинство российских банков попали в тяжелое положение, которое существенно обостряется из-за того, что напуганные вкладчики начинают массово снимать деньги со счетов. В результате банки вынуждены прибегать к непопулярным мерам, в частности, к введению лимитов на снятие денег с банковских счетов, заградительных высоких комиссий за досрочное расторжение клиентом договоров банковского вклада, приостановка платежей по платежным поручениям клиентов.
Но далеко не все меры банка, направленные на стабилизацию ситуации, соответствуют требованиям закона. В частности, не соответствуют закону заградительные высокие комиссии на досрочное расторжение клиентом договоров банковского вклада. Поэтому клиенты банка, которые пострадали от такой «стабилизационной» меры банка, могут требовать восстановления нарушенных прав и обращаются к нам за помощью.
– Кто из ваших клиентов наиболее серьезно пострадал от кризиса?
– Практически весь реальный сектор экономики оказался затронут кризисом в той или иной степени. Среди наших клиентов больше всего пострадали кредитные организации, дистрибьюторские компании, строительные фирмы, ритейл. Производители продуктов питания и оптовые компании безуспешно борются с Гроссмартом и Банана-Мамой. Не все благополучно с сетью магазинов Самохвал, Мосмарт. Очень-очень много примеров. Кстати, ритейлеры между собой ситуацию напрямую ассоциируют с войной, шутя по-злому, что пока все солдаты в строю, им невдомек, что очень скоро погибнет каждый второй. И неслучайно тяжелая ситуация в рознице станет главной темой, которая будет обсуждаться 5 ноября на ежегодной конференции «Недобросовестность в бизнесе-2008: долги ритейловых сетей».
Другой пример. Строителям (нашим клиентам – двум разным компаниям, не связанным между собой) не платят за выполненную работу два разных банка – несмотря на то, что есть подписанные акты. Причем один из должников – это крупнейший федеральный банк, который, согласно сообщениям СМИ, получит на преодоление кризиса субординированный кредит от государства на сотни миллиардов рублей, а также крупнейший уральский региональный банк.
– Вы, как коллекторы, какой видите выход?
– По сути, финансовый кризис привнес новый тренд на рынок коллекторских услуг – коллекторство долгов банков в пользу их клиентов. Суть тренда – кардинальное изменение вектора деятельности коллекторов. Если раньше кредитные организации взыскивали долги, то теперь кредитором выступит клиент банка, а должником, с которого коллектор будет взыскивать долг, – сам банк.
Мы планируем открыть новую практику. Она будет заниматься исключительно взысканиями в порядке банкротства кредитных организаций и привлекать к субсидиарной (дополнительной) ответственности топ-менеджеров банков по долгам банков, которые возникли в результате их действий и привели к печальным последствиям в виде банкротства. Топ-менеджеры ответят всем принадлежащим им имуществом. При этом мы подчеркиваем, что в поле внимания наших коллекторов попадут не все банки, а только те, топ-менеджеры и владельцы которых предпримут недобросовестные шаги в отношении клиентов банка. А именно, оправдываясь сложной ситуацией на финансовых рынках, будут использовать банковский бизнес для решения личных финансовых проблем и (или) преследовать личные корыстные интересы: принимать решения по выводу активов банка, заключать сделки и предпринимать иные действия, направленные на личную выгоду и приведшие к банкротству финансовой организации.
Суть новации, которую мы предлагаем, – это участие профессиональных юристов в процедуре банкротства кредитной организации со стороны и в интересах кредиторов банков. Взыскание долга в такой ситуации возможно не только за счет активов банков. ИНТЕЛЛЕКТ-С будет требовать погашения долга полностью или частично и от руководства банка, если его активов не хватит на оплату долгов перед всеми вкладчиками и другими кредиторами.
– А вы не боитесь, что, озвучивая ваш новый проект, компания может испортить отношения с вашими банками-партнерами? Ну, или потенциальными партнерами...
– Несмотря на то что содействие во взыскании будет оказываться всем заинтересованным лицам, осуществляться на деле оно будет при условии отсутствия конфликта интересов, т.е. в отношении только тех кредитных организаций, с которыми у нашей компании нет действующих договоров на оказание коллекторских услуг.
Было бы ошибкой считать, что банки приватизировали коллекторство. Сегодня к нашим услугам прибегает обыкновенный бизнес, особенно активны ТСЖ, управляющие компании.
– А можно ли предсказать, что станет непосредственно с вашим бизнесом? Думаю, придется серьезно пересматривать и его структуру, и планы... И как трансформируется рынок юридических услуг?
– Уже сейчас могу сказать, что рост рынка гарантированно снизится. Юридические фирмы должны пересмотреть свои бюджеты. Например, мы отказались от кредита на приобретение в будущем году нового офиса. Лично я немного опасаюсь, что наши клиенты начнут экономить на патентных и юридических услугах, связанных с инвестиционными проектами в сфере недвижимости (в т.ч. юридическое сопровождение реконцепции и редивелопмента), на сопровождении покупки или продажи бизнеса, Due Diligеnce, ВЭД, юридическом сопровождении первичного размещения акций IPO, сопровождении создания ПИФов и тому подобном – т.е. на премиуме. Возможно, что произойдет откат рынка на некоторое время назад, в прошлое, когда ценились простые понятные услуги первой юридической необходимости – увеличится спрос на налоговых консультантов, корпоративщиков в т.ч. специалистов M&A, коллекторов и адвокатов. Т.е. будет цениться все, что связано с реальной помощью клиентам в сокращении их затрат, в том числе юридический и бухгалтерский аутсорсинг, позволяющий экономить на зарплате и налогах.
Но мы можем получить и ложку меда в бочке дегтя. Те крупнейшие российские компании, которые в последнее время предпочитали получать юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги первой четверки западных консалтинговых фирм, будут вынуждены «ужать» бюджеты на внешний консалтинг и перетекут к нам. Региональное развитие «первой четверки» в России сейчас вообще под большим вопросом из-за финансовых проблем, вызванных макроэкономическим кризисом, и из-за снижения активности их главных клиентов – транснациональных компаний и крупных иностранных фирм и банков, резко сворачивающих активность в развивающихся странах.
К сожалению, время кризисов – время мошенников и нечистоплотных консультантов, которые не брезгуют грязной работой. Так, может возродиться спрос на услуги рейдерских команд для атак на ослабленные кризисом предприятия и спрос на компании, которые специализируются на номинальном сервисе и схемах, помогающих незаконно уйти от исполнения обязательств перед контрагентами.
Мне кажется, что лидерам рынка юридических услуг, в чьих руках сегодня сконцентрированы опыт, наработки, юридические технологии, квалифицированные кадры, пора, что называется, «подумать о душе». Они должны, не отвлекая ценные ресурсы на сомнительные войны, может быть, даже в ущерб суперприбылям, которые сулит «ловля крупной рыбы в мутной воде», помочь, в первую очередь, своим постоянным клиентам восстановить ликвидность, вернув деньги от дебиторов. Возможно, им нужна будет защита, так как неплатежи повышают риск недружественного поглощения по классической долговой банкротной схеме.
Интервью опубликовано на портале НЭП'08