Важнейшие изменения в ГК, ГПК и АПК за 2022
Тенденции, которые продолжат влияние на гражданское право и процесс в 2023 году.
Гражданский кодекс
В декабре 2021 г. «АГ» писала о неожиданно сдвинувшейся под конец года с «мертвой точки» ситуации с последним «лоскутом» реформы Гражданского кодекса – изменениями, связанными с вещными правами.
Реформа ГК, начатая еще в 2008 г., фактически закончилась в 2018 г., не был принят только новый раздел о вещных правах. Из-за его революционности (включая концепцию единого объекта, введение нового «права застройки», иных ограниченных вещных прав) законопроект очень долго – почти три года – проходил рассмотрение в Госдуме.
Однако путь от второго чтения до закона раздел о вещных правах проделал почти молниеносно: во втором чтении законопроект № 47538-6/12 Госдума приняла 7 декабря 2021 г.; не прошло и двух недель, как Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» был принят.
Первоначально предполагалось, что раздел о вещных правах (гл. 6.1 «Недвижимые вещи» и гл. 17.1 «Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места») вступит в силу с 1 марта 2023 г., однако Федеральным законом от 28 июня 2022 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок вступления его в силу был изменен, и указанные нормы вступили в силу раньше – с 1 сентября 2022 г.
На мой взгляд, новый раздел о вещных правах – безусловно, самое существенное изменение российского гражданского законодательства в уходящем году.
Иные изменения 2022 г. касались в основном корпоративного законодательства и являются точечными, преимущественно процедурными.
Так, Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. № 20-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица (а в случаях, предусмотренных законом, также иные органы юридического лица) вправе утверждать внутренние регламенты и иные внутренние документы общества, регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами (абз. 1 п. 5 ст. 52 ГК). Закон вступил в силу 8 марта 2022 г.
Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» законодатель смягчил требования о ежегодном проведении обязательного аудита для непубличных АО. Сейчас аудит обязателен для всех акционерных обществ, что не всегда обосновано и зачастую создает только излишние издержки. С 1 января 2023 г., когда Закон вступит в силу, проведение аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности непубличных АО будет обязательным только в случаях, предусмотренных законом.
Стоит отметить, что российское законодательство предусматривает десятки случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – например, на сайте Минфина России опубликован Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г., куда включены 83 случая.
Самой заметной новеллой в сфере интеллектуальной собственности, на мой взгляд, является установление возможности регистрации права на товарный знак не только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но и гражданами, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП (самозанятыми гражданами). Такое право российские физлица получат согласно Федеральному закону от 28 июня 2022 г. № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», который вступит в силу с 29 июня 2023 г.
Право граждан регистрировать и использовать товарный знак, не будучи индивидуальным предпринимателем, влияет и на иные отрасли законодательства. Так, после 29 июня 2023 г. товарный знак можно будет беспрепятственно наследовать.
Иные изменения в сфере интеллектуальной собственности, внесенные в ГК в 2022 г., представляют собой отдельные точечные изменения, направленные на урегулирование локальных вопросов правоприменения.
Так, Федеральным законом от 28 мая 2022 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» уточнены основания для отказа в регистрации товарного знака, предусмотренные подп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК, путем дополнения о невозможности регистрации в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой или содержащего элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара. В частности, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с ГК (п. 7 ст. 1483). Закон вступит в силу 29 мая 2023 г.
Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 176-ФЗ «О внесении изменения в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» принят в целях приведения национального законодательства в соответствие с положениями Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, к которому Россия присоединилась в 2017 г. Закон вступил в силу 22 июня 2022 г.
Федеральным законом от 7 октября 2022 г. № 386-ФЗ «О внесении изменения в статью 1363 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» устранен пробел в законодательном регулировании в части оснований оспаривания дополнительных патентов на изобретения, относящиеся к таким продуктам, как лекарственное средство, пестицид или агрохимикат. Закон вступил в силу 18 октября.
Наконец, 31 декабря вступит в силу Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», подготовленный в рамках плановой работы по гармонизации российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности с положениями Договора о патентной кооперации, Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов и Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях и направленный на соблюдение интересов российских участников гражданского оборота.
Закон вносит изменения в ряд норм ГК в целях уточнения процедур, связанных с предоставлением на территории России правовой охраны объектам интеллектуальных прав (изобретения, промышленные образцы, географические указания, наименования мест происхождения товаров) в соответствии с указанными международными договорами.
Как видим, на гражданское законодательство в уходящем году не повлияли ни пандемия коронавируса (окончание которой ВОЗ прогнозировала в 2022 г.), ни специальная военная операция на Украине, начавшаяся 24 февраля. Очевидно, это связано с тем, что СВО не имеет прямого отношения к гражданскому обороту, а ее отдельные гражданско-правовые последствия (например, «кредитные каникулы» мобилизованным гражданам) реализуются путем принятия отдельных законов, без внесения изменений в Гражданский кодекс.
Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы
После бурного 2019 г., когда российский процесс был существенно изменен Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ, который некоторые СМИ даже окрестили «процессуальной революцией» (новеллы вступили в силу с 1 октября 2019 г. одновременно с началом работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции), в последние три года российское гражданское процессуальное законодательство изменялось в гораздо меньшей степени – изменения в 2022 г. связаны в основном с политической ситуацией, введением антироссийских санкций и ответных специальных экономических мер РФ, прекращением участия России в Совете Европы, расширением компетенции прокурора в гражданском и арбитражном процессе.
Грустным последствием прекращения членства России в Совете Европы представляется отмена Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» норм ГПК РФ о пересмотре судебных актов, принятых российскими судами, в случае установления Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в ЕСПЧ. Эти обстоятельства перестают быть новыми обстоятельствами, влекущими пересмотр судебных актов (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК). Закон вступил в силу 11 июня 2022 г.
Как бы мы ни относились к ЕСПЧ, прекращение его полномочий в отношении России, на мой взгляд, снижает уровень правовой защищенности граждан России. Кроме того, отечественная судебная система «замыкается в себе», не получая «обратной связи» в виде оценки ЕСПЧ практики применения государством различных норм законодательства РФ.
«Взамен ЕСПЧ» основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам с 10 января 2022 г. является «признание постановлением Конституционного Суда РФ не соответствующим Конституции РФ или применение в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом РФ в постановлении истолкованием, примененного судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ", в связи с обращением иного лица независимо от обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации». Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены соответствующие изменения в п. 3 ч. 3 ст. 311 АПК, а также в п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК.
Продолжением этой тенденции, полагаю, является введенный Федеральным законом от 7 октября 2022 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и в гражданский, и в арбитражный процессы институт «вступления прокурора в дело для дачи заключения» в целях «обеспечения законности».
Прокурор вступает в дело по своей инициативе или инициативе суда на любой стадии процесса для дачи заключения:
- о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств;
- при рассмотрении судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения;
- в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством РФ, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством РФ о таможенном регулировании, а также законодательством, устанавливающим специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях.
Кроме того, компетенция прокурора в арбитражном процессе существенно расширяется: согласно внесенным в ч. 1 ст. 52 АПК дополнениям прокуроры вправе обращаться в арбитражные суды с исками:
- о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством РФ, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством РФ о таможенном регулировании, и о применении последствий недействительности таких сделок;
- о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и о применении последствий недействительности таких сделок.
Более того, в перечисленных случаях, а также в некоторых других прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности (ч. 5 ст. 52 АПК).
Расширение полномочий прокурора – очевидное следствие введения специальных экономических мер, реакция государства на действия «недружественных» иностранных государств, однако дача такого заключения, как и вступление прокурора в дело, на мой взгляд, будут неизбежно влиять на объективность суда. Закон вступил в силу 18 октября.
Отмечу, что до этого полномочия прокурора уже расширялись – всего год назад Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» была расширена компетенция прокурора в арбитражном процессе в сфере гособоронзаказа, а также при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поскольку в рамках реализации поправок к Конституции РФ ст. 5 Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» до 1 января 2023 г. упраздняются конституционные (уставные) суды субъектов РФ, из АПК и Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» исключено упоминание о них. Соответствующий Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2023 г.
Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. № 98-ФЗ «О внесении изменения в статью 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» законодатель выполнил требование КС установить порядок индексации присужденных сумм.
Конституционный Суд неоднократно – только в 2021 г. дважды – высказывался о недопустимости отказа взыскателям в индексации присужденных им денежных сумм по мотиву отсутствия законодательного механизма индексации, и по ст. 208 ГПК, и по аналогичной ст. 183 АПК.
Так, Постановлением КС от 12 января 2021 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Л.В. Бакиной, С.А. Жидкова, Е.М. Семенова и Е.И. Семеновой» статья 208 ГПК была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой эта норма не содержит определенных и недвусмысленных критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная ею индексация.
КС подчеркнул, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из данного постановления, судам в целях реализации ст. 208 ГПК (в случаях, когда условия и размер индексации присужденных денежных сумм не установлены договором) надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ею индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране.
Всего через полгода Конституционный Суд высказался об этом и в Постановлении от 22 июля 2021 г. № 40-П «По делу о проверке конституционности статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Республики Татарстан и жалобой гражданина В.В. Сторублевцева».
Требование КС предусмотреть законом соответствующий порядок индексации наконец-то было выполнено. В частности, установлено, что для индексации используется официальная статистическая информация об ИПЦ (тарифов) на товары и услуги в РФ, размещаемая на сайте Росстата. Закон вступил в силу 27 апреля 2022 г.
Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 177-ФЗ «О внесении изменения в статью 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» соответствующие изменения внесены и в ст. 183 АПК. Закон вступил в силу 22 июня.
Кроме того, Верховный Суд РФ в 2022 г. также занимался устранением локальных пробелов в ГПК и внес в Госдуму ряд законопроектов в целях урегулирования процедурных вопросов, не урегулированных в Кодексе.
Так, Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» устранен пробел ГПК в виде отсутствия императивной нормы о том, что рассмотрение дела, начатое определенным составом суда, должно им же и быть окончено, а также в части отсутствия регламентации вопроса о замене состава суда. Это давало судам общей юрисдикции возможность произвольно передавать дело от одного судьи другому, не оформляя это путем вынесения соответствующего судебного акта. При этом и в КАС РФ, и в АПК, и в УПК РФ соответствующие нормы есть. Закон вступил в силу 22 июня.
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» в Кодекс внесено правило: если стороны не произвели оплату экспертизы или оплатили ее не полностью, денежные суммы в счет выплаты вознаграждения за проведение экспертизы подлежат взысканию с одной стороны или с обеих сторон и распределяются между ними в порядке, установленном ГПК (ст. 98). Аналогичные правила установлены в АПК и в КАС. Теперь пробел устранен и в ГПК. Закон вступил в силу 25 июля.
Анализируя новеллы позапрошлого года, я отмечал, что наиболее заметное изменение российского гражданского процесса в 2020 г. было связано, как ни странно, не с законодательством. Самым существенным изменением правил гражданского процесса в 2020 г., на мой взгляд, стала возможность проводить в арбитражных судах онлайн-заседания. Такая возможность была предусмотрена в связи с пандемией COVID-19 совместным Постановлением президиумов Верховного Суда и Совета судей от 8 апреля 2020 г. № 821.
В мае 2020 г. о разработке законопроекта об онлайн-заседаниях по гражданским, арбитражным делам и делам административного судопроизводства объявил Минюст России. Поправки в ГПК, АПК и КАС были разработаны в соответствии с планом мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Показательно, что соответствующий законопроект (№ 1144921-7) внесен в ГД РФ не Верховным Судом РФ, а Правительством РФ.
В итоге в конце 2021 г. был принят Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2022 г. и применяется судами «при наличии технической возможности».
Максимально расширено применение электронного документооборота в гражданском, арбитражном процессе и при рассмотрении дел административного судопроизводства, включая подачу в электронном виде исков, апелляционных и кассационных жалоб, заявлений об обеспечении, извещение участников процесса о дате и времени судебных заседаний, направление им судебных актов. Кодексы дополнены соответственно ст. 153.2 АПК, ст. 155.2 ГПК и ст. 142.1 КАС «Участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции», устанавливающими правила проведения онлайн-заседаний.
В целом и российское гражданское право, и российский гражданский процесс подверглись в 2022 г. довольно локальным изменениям. Эти изменения (прежде всего применительно к процессу) обусловлены преимущественно политической ситуацией, являющейся следствием проведения специальной военной операции и последовавшим за ней введением санкций и ответных специальных экономических мер РФ, прекращением участия России в Совете Европы, расширением присутствия государства в гражданском и арбитражном процессах. Кроме того, по инерции, заложенной еще «ковидным» 2020 г., расширяется цифровизация российского процесса, развивается электронный документооборот в российских судах.
Эти две тенденции, очевидно, будут влиять на российское гражданское право и гражданский процесс и в следующем году; при этом темпы цифровизации будут зависеть прежде всего от финансовых возможностей, заложенных в бюджетной системе на предстоящий год.
Источник: обзор Романа Речкина, INTELLECT, в «Адвокатской газете»
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>