print

Реакция на неконституционность норм законов

Обзор ключевых изменений в ГК, ГПК и АПК РФ за 2024 год, подготовленный Романом Речкиным.

Основная часть законодательных изменений в 2024 году – реакция на неконституционность или «пробельность» норм законов.

Гражданский кодекс

На фоне текущей геополитической ситуации гражданское законодательство в 2024 году очевидно не являлось приоритетной для отечественного законодателя сферой – изменения носили локальный характер, точечно решались отдельные вопросы правового регулирования. Причем значительная часть этих изменений являлась реакцией на неконституционность соответствующих норм закона или правовые проблемы, выявленные Конституционным Судом РФ.

Так, Федеральным законом от 30 января 2024 г. №4-ФЗ «О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разрешен по существу процессуальный вопрос – возможность возложения на «проигравшую» сторону судебных расходов при рассмотрении в административном порядке (в Роспатенте) споров в связи с оспариванием предоставления правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности.

Проблема заключается в том, что российское законодательство (ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ) регулирует порядок и основания возмещения расходов, понесенных лицом для защиты его права, только в судебном порядке (при рассмотрении дела судом). Однако защита прав осуществляется и в административном порядке – в частности, в сфере интеллектуальной собственности ее осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Законопроект был разработан во исполнение Постановления КС РФ от 10 января 2023 г. №1-П по делу о проверке конституционности ст. 15 и п. 2 ст. 1248 ГК РФ, ст. 106 и ч. 1 ст. 110 АПК РФ в связи с жалобой ООО «НИКА-ПЕТРОТЭК», которому было отказано во взыскании расходов, понесенных в связи с защитой прав на патент на изобретение в Роспатенте до обращения в суд.

Соответственно, ст. 1248 ГК была дополнена указанием на то, что при рассмотрении спора в административном порядке «расходы стороны спора ˂...˃ подлежат возмещению стороне спора, в чью пользу федеральным органом исполнительной власти принято решение, другой стороной спора».

Закон вступил в силу с 10 февраля 2024 г., при этом, к сожалению, указания о том, что это правило применяется и к спорам, рассмотренным Роспатентом ранее, закон не содержит.

Также необходимо отметить, что законодатель, разрешив указанный вопрос применительно к спорам, рассматриваемым Роспатентом, не попытался решить вопрос системно, с учетом того что нормы о компенсации затрат, понесенных лицами в административных спорах, отсутствуют и в КоАП РФ (в связи с чем Конституционному Суду пришлось неоднократно корректировать сложившуюся практику – например, в Постановлении от 15 июля 2020 г. №36-П), и во многих специальных законах, предусматривающих административную процедуру разрешения споров в соответствующих сферах (например, споры с регистрирующим органом в рамках государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей).

Федеральный закон от 11 марта 2024 г. №48-ФЗ «О внесении изменений в статью 123.22 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» является реакцией законодателя на Постановление КС РФ от 12 мая 2020 г. №23-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго"».

Конституционный Суд в данном постановлении признал п. 5 ст. 123.22 ГК не соответствующим Конституции в той мере, в какой он исключал возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения).

Проблема в том, что изначально предусмотренная ГК РФ простая и понятная норма ГК РФ о субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения по обязательствам последнего при недостаточности у учреждения денежных средств и имущества не была соответственно скорректирована в ходе реформирования ГК РФ в 2014 г. (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. №99-ФЗ), когда появились казенные, бюджетные и автономные государственные (и муниципальные) учреждения.

Ответственность бюджетных и автономных государственных (и муниципальных) учреждений перед кредиторами в значительной степени ограничена положениями ГК, в связи с чем этот вопрос пришлось решать Конституционному Суду.

Закон вступил в силу с 22 марта 2024 года.

Федеральным законом от 22 июля 2024 г. №190-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» установлен порядок использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны. Речь идет о произведениях, срок охраны которых предположительно не истек, но разрешение на их использование получить невозможно из-за того, что неизвестен их автор и/или правообладатель.

В этом случае закон предусматривает введение так называемой «принудительной лицензии», когда вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав зачисляется на номинальный счет, владельцем которого является организация по управлению правами на коллективной основе.

Закон вступил в силу с 21 октября 2024 года.

Применительно к Федеральному закону от 8 августа 2024 г. №237-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» необходимо отметить, что изначально он предусматривал только корректировку ст. 34 ГК об органах опеки и попечительства в связи с тем, что Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» часть полномочий в этой сфере передавались из муниципального ведения в компетенцию субъектов РФ.

Однако в ходе рассмотрения в Госдуме в законопроект были добавлены изменения – в частности, в ст. 123.20-4 «Основные положения о личном фонде» и ст. 1202 ГК.

Закон вступил в силу с 8 августа 2024 года.

Говоря о нормах Гражданского кодекса в 2024 году, нельзя не отметить Постановление КС от 31 октября 2024 г. №49-П «По делу о проверке конституционности статей 195 и 196, пункта 1 статьи 197, пункта 1 и абзаца второго пункта 2 статьи 200, абзаца второго статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Краснодарского краевого суда».

КС признал указанные нормы не соответствующими Конституции в части применения сроков исковой давности к требованиям об обращении коррупционного имущества в доход государства, установив, что «какой-либо срок, ограничивающий возможность подачи прокурором искового заявления с требованиями об обращении в доход РФ имущества как приобретенного вследствие нарушения лицом, замещающим (занимающим) или замещавшим (занимавшим) публично значимую должность, требований и запретов, направленных на предотвращение коррупции, в том числе имущества, в которое первоначально приобретенное вследствие указанных нарушений имущество (доходы от этого имущества) было частично или полностью превращено или преобразовано, считается неустановленным».

При этом Суд особо отметил, что вывод о неприменении исковой давности касается только исков о нарушении «антикоррупционного» законодательства и «не может быть автоматически распространен на решение вопроса о применимости или неприменимости исковой давности к иным, помимо указанных, исковым заявлениям ˂...˃ в том числе основанным на нарушении порядка приватизации».

В итоге 2024 год заканчивается с практически неизменным гражданским законодательством, «обогащенным» фактически только позицией КС о неприменении исковой давности к «антикоррупционным» искам Генпрокуратуры.

Как уже отмечалось, российское гражданское законодательство в текущем году не было приоритетом для законодателя. В связи с геополитической ситуацией, существенно влияющей на все социально-политические процессы, в центре внимания государства находятся прежде всего налоговые и бюджетные вопросы.

На мой взгляд, эта ситуация четко отражает сложившиеся приоритеты как законодателя (Госдумы), так и государства в целом.

Процессуальные кодексы

После бурного 2019-го, когда российский гражданский процесс был существенно изменен Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. №451-ФЗ, который некоторые СМИ окрестили «процессуальной революцией» (новеллы вступили в силу с 1 октября 2019 года одновременно с началом работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции), в последующие годы, включая уходящий, российское гражданское процессуальное законодательство изменялось в гораздо меньшей степени.

Кардинальные изменения связаны, по сути, только с резким повышением с 9 сентября 2024 года размера госпошлин за обращение в суд, но эти изменения имеют преимущественно бюджетные (налоговые) мотивы и представляют собой изменения в Налоговый кодекс РФ, а не в процессуальные кодексы, поэтому в данном обзоре не рассматриваются.

С точки зрения правил гражданского процесса содержательно можно говорить только о завершении в этом году реформы гражданского процесса, инициированной Верховным Судом РФ в конце 2022-го. В частности, ВС в ноябре 2022 года внес в Госдуму одновременно три законопроекта, каждый из которых содержал изменения в один из процессуальных кодексов: ГПК, АПК и КАС. Законопроект о внесении поправок в КАС был принят в течение полугода (см. Федеральный закон от 24 июля 2023 г. №349-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»). Законопроект о внесении изменений в АПК был принят через год (см. Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. №667-ФЗ).

Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. №667-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» в целях повышения удобства и уменьшения нагрузки на судей искусственно усложнил обжалование определения об обеспечении иска: определение арбитражного суда об обеспечении иска теперь не может быть обжаловано в апелляционном порядке – лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с ходатайством об отмене обеспечения иска, а в апелляционном порядке обжалуется, соответственно, только определение об отказе в отмене обеспечения.

Закон расширил и сферу применения упрощенного производства в арбитражном процессе – как путем увеличения соответствующих лимитов цены иска (для юридических лиц – до 1,2 млн руб., для индивидуальных предпринимателей – до 600 тыс. руб.), так и путем установления правил о рассмотрении в упрощенном производстве отдельных категорий дел (об индексации присужденных денежных сумм, а также о судебных расходах).

Не обжалуется теперь определение об оставлении апелляционной жалобы без движения (соответствующая норма была исключена из ч. 1 ст. 263 АПК).

Также в целях повышения удобства судей и их «разгрузки» были увеличены (с 5 до 10 рабочих дней) процессуальные сроки объявления перерыва, а также сроки изготовления мотивированного решения арбитражного суда.

Срок рассмотрения дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица Федеральной службы судебных приставов может быть продлен до трех месяцев «в связи с особой сложностью дела, значительным числом участников арбитражного процесса». Кроме того, срок рассмотрения апелляционной и кассационной жалоб увеличен с двух до трех месяцев (со дня поступления жалобы вместе с делом в соответствующий арбитражный суд).

Закон вступил в силу с 5 января 2024 года.

В уходящем году наконец был принят и Федеральный закон от 12 июня 2024 г. №135-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» – последний из трех законопроектов, внесенных ВС в Госдуму в ноябре 2022 года (законопроект №235526-8), судьба которого была самой сложной. Проект рассматривался более полутора лет и был по сравнению с первоначальной редакцией существенно изменен.

В частности, не была поддержана идея ВС о расширении «профессиональной монополии» (лиц с высшим юридическим образованием) на участие в качестве представителей в районных судах и у мировых судей. При этом сохранено правило о том, что только лицо, имеющее высшее юридическое образование, вправе быть представителем в суде апелляционной инстанции и в кассационном суде общей юрисдикции. Также не была принята законодателем давняя идея бывшего председателя ВС Вячеслава Лебедева для «выравнивания» нагрузки на суды «отменить» в принципе договорную подсудность.

Тем не менее закон расширил сферу применения упрощенного производства путем увеличения соответствующих лимитов цены иска по искам о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, а также о признании права собственности – со 100 до 250 тыс. руб. Увеличены и сроки оформления судебных приказов, а также мотивированных решений мировых судей, апелляционных определений суда и определений кассационного суда общей юрисдикции – до 10 рабочих дней.

Также была изменена подсудность дел по искам о восстановлении трудовых и пенсионных прав, а также исков, связанных с социальными выплатами и льготами, – такие иски могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

Закон вступил в силу с 1 сентября 2024 года.

Остальные изменения процессуальных кодексов носили локальный, точечный характер и принимались исключительно во исполнение постановлений КС по соответствующим вопросам.

Так, по инициативе Конституционного Суда в целях реализации Постановления от 20 июля 2023 г. №43-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго части второй статьи 85, статей 96 и 97, части шестой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой автономной некоммерческой организации "Экспертно-криминалистический центр "Судебная экспертиза"» был принят Федеральный закон от 22 июля 2024 г. №191-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части четвертой статьи 16 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"».

Дело в том, что ГПК не содержал нормы о том, что экспертиза назначается судом только после предварительного внесения денежных средств на ее оплату в депозит суда, а также о том, что неоплата экспертизы до ее назначения может являться основанием для отказа судом в ее назначении. Отмечу, что в арбитражном процессе соответствующие правила были предусмотрены более 10 лет назад – Постановлением Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 г. №23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».

Аналогичные изменения внесены теперь и в ст. 79 ГПК.

Закон действует со 2 августа 2024 года.

Инициатором Федерального закона от 8 августа 2024 г. №255-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также является Конституционный Суд, Постановлением которого от 22 июня 2023 г. №34-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» была выявлена неопределенность в вопросе о том, с какого момента (вступления судебного акта в силу или поступления исполнительных документов на исполнение в уполномоченный орган) должна производиться индексация присужденных денежных сумм при обращении взыскания на бюджетные средства.

Связано этом с тем, что БК не предусматривает добровольного исполнения судебных актов до поступления исполнительного документа в орган, уполномоченный его исполнять. При этом и ГПК, и АПК, и КАС, безусловно, устанавливают обязательность вступивших в силу судебных постановлений (судебных актов) и предусматривают обязанность ответчика (включая государство) по их исполнению.

КС, в частности, установил – и законодатель закрепил в ГПК, АПК и КАС – соответствующее правило о том, что индексация присужденных денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится только с момента поступления исполнительных документов на исполнение в уполномоченный орган.

Закон вступил в силу с 19 августа 2024 года.

Федеральный закон от 26 октября 2024 г. №356-ФЗ «О внесении изменения в статью 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» был разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда от 20 ноября 2023 г. №53-П «По делу о проверке конституционности статьи 129, части первой статьи 331, пункта 3 части первой статьи 379.1, части первой статьи 379.2 и пункта 6 части первой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.П. Хомутининой».

Проблема, как указал КС, связана с тем, что судебные приказы о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей отменялись по заявлению ответчика по истечении значительного срока со дня их вынесения. В связи с этим при последующем взыскании алиментов в исковом производстве за часть периода алименты уже не могли быть взысканы (с учетом того, что в силу п. 2 ст. 107 Семейного кодекса РФ алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд).

На основании данного постановления ст. 129 ГПК была дополнена нормой о том, что при отмене соответствующего судебного приказа требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в порядке искового производства удовлетворяются в том числе за период, за который алименты подлежали взысканию согласно судебному приказу.

Закон вступил в действие 6 ноября 2024 года.

Федеральным законом от 6 апреля 2024 г. №74-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был устранен пробел процессуального законодательства (ГПК, АПК и КАС), связанный с тем, что должник (в отличие от взыскателя и судебного пристава-исполнителя) не был наделен правом подачи заявления о возобновлении приостановленного исполнительного производства. Кроме того, закон не устанавливал срок, в течение которого исполнительное производство подлежит возобновлению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Инициатором устранения и этой проблемы был Конституционный Суд (Постановление от 26 апреля 2023 г. №21-П «По делу о проверке конституционности статьи 440 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 42 и 45 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина Р. Р. Гафарова»). КС, в частности, посчитал, что такая ситуация может создавать предпосылки для злоупотребления со стороны взыскателя.

Закон вступил в силу с 17 апреля 2024 года.

Резюмируя, отмечу, что в целом российское гражданское право подверглось в 2024 году локальным изменениям, что обусловлено, как представляется, геополитической ситуацией, из-за которой в центре внимания государства находятся прежде всего налоговые и бюджетные вопросы.

Гражданский процесс в уходящем году также не являлся приоритетным для государства – по той же причине. Относительно более многочисленные и системные изменения норм в этой сфере связаны с завершением реформы, начавшейся задолго до 2024 года, – речь идет об упрощении правил процесса, в том числе в целях снижения нагрузки на судей. Данные изменения были инициированы Верховным Судом в ноябре 2022-го, но завершилась «реформа» фактически только 1 сентября 2024 года.

Источник: материал Романа Речкина, INTELLECT, для «Адвокатской газеты»

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

интеллектуальная собственность, коммерческое право, семейное право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности