Мы в соцсетях

RU   EN



print

Как будут работать «онлайн-кассы»

Новые требования к контрольно-кассовой технике, кассовым чекам и бланкам строгой отчетности: памятка для юристов и их доверителей.

После вступления в полную силу закона №290-ФЗ организации и предприниматели должны будут применять так называемые «онлайн-ККТ».

3 июня 2016 года был подписан новый Федеральный закон №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ККТ).

После вступления положений закона в полную силу организации и предприниматели должны будут применять не просто контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, а так называемые «онлайн-ККТ». Под «онлайн-ККТ» будут пониматься ЭВМ, иные компьютерные устройства и их комплексы, которые обеспечивают запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формируют фискальные документы, обеспечивают передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных (ОФД) и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ.

Изменится также понятие бланка строгой отчетности (БСО): теперь он станет первичным учетным документом, приравненным к кассовому чеку. Сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, он будет содержать сведения о расчете и подтверждать факт его осуществления в соответствии с требованиями законодательства РФ о применении ККТ. По сути своей, БСО будет представлять собой тот же кассовый чек.

Примечание. Перечень моделей контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями, а также перечень организаций, получивших разрешение на обработку фискальных данных, размещены на официальном сайте ФНС России.

Как будет работать «онлайн-ККТ»?

Очень упрощенно алгоритм взаимодействия участников процесса будет выглядеть так:

  1. Покупатель совершает покупку.
  2. Фискальный накопитель в ККТ (программно-аппаратное шифровальное средство защиты фискальных данных) формирует фискальный признак (достоверную информацию, сформированную особым способом), который распечатывается на чеке.
  3. Чек выдается (направляется) покупателю, и при необходимости тот может проверить легитимность выданного чека с помощью специального приложения на мобильном устройстве.
  4. Одновременно с выдачей чека все данные, которые он содержит, передаются через оператора фискальных данных в налоговую службу (ФНС).

Когда применение «онлайн-ККТ» станет обязательным?

Федеральный закон №290-ФЗ вступил в силу с 15 июля 2016 года. Однако многие его положения начнут действовать позже. Повсеместное введение новых ККТ пройдет постепенно – законом предусмотрено несколько ключевых дат:

  • с 15 июля 2016 года переход на новый порядок осуществляется добровольно;
  • с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ осуществляется только по новому порядку;
  • с 1 июля 2017 года старый порядок прекращает свое действие.

При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих ПСНО и спецрежим в виде уплаты ЕНВД (имеющих на сегодняшний день право не применять ККТ), в распоряжении имеется еще целый год для перехода на новый порядок работы: для них он станет обязательным с 1 июля 2018 года.

Как разъясняет ФНС, можно не покупать новую кассу, если есть возможность доработать для онлайн-передачи данных уже существующую ККТ (информация ФНС России «О переходе на онлайн-кассы»). Для этого ряд моделей потребуется модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель.

Подытожим сказанное:

Дата перехода на онлайн-ККТ Для кого важна Порядок действий
01.02.2017 Пользователи,
находящиеся на ОСНО и
УСНО
До этой даты ККТ регистрируется в прежнем порядке. Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого
кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не
допускаются.
01.07.2017 Пользователи, находящиеся на ОСНО и УСНО Текущая работа возможна только на «онлайн-ККТ», старый порядок прекращает свое действие.
01.07.2018 Пользователи:
• применяющие ПСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД,
• оказывающие услуги населению,
• осуществляю-щие торговлю с использованием торговых автоматов.
До этой даты можно осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за товар (работу, услугу).
С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно.
С 01.07.2018 применяются онлайн-ККТ или БСО, сформированные в электронной форме через автоматизированную систему для БСО.

Обратите внимание! Сохраняется прежний порядок применения ККТ на территориях РФ, на которых невозможно обеспечить передачу информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде из-за отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать информацию о расчетах, а только фиксировать ее в фискальном накопителе ККТ.

Также ст. 2 Закона о ККТ предусмотрено, что организации и предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении, в частности, следующих видов деятельности:

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов.

Новые требования, предъявляемые к кассовым чекам и БСО

Законом установлены новые требования к ККТ, фискальному накопителю, кассовому чеку и бланку строгой отчетности. В частности, в кассовом чеке и БСО (за некоторым исключением) должны будут содержаться следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • порядковый номер за смену;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях – адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах – наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет – адрес сайта пользователя);
  • наименование организации или ФИО предпринимателя, ИНН;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • признак расчета (получение средств от покупателя (приход), возврат средств покупателю (возврат прихода), выдача средств покупателю (расход), получение средств от покупателя, ранее выданных ему (возврат расхода));
  • наименование товаров, платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС;
  • сумма расчета с отдельным отражением ставок и сумм НДС по этим ставкам;
  • форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты;
  • должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек или БСО и выдавшего его покупателю (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет);
  • регистрационный номер ККТ;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • фискальный признак документа*;
  • адрес сайта уполномоченного органа в сети Интернет, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
  • абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя в случае передачи ему кассового чека или БСО в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором документ может быть получен;
  • адрес электронной почты отправителя кассового чека или БСО в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме;
  • порядковый номер фискального документа;
  • номер смены;
  • фискальный признак сообщения.

Также кассовый чек и бланк строгой отчетности могут содержать реквизиты, не указанные выше, с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.

*Выделенные курсивом реквизиты не печатаются на чеке, если предприниматели применяют ККТ на территориях РФ, на которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи.

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Пункт 2 ст. 7 Закона о ККТ наделяет налоговый орган следующими полномочиями в части организации контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ:

  • наблюдение за применением ККТ;
  • ведение (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинга расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проведение анализа полученных данных;
  • проведение проверок применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности ОФД, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся в инспекции (удаленные проверки);
  • проведение проверок оформления и (или) выдачи (направления) пользователем кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, – контрольные закупки;
  • получение посредством запросов необходимых пояснений, справок, сведений и документов, в том числе через кабинет ККТ (датой получения запроса налогового органа считается день размещения такого запроса в кабинете ККТ либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом);
  • получение (в том числе с использованием технических средств) беспрепятственного доступа к ККТ проверяемого лица и к фискальным данным, содержащимся в базе данных ОФД;
  • проведение проверки правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ;
  • вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о применении ККТ;
  • взаимодействие с органами внутренних дел и федеральной службы безопасности при осуществлении названных функций.

Обязанности пользователей ККТ

Пользователи ККТ в силу ст. 5 Закона о ККТ наделены, в свою очередь, рядом
обязанностей, в частности:

  • представлять по запросам инспекции информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении налоговиками контроля и надзора за ее применением;
  • обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контролирующих функций беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять контролерам документацию на них.

Пунктом 4 данной статьи закреплено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен осуществляться через кабинет ККТ.

Взаимоотношения с кредитными организациями

В ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы также вправе запрашивать у банков информацию о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и ИП, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Данные сведения выдаются кредитной организацией налоговикам в форме справок в течение трех дней со дня получения их мотивированного запроса (п.3 ст.7 Закона о ККТ).

Административная ответственность пользователя ККТ

Право налоговиков привлекать к административной ответственности пользователей ККТ по-прежнему закреплено пп. 7 п. 7 Административного регламента № 132н. С 15 июля 2016 года скорректирована ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающая штрафы в части применения ККТ:

Основание для наказания Пункт ст.14.5 КоАП РФ Штраф за первичное нарушение Штраф за повторное нарушение**
Неприменение ККТ 2, 3 1. Должностные лица – от 1/4 до 1/2 размера суммы
расчета, осуществленного
без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.
2. Юридические лица – от 3/4 до одного размера
суммы расчета, осуществленного с использованием наличных
денежных средств и (или)
электронных средств
платежа без применения
ККТ, но не менее 30 000 руб.
1. Должностные лица – дисквалификация
на срок от
одного года до двух лет.
2. Юридические лица – административное приостановление
деятельности на срок до 90 суток (распространяется и на ИП).
Применение ККТ,
не соответствующей
требованиям
(применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации и перерегистрации,
условий ее
применения),
юридическими
лицами
4*** 1. Должностные лица – предупреждение или
штраф в размере от 1 500 до
3 000 руб.
2. Юридические лица – предупреждение или
штраф в размере от 5 000 до
10 000 руб.
Непредставление
пользователем
информации и
документов по запросам налоговых
органов или
представление их с нарушением установленных
сроков
5 1. Должностные лица – предупреждение или
штраф в размере от 1 500 до
3 000 руб.
2. Юридические лица – предупреждение или
штраф в размере от 5 000 до
10 000 руб.
Ненаправление
пользователем ККТ
покупателю кассового
чека или БСО
в электронной форме
либо непередача их
на бумажном носителе покупателю (клиенту)
по его требованию
6 1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере 2 000 руб.
2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере 10 000 руб.

**Если сумма расчетов без ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более.
***Данный вид ответственности применяется с 01.02.2017.

Обратите внимание! С 15 июля 2016 года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о применении ККТ составляет один год со дня совершения правонарушения (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ).

Иная необходимая информация (интересные факты)

  1. Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения ККТ ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54% до 86%.
  2. Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
    • получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
    • самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.
  3. С момента начала применения «онлайн-ККТ» отпадет необходимость в ведении журнала кассира-операциониста.
  4. На данный момент максимальный срок действия фискального накопителя составляет 13 месяцев, однако к 2018 году планируется разработка со сроком действия до 36 месяцев, но только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения.

    Самая низкая стоимость фискального накопителя – 6 000 рублей (со сроком годности 36 месяцев будет в 2-3 раза дороже).

    Примечание. На налогоплательщика-пользователя ККТ возлагается обязанность обеспечения сохранности фискального накопителя в течение 5 лет.
  5. Примерная стоимость договора с ОФД (организация, получившая от ФНС разрешение на обработку фискальных данных) – 3 000 рублей в год.
  6. Чеки должны отправляться сразу! Если организация открыла кассу, но не отправила ни одного чека, то, скорее всего, у налогового органа возникнут претензии к данной организации.

    Между тем, если по каким-либо техническим причинам у организации пропала связь с Интернетом, следует знать, что без передачи данных в ОФД «онлайн-ККТ» может работать 30 дней.
  7. Электронный чек может направляться как с помощью самой ККТ, так и с помощью компьютера через браузер.
  8. Для оплаты наличными или картой курьеру при доставки необходимо использовать мобильную ККТ.
  9. Регистрация «онлайн-ККТ» теперь возможна в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика. Занимает такая регистрация около одного часа, вместо привычных всем 6 дней.

Статья подготовлена специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С

Другие статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

HoReCa, коммерческое право, налоговое право, налоговые проверки, юридические консультации, юридическое обслуживание

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности