print

Административные штрафы для бизнеса: поправки

Бизнесу могут предоставить возможность льготной уплаты административного штрафа при выявлении правонарушения органами прокуратуры.

Законопроект, внесенный Правительством РФ, разработан в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в Постановлении от 18 июля 2024 г. №39-П (далее — Постановление №39-П), которым часть 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования и по смыслу, придаваемому ему судебным толкованием, не предоставляет возможности льготной (в половинном размере) уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.

Эта норма в действующей редакции устанавливает льготный порядок уплаты административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. При этом, как установил КС РФ в Постановлении №39-П, понятие «государственный контроль (надзор), муниципальный контроль» в правоприменительной практике трактуется по-разному, в том числе и в узком смысле, ограничивая его содержание только видами контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется федеральными законами.

Такой ограничительный подход приводит к нарушению принципа равенства субъектов, привлекаемых к административной ответственности за совершение одних и тех же административных правонарушений, выявленных в различных процедурах различными государственными органами в отношении одной и той же категории лиц. Например, операторы связи при выявлении их правонарушения органами прокуратуры в ходе проведения прокурорской проверки оказываются в худшем правовом положении, чем то, на которое они могли бы рассчитывать, если бы правонарушение было выявлено органами специального (ведомственного) контроля — в данном случае Роскомнадзором при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области связи. В первом варианте, в отличие от второго, они не вправе были реализовать возможность уплаты административного штрафа в половинном размере на основании нормы ч. 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ.

Конституционный Суд в Постановлении №39-П устранил эту несправедливость, сформулировав значимый правовой вывод о том, что применительно к норме ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ указание на государственный контроль (надзор), в отличие от иных положений КоАП РФ, в частности его статьи 28.1, не конкретизируется отсылкой к законодательству о контрольно-надзорной деятельности, а следовательно, оно должно толковаться максимально широко и включать в себя, среди прочего, возможность применения указанной нормы при выявлении административного правонарушения в результате проверки органами прокуратуры как иным субъектом контрольно-надзорной деятельности государства.

В связи с этим КС возложил на федерального законодателя обязанность по внесению в правовое регулирование необходимых изменений с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении №39-П. Рассматриваемый законопроект как раз и направлен на решение этой задачи: он объединяет все случаи возможности уплаты административного штрафа в льготном (половинном) размере в одну норму — часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, а также исключает из прежней редакции этой нормы ссылку на выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в качестве условия для применения льготного порядка уплаты штрафа, оставляя в качестве такового исключительно совершение административного правонарушения юридическим лицом, его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Принятие законопроекта в представленной редакции видится безусловно позитивным шагом в правовом регулировании исполнения административного наказания в виде административного штрафа, поскольку оно позволит устранить ранее сложившуюся неоднозначность в правоприменительной практике. Кроме того, указанные изменения очевидно направлены на либерализацию административной ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, поскольку уменьшают количество правовых барьеров для применения льготного порядка уплаты административного штрафа.

Источник: материал Андрея Тронина, INTELLECT, для газеты «ЭЖ-Юрист»

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

коммерческое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности