Взаимодействие банков и коллекторов
В газете «КоммерсантЪ» № 74 от 26 апреля 2006 г. (приложение BUSINESS GUIDE-Банки) опубликовано интервью с Евгением Шестаковым.
Интервью посвящено проблемам коллекторства, т.е. взыскания задолженности для банков. Также в этом номере размещен большой материал о развитии коллекторского бизнеса, сложностях взаимодействия коллекторов с кредитными организациями, подготовленный с участием Коллекторского агентства ИНТЕЛЛЕКТ-С.
«Рынок коллекторских услуг очень молодой, поэтому говорить об его идеальной работе рано»
Пока банки присматриваются к работе компаний по взиманию «плохих» долгов, коллекторы считают их убытки и прогнозируют финансовый крах части кредитных структур. Об особенностях взаимодействия банков и коллекторских агентств рассказал директор агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Евгений Шестаков.
BUSINESS GUIDE: Почему большинство уральских банков не доверяют коллекторским агентствам и предпочитают решать проблему «плохих» долгов самостоятельно?
ЕВГЕНИЙ ШЕСТАКОВ: Сейчас банки только присматриваются к молодому рынку коллекторских услуг, и. это объективно. В России первое агентство начало ра6отать только в 2004 ГОДУ, а на Урале — в 2005 году. Конечно, при желании банки могут сами решать проблему невозврата кредитов, для чего необходимы большие дополнительные финансовые вложения на создание огромных call-центров, обучение сотрудников жестким переговорам, анализ результатов работы с «плохими» заемщиками, увеличение штата юристов и менеджеров, а также создание «летучих бригад» для работы на выезде. И такая непрофильная работа ведется даже в тех банках, которые начали сотрудничать с коллекторами. Так нам сейчас банки отдают только те долги, которые не смогли взыскать сами. Кроме того, никто нам пока не отдает клиента в период действия кредитного соглашения – эти «вкусности банк ест сам», а нам достается все то, что «недоедено». Но мы не в обиде, так как и из полученных «плохих» долгов мы умудряемся достать реальные деньги. Хотя в целом я считаю, что неумение или нежелание банков наладить работу по взиманию долгов грозит им банкротством.
BG: Ситуация с невозвратами кредитов настолько критическая?
Е.Ш.: Чересчур быстрый рост потребкредитования с предельно краткий срок между 2003 и 2006 годами не дал возможности банкам выстроить работу по возврату долгов. За эти же три года, по данным ЦБ, доля невозврата в кредитном портфеле банка составила почти $1 млрд, А реально эта цифра в десятки раз больше.
BG: Насколько сложно вашему агентству выстраивать отношения с кредитными организациями?
Е.Ш.: Очень тяжело и дорого соответствовать требованиям банков по техническому оснащению, скорости работы, обмену и хранению информации, прозрачности бизнеса коллектора. Например, банк требует в течение двух недель сделать звонки каждому заемщику, а их может быть более 500 человек. При этом за этот же срок отправить каждому письмо с изложенными претензиями.
BG: Практикует ли ваше агентство выкуп долгов у банков?
Е.Ш.: Пока не практикуем из-за недостаточности финансовых ресурсов. Хотя в перспективе мы планируем освоить это направление бизнеса, конечно, при условии, что найдем инвестора.
Интервью взяла ТАТЬЯНА ШУШАКОВА
БАНК, КАК НАИБОЛЕЕ СИЛЬНАЯ СТОРОНА В ПЕРЕГОВОРАХ, ПРОДАВЛИВАЕТ НЕВЫГОДНЫЕ ДЛЯ КОЛЛЕКТОРА УСЛОВИЯ СДЕЛКИ, НА КОТОРЫЕ ОН ЗАЧАСТУЮ СОГЛАШАЕТСЯ.