print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Вернуть свое

Рынок коллекторских услуг — один из немногих, получивших положительный эффект от финансового кризиса.

24.11.2008 | журнал «Эксперт Урал»| Евгения Еремина

Рынок коллекторских услуг — один из немногих, получивших положительный эффект от финансового кризиса: спрос на услуги компаний, специализирующихся на взыскании долгов, резко растет

Воктябре этого года Сбербанк России объявил, что намерен самостоятельно работать с задолженностью, срок которой не превышает 90 дней. Для этого в банке будет создана собственная коллекторская служба.

Пока объемы просрочки были несущественны, а ситуация на финансовом рынке стабильна, кредитные учреждения накапливали долги, формировали из них портфели, а когда объемы становились критическими, передавали их в работу или продавали специализированным институтам — коллекторам. Резкий рост количества просроченных кредитов заставил банки создавать внутренние подразделения, способные оперативно реагировать на первые признаки возможного невозврата. Однако объем работы у независимых коллекторских агентств (КА) от этого не уменьшился.

Наш комментарий:

Евгений Шестаков специально для журнала "Эксперт-Урал":

"Меняется и качество передаваемых портфелей".

Поменять портфель

До сих пор спрос на услуги коллекторов формировали в основном банки: на их долю приходилось до 90% заказов. «Росту рынка способствовало в первую очередь развитие потребительского кредитования. Основу передаваемых нам долговых портфелей составляли целевые потребкредиты, экспресс-кредиты в точках продаж (POS-кредиты). Сейчас наблюдается тенденция роста задолженности по кредитным картам, автокредитам, в ближайшие два-три года мы ожидаем увеличения просрочки и по ипотеке», — отмечает директор по развитию бизнеса Столичного коллекторского агентства Артем Плохов.

Меняется и качество передаваемых портфелей. Так, в 2005 — 2006 годах коллекторам приходилось работать преимущественно с «легкими» долгами — по кредитам физических лиц с просрочкой не более 90 дней. Учитывая, что до коллекторов банки никакой работы с должниками не вели, справляться с такими заказами было несложно. Как правило, от 70 до 90% общей суммы возвращенной банку задолженности по «простому» портфелю приходилось на первый этап работы — уровень soft-collection (письменные уведомления, телефонные переговоры). «Нам было достаточно обзвонить должников, написать им, прийти пообщаться, объяснить правовые последствия, и почти все готовы были вернуть деньги», — подчеркивает генеральный директор Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Евгений Шестаков. Уведомительная работа носила конвейерный характер и не требовала высокой квалификации, специальных знаний и навыков со стороны сотрудников КА. При этом большой процент возврата и низкие затраты на работу с должниками обеспечивали высокую рентабельность бизнеса. Все эти факторы стимулировали развитие рынка коллекторских услуг.

В результате на рынке начали формироваться три категории КА: созданные банковскими сотрудниками, выходцами из силовых структур и юристами. Все предоставляли услуги soft-collection, однако вторые дополнительно готовы были работать с должниками на уровне hard-collection (очное общение, розыск должников и имущества), а третьи оказались сильны на этапе судебной работы — legal-collection.

С 2006 года стали существенно увеличиваться сроки задолженности. Дальше — хуже. 2007−й ознаменовался валом практически безнадежных долгов, портфели передавались от одних коллекторов другим. Процедура работы с должниками требовала огромных сил и вложений, они редко окупались. Перелом произошел с введением института бюро кредитных историй, да и сами банки постепенно стали внимательнее подходить к отбору заемщиков. Кроме того, они начали предметно заниматься организацией системы обслуживания долгов, в частности оповещать клиентов о возникновении задолженности по возврату кредитов. С появлением внутрибанковских подразделений по работе с просроченной задолженностью спрос на услуги soft-collection начал снижаться.

Сегодня коллекторам передаются в основном не «забытые» долги, а умышленные невозвраты, работа с которыми предполагает применение более сложных технологий, определенного опыта и профессиональных навыков на этапах hard-collection и legal-collection. Повышенные требования к работе коллекторов очистили рынок: с него ушли непрофессионалы и узкоспециализированные компании, не предлагавшие комплексную работу.

Однако даже у профессиональных участников рынка уровень возвратов на досудебной стадии не превышает 25 — 30% от общей суммы возвращенной банку задолженности. Еще 15 — 20% коллекторам удается вернуть на стадии судебно-исполнительного производства.

Анализируя ситуацию в целом по рынку, представители компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» (Москва) отмечают, что эффективность работы внутрибанковских структур со «сложными» долгами часто еще ниже, а расходы на содержание таких подразделений — выше, чем комиссии за работу коллекторов.

— Для банка взыскание просроченной задолженности — непрофильная деятельность. Наладка процесса эффективного взыскания требует больших вложений в персонал, рабочие места, программное обеспечение, обучение. У профессионального коллекторского агентства уже есть все необходимые ресурсы. При этом, передавая «плохие» долги коллекторам, банк не несет финансовых рисков, комиссия на досудебном этапе выплачивается коллектору по факту фактического возврата долга. Поэтому передача на аутсорсинг выгоднее организации взыскания собственными силами, — подчеркивает заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса «Секвойя Кредит Консолидейшн» Ирина Поддубная.

Стоимость работы крупных КА оценивается в 20 — 30% от суммы взысканного долга (эти цифры и определяют рентабельность работы). Агентства с небольшим опытом, работающие в масштабах одной области, готовы брать долги под комиссию в 5 — 8%. Но демпинг, как правило, снижает рентабельность бизнеса, а значит, не позволяет привлекать квалифицированный персонал и использовать высокие технологии, что существенно снижает общую эффективность взыскания.

Попасть в поле зрения

На место ставших самостоятельными банков приходят новые клиенты. «Банки пересматривают кредитную политику в отношении корпоративных клиентов, по многим кредитным линиям закрываются лимиты, повышаются процентные ставки. Все это негативно сказывается на ликвидности самих предприятий и приводит к невозможности своевременного проведения платежей в пользу своих контрагентов. Поэтому рынок проблемных долгов растет, к нам поступает большое количество обращений по возврату именно со стороны юридических лиц в отношении других предпринимателей», — подчеркивает Артем Плохов.

Коллекторы в период финансового кризиса отмечают всплеск обращений прежде всего со стороны производителей и дистрибьюторов, поставляющих товары в торговые сети. «Если с таким долгом не начать работать своевременно, можно в конечном счете просто потерять все деньги. Ритейл, привыкший кредитоваться у поставщиков за счет отсрочки платежей за поставленный товар, стал заложником финансового кризиса, когда у банков кончились деньги. В результате объем долгов перед поставщиками стал критичным, и у торговых сетей начали проявляться первые признаки банкротства. В такой ситуации, как правило, платят только тем, кто сильнее давит», — отмечает Евгений Шестаков.

Рост количества заказов со стороны корпоративных клиентов заставил коллекторов искать новые формы работы.

В отличие от физических лиц, фактическое местонахождение которых почти всегда можно установить по прописке или месту работы, найти должника-юрлицо порой просто невозможно, особенно если компания создавалась специально с целью мошенничества. Но даже когда предприятие работает на рынке не один год, когда структура собственности открыта и прозрачна, коллекторам не всегда удается вернуть долги.

Об опыте работы с корпоративными должниками рассказывает Евгений Шестаков:

Мы долго не обращали внимания на юридических лиц как потенциальных клиентов для коллекторских услуг. Считалось, что работа с ними — это традиционно юридические услуги, спор деловых людей и бумаг, в котором конвейерная работа не приемлема. Но когда у нас сократился спрос на банковское коллекторство, мы решили попробовать и применить к фирмам-должникам приемы взыскания, обкатанные ранее на физических лицах. На некоторых звонки и письма действовали. Но шаблонная работа все же не давала нужной эффективности. Необходимо было понять, какой инструмент способен оказать существенное влияние на корпоративных должников. Им оказалась деловая репутация. Мы стали сначала предупреждать должников о предстоящих «шоу с разоблачением», а потом устраивать для злостных неплательщиков публичные акции, PR-кампании, публиковать информацию в СМИ, собирать «черные списки». Способ оказался действенным. Сейчас он обеспечивает от 10 до 20% возврата от корпоративных должников. Хотя, безусловно, на рынке остается огромное количество компаний, которым плевать на собственную репутацию. Они убеждены, что пока рынок дикий, им всегда будет с кем работать.

Работой обеспечен

Участники рынка рисуют два возможных варианта развития рынка коллекторских услуг. Как ни странно, оба — позитивных. Первый — стабилизация ситуации, дальнейшее развитие банковского сектора, рост объемов кредитования. Учитывая, что финансовая культура населения остается крайне низкой, можно ожидать нового витка роста объемов задолженности. «Часто специалист коллекторского агентства является первым человеком, который разъясняет должнику условия кредитного договора, систему начисления штрафов и комиссий, причину возникновения задолженности. Это связано с тем, что, во-первых, заемщики не всегда внимательно изучают договор в момент его заключения, а во-вторых, сотрудники банков не могут компетентно ответить на вопросы заемщика», — отмечает Ирина Поддубная. Как результат, спрос на услуги взыскания долгов сохранится, что, безусловно, стимулирует развитие коллекторского рынка.

Второй сценарий менее оптимистичен для экономики в целом, но коллекторам он дает надежды на сохранение высокого спроса на их услуги: если потрясения на сырьевых, товарных и финансовых рынках продолжатся, рост взаимной задолженности неизбежен.

коллекторские услуги, коммерческое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности