print

Поправки в Уголовный кодекс

В Госдуме вернулись к идее ввести наказание за исполнение антироссийских санкций.

07.04.2022 | Профиль | Ольга Рязанова

Группа депутатов и сенаторов разработала поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие до 10 лет лишения свободы для руководителей компаний за исполнение антироссийских санкций. Привлекать к ответственности будут бизнесменов, которые станут разрывать отношения с уже подпавшими под западные ограничения предприятиями и лицами. Эксперты не исключают, что новое наказание будет грозить главам предприятий, ушедших с российского рынка не по экономическим причинам, а с целью соблюсти санкции.

Что предлагают парламентарии

О разработке законопроекта в начале апреля сообщили сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников. Документ предусматривает ответственность за соблюдение антироссийских санкций, виновных предлагается судить по уже существующей статье 201 Уголовного кодекса РФ («Злоупотребление полномочиями»).

Для этого предлагается скорректировать упомянутую статью, которая сейчас устанавливает наказание за превышение руководителем компании своих полномочий вопреки законным интересам организации с целью извлечения выгоды для себя или иных лиц либо нанесения вреда кому-то другому, если это причинило существенный вред правам и интересам граждан, организации, общества или государства.

В случае если инициатива станет законом, к ответственности будут привлекать за аналогичные действия, если они совершены «в целях исполнения решения иностранного государства о введении мер ограничительного характера против России». За это будет грозить штраф до 1 млн руб. либо принудительные работы до пяти лет, либо лишение свободы до 10 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

«Ряд российских компаний, в том числе с госучастием, по тем или иным причинам отказываются работать с банками и предприятиями, которые уже попали под санкции, из-за того, что боятся также под них попасть. Очевидно, что одна из целей иностранных санкций – дестабилизация внутренней экономики России, сталкивание лбами отечественных компаний друг с другом», – сказал Павел Крашенинников. По его словам, поправки в УК РФ вводятся, чтобы этого не допустить.

Введение и соблюдение санкций иностранными государствами или союзами иностранных государств – ответственность этих государств и союзов, а также их должностных лиц, подчеркнул парламентарий. «Однако если кто-то внутри РФ решит ограничивать права и свободы граждан РФ, юридических лиц, органов или организаций, то такие лица должны нести уголовную ответственность», – считает Павел Крашенинников.

Верховный Суд РФ поддержал законопроект, сообщил в своем Telegram-канале Андрей Клишас. Не против инициативы и правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

Кого накажут за соблюдение антироссийских санкций

Таким образом, ответственность по новому составу преступления будет грозить в первую очередь главам компаний. «Чиновников эта статья не касается, она распространяется только на организации, причем не только на коммерческие, но и с государственным участием», – объясняет юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.

Наш комментарий:

Павел Репринцев, INTELLECT, специально для журнала «Профиль»:

Любая приостановка деятельности либо прекращение деятельности организации по мотивам исполнения санкций будет означать уголовную ответственность для руководства, так как такой уход не будет иметь целесообразности и не будет отвечать коммерческим интересам самой организации.

Но это не значит, что риски есть только у директора, членов правления и совета директоров, участников обществ с ограниченной ответственностью, уточняет адвокат, советник юридической фирмы INTELLECT Павел Репринцев. По его словам, по этой же статье в качестве пособников, посредников или организаторов могут быть привлечены и иные лица, которые могли помогать совершать действия, связанные с исполнением решений по ограничительным мерам в отношении РФ.

Что будет, если не работать с попавшими под санкции

Из высказываний авторов законопроекта следует, что наказание будет грозить, в частности, за отказ совершать обычные сделки из-за санкций, за нежелание работать с подсанкционными лицами из-за опасения введения ограничений и для себя.

«На фоне западной санкционной истерии фиксируются случаи, когда российские компании, в том числе компании с государственным участием, отказываются от работы с санкционными банками и предприятиями под предлогом, что они сами рискуют попасть под ограничения», – говорил в середине марта Андрей Турчак, анонсируя подготовку поправок в УК РФ.

Юристы признают, что в таких ситуациях действительно будет грозить уголовная ответственность, если инициатива станет законом. По словам Павла Репринцева, если организация перестанет вести бизнес с контрагентом и заявит, что такое решение обусловлено санкциями, такие действия будут подпадать под состав преступления. «Такие действия руководства [компании] будут признаны злоупотреблением, то есть действиями вопреки интересам самой организации», – полагает он.

В качестве примера ситуации, за которую могла бы последовать ответственность по новой норме, Павел Репринцев приводит отказ платежных систем работать с российскими банками, подпавшими под санкции. В феврале российское подразделение американской платежной системы Western Union в одностороннем порядке прекратило работу с подпавшим под санкции США Промсвязьбанком.

Однако наказать виновных можно было бы, если бы на момент отказа поправки в статью 201 УК РФ уже были приняты и действовали. По Конституции РФ новый уголовный закон обратной силы не имеет и не распространяется на совершенные ранее действия.

Будет ли наказание за отказ работать в России

Юристы-практики пока осторожно оценивают перспективы применения новой нормы. Они не исключают, что наказание по ней будет грозить и за закрытие, приостановку бизнеса в России из-за санкций. О таких решениях заявили десятки крупных иностранных брендов, среди которых шведский производитель и продавец мебели IKEA, производитель электронных устройств и компьютерных компонентов американская Intel Corp., сети ресторанов и кафе McDonald's и Starbucks и другие компании.

«Пока статья не применяется, сложно сказать, на какие ситуации она будет распространяться. Исходя из логики этой статьи, можно ожидать, что она будет применяться в тех случаях, когда будет наноситься вред другим лицам или самой организации, – рассуждает Вадим Ткаченко. – В частности, если компания уходит с рынка, закрывается и ликвидируется без объяснения причин и ссылается лишь на то, что исполняет санкции иностранного государства, из-за которых не будет больше работать в России, то в таких ситуациях применение этой статьи вполне реально».

Применение новой нормы при подобных обстоятельствах допускает и Павел Репринцев. По его мнению, любая приостановка деятельности либо прекращение деятельности организации по мотивам исполнения санкций будет означать уголовную ответственность для руководства, так как такой уход не будет иметь целесообразности и не будет отвечать коммерческим интересам самой организации.

Однако уход с российского рынка или приостановка деятельности далеко не всегда обусловлены стремлением компании подчиниться западным санкциям, нередко причина кроется в разрушении экономических связей, цепочек поставок товара и комплектующих. Эксперты полагают, что в таком случае руководителям бизнеса опасаться уголовного дела не стоит.

«Будет иметь значение причина остановки или приостановки деятельности компании. Если это связано с логистическими поставками или проблемами с контрагентами, то применение этой статьи невозможно, так как не будет состава преступления», – считает Вадим Ткаченко. Не может быть состава нового преступления и в ситуации, когда компания прекращает свою деятельность из-за того, что она не может исполнять обязательства по объективным или финансовым причинам.

Вторая попытка ввести наказание за следование санкциям

Готовящийся законопроект – не первая попытка парламентариев установить наказание за выполнение антироссийских санкций. Весной 2018 года спикеры Госдумы и Совета Федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, а также лидеры четырех думских фракций уже вносили схожий законопроект. Он предусматривал наказание за отказ совершать обычные сделки с целью соблюдения иностранных санкций, за это полагались штраф до 600 тыс. руб. либо лишение свободы до четырех лет. Помимо этого, проект предлагал ввести штраф до 500 тыс. руб. или лишение свободы до трех лет за умышленные действия, способствующие введению санкций в отношении российских компаний и граждан.

Резко против проекта тогда выступил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Там заявили, что инициатива «создает риски необоснованного уголовного преследования граждан России и иностранных граждан, ограничения взаимодействия с иностранными инвесторами, снижения заинтересованности в инвестициях в Россию у иностранных компаний и ухудшения делового климата». РСПП указывал, что понуждение к совершению действий, противоречащих введенным санкциям, может привести к распространению на компании вторичных санкций, ограничению их возможности работать на глобальном рынке и еще большему негативному влиянию на российскую экономику.

Законопроект быстро прошел первое чтение, но вернулись парламентарии к нему лишь в марте 2022 года. Ко второму чтению документ был изменен: из него исчезли изначально предлагавшиеся нормы, вместо них появились наказания за призывы к введению санкций в отношении РФ, российских граждан и компаний – штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы до трех лет. Кроме того, документ был дополнен нормами об уголовной ответственности за распространение ложной информации о действиях российских военных, дискредитацию Вооруженных сил РФ. В марте закон был принят и вступил в силу.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

санкции, уголовное право, экономические преступления

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности