*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Новая стройка в центре города:«за» и «против»
В исторической части Екатеринбурга начинается очередная масштабная стройка.
13.05.2014 | УрБК
Сразу три новых здания появятся прямо на берегу Исети в квадрате улиц Горького — Энгельса — Марска и городской набережной. Строительная площадка расположена между двумя архитектурными памятниками — доходным домом купца Чувильдина и домом Т. С. Погадаевой (особняк в стиле позднего классицизма). Как стало известно УрБК, старинные особняки в новый архитектурный ансамбль входить не будут. Застройке и облагораживанию подвергнется территория на расстоянии двух метров от них.
По данным администрации Екатеринбурга, в одном из трех новых зданий будет размещена галерея изобразительных искусств, во втором — ресторан, третье будет деловым центром.
Застройщик территории — ООО «Логистический терминал», близкое предпринимателям братьям Флегановым — сообщает о том, что новые здания будут вписаны в историческую застройку. Это будут трехэтажные особняки в стиле, близком к окружающему их традиционному архитектурному ансамблю Екатеринбурга 19-ого века.
По предварительной информации, новый комплекс, возможно, будет выглядеть так
В то же время у нового строительного проекта есть не только сторонники, но и противники. Несмотря на то, что проект с архитектурной точки зрения, на первый взгляд, выглядит вполне аутентичным сложившемуся ансамблю исторического центра Екатеринбурга, на пути его реализации существуют сразу несколько препятствий.
Так, до сих пор остается непроясненным, как данная земля попала к застройщику. Однако юристы утверждают, что получить ее было непросто.
Наш комментарий:
Александр Латыев, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для УрБК:
«В центре города свободной земли нет. Более того, она вся преимущественно находится под объектами культурного наследия. Приобрести такой участок в собственность невозможно. По закону РФ его можно разве что арендовать вместе с охранными обязательствами», — пояснил руководитель практики судебной защиты недвижимости Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Александр Латыев.
Он также добавил, что территория, на которой ООО «Логистический терминал» намерен возвести объект, может попадать в рекреационную или природоохранную зону города, предназначена для общественного пользования. По его словам, если это так, то строить здесь нельзя. В данном случае тротуар вдоль берега реки Исеть вплотную прилегает к будущей стройке. Все пешеходные дорожки и зеленые насаждения оказались «захваченными» застройщиком. Это значит, что как минимум на два-три года часть набережной, формирующей «лицо» города, окажется под стройплощадкой. Как сложится судьба пешеходной зоны после окончания строительства, тоже не до конца ясно. Это вызывает вполне понятное настороженное отношение к стройке.
От набережной Исети горожанам останется только узенький тротуарчик
Стоит напомнить, что в Екатеринбурге уже были прецеденты, когда общественность добивалась полного прекращения строительства в рекреационных зонах. Например, жителям улицы Опалихинской удалось остановить строительство кафе на территории яблоневого сада.
Опасения общественности также вызывает и тот факт, что эта земля находится в историческом центре Екатеринбурга. То, что здесь находится археологический культурный слой, по мнению специалистов, просто очевидно. Однако, как стало известно УрБК, ООО «Логистический терминал» проведением археологических раскопок не обременено, так как эта земля не относится к особо охраняемой территории.
Впрочем, историки с этим не согласны. Они апеллируют к ФЗ-245, поправки к которому были приняты в июле 2013 года. Согласно им, городская территория, которая заселена уже более 100 лет, автоматически является зоной археологических исследований. Карта Екатеринбурга 1910 является прямым доказательством того, что эта территория 100 лет назад входила в черту города, а, следовательно, попадает под закон о необходимости археологических раскопок.
Центральные улицы Екатеринбурга в начале ХХ столетия
«Будут ли раскопки на улице Горького — это вопрос к Департаменту охраны культурно-исторического наследия МУГИСО. В принципе, в июле 2013 года в законодательство были внесены изменения о том, что археологическим культурным слоем обладает та городская территория, которую заселили более 100 лет назад. Таким образом, по закону раскопки должны быть», — пояснил ситуацию сотрудник научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области Андрей Старков.
По его словам, закон предусматривает миллионные штрафы за непроведение раскопок в историческом центре города. Однако существуют опасения, что раскопки не будут проведены из-за того, что разрешение на строительство ООО «Логистический терминал» получило задолго до вступления в силу данного закона. Впрочем, стоить напомнить несколько прецедентов, когда строители и без штрафов «страдали» от своей исторической неграмотности. Так, в прошлом году при реконструкции, проведенной без необходимой экспертизы, один из тракторов строительной компании провалился в погреб купеческого дома.
Стоит отметить, что раскопок жаждут не только представители светской общественности, но и религиозной, так как строители уже не раз наталкивались на захоронения людей, фамильные склепы именитых горожан или высокопоставленных священников. Подобные находки ждали строителей при возведении здания полпредства, а также при ремонтных работах на площади 1905 года. Александр Латыев напомнил, что тогда нежелание строителей проводить археологические раскопки вызвало широкий общественный резонанс и, как следствие, большой скандал.
Таким образом, судьба проекта ООО «Логистический терминал», как и любой крупной стройки в центре большого современного города, может оказаться непростой. С одной стороны, наблюдателей привлекает интересный проект застройки. С другой — на пути строительства могут встать вполне понятные трудности. На данный момент ясно только то, что эта площадка привлекла внимание горожан, которым не безразлично, как изменится облик исторической части города. К сожалению, пока сложно сказать, смогут ли новые здания органично влиться в него или же станут еще одним «яблоком раздора» между строителями и общественниками.