Минобороны подрывает многомиллиардные проекты
Ведомство не отменило приказ об установлении зоны с особыми условиями использования территории.
17.01.2022 | Правда УрФО |Елена Архипова
Проекты с инвестициями в десятки миллиардов рублей и созданием тысяч рабочих мест попали в зависимость от решения Минобороны РФ, установившего вокруг собственного объекта в районе аэропорта Кольцово зону с особыми условиями использования территории радиусом в три километра. Эти ограничения фактически поставили крест на проектах строительства новых зданий в указанном радиусе. Большинство инвесторов, по данным собеседников издания, пытаются устно договориться с ведомством и начать стройку на занимаемых участках. Формально же, говорят юристы, пока установлена данная зона, появляющиеся в ней объекты могут быть признаны самостроями. Снять риски и добиться официально корректировки границ запретной зоны в суде попытались лишь единицы. При этом арбитраж вынес по делам с одинаковыми аргументами арендаторов земель абсолютно противоположные решения, и теперь в них придется разбираться собственнику – теруправлению Росимущества. Причем для последнего противостояние с Минобороны может вылиться в крупные требования арендаторов земель, намеревающихся возводить крупные складские, торговые и промышленные объекты.
Арбитражный суд Свердловской области направил на новый этап рассмотрения споры, связанные с определением границ зоны с особыми условиями использования территорий вокруг объекта Минобороны РФ (установлена Приказом от 24.09.2018г. №674) радиусом 3000 метров. В нее попали земли аэропорта Кольцово и поселка, промпредприятий, в том числе, «Уральского завода гражданской авиации», логопарка «Кольцовский», а также ЕКАД. Установление зоны фактически лишило собственников земель юридических возможностей их застройки.
Арендаторы участка площадью более 3 тыс.кв.м ООО «Атлас Билд» и ИП Дмитриева в рамках иска к Минобороны РФ требовали сократить радиус зоны до фактических границ объекта, то есть определить их по забору, и в первой инстанции добились решения в свою пользу. Суд принял сторону истцов, указав, что наложение данной зоны, приходящейся на земли населенных пунктов, ограничивает права истцов. Однако представители ведомства подали апелляцию, и в рамках нее добились нового рассмотрения судом первой инстанции. Пока окончательное решение по данному делу не принято.
Примечательно, что аналогичные иски по участкам в 6,85 тыс. и 52,8 тыс. кв.м подало ООО «Логопарк «Кольцовский» (по данным системы «Контур.Фокус», 100% уставного капитала принадлежит ООО «Атлас Девелопмент»). При тех же аргументах в данном случае суд принял прямо противоположное решение, что крайне удивило представителей компании «Атлас Девелопмент», возводящей на этих землях складской комплекс в 3 тыс. кв.м.
«Для меня удивительно, что суд принимает разные решения с учетом того, что представители Минобороны признают, что решение ошибочное. Я уверен, что в апелляции мы разберемся», – отметил генеральный директор ГК «Атлас Девелопмент» Владимир Городенкер.
В компании продолжают решать спор в судебной плоскости. В апелляции уже удалось добиться направления дела на новое рассмотрение, поскольку не была учтена позиция собственника земель – территориального управления Росимущества.
Наш комментарий:
Александр Латыев, INTELLECT, специально для интернет-газеты «Правда-УрФО»:
«Факт незаконности границы запретной зоны установлен как в иске ИП Дмитриевой, так и в иске «Логопарка «Кольцовский». Но во втором случае судья посчитала права истца ненарушенными. Апелляция же это решение отменила – по сути, это победа истца, дело будет рассмотрено заново. В первом иске также рассмотрение может быть начато по новой, если будет доказано, что не были учтены интересы собственника земельных участков (вероятно, Росимущества. – Прим. ред.). К нему могут быть предъявлены требования компенсаций от арендаторов земель при сохранении границ зоны. Но, на мой взгляд, изначально принятое в пользу истца решение правильное, и границы зоны должны быть сменены», – прокомментировал партнер юридической фирмы INTELLECT Александр Латыев.
По его словам, вопросы возможности осуществления строительства в описанной зоне волнуют многих собственников, но от их решения в судебной практике они зачастую предпочитают отказываться, полагая, что возможно урегулировать спор с Минобороны индивидуально. Как делятся источники издания, чаще всего речь идет о непрепятствии со стороны ведомства строительству в этой зоне при наличии соответствующих разрешений. Например, новые мощности возводит производитель хлебобулочных изделий «Смак», строительная компания «ТЭН» в соответствии с выданным разрешением на строительство сооружает складские мощности.
«Для компании «TEN Девелопмент» ситуация представляется нормальной – уже в середине текущего года планируется выход на стройку логопарка, все вопросы по старту проекта в настоящий момент решены. Относительно каких-то новых проектов комментировать не представляется возможным – планов пока нет», – рассказали в компании.
Однако, по мнению Александра Латыева, при сохранении зоны строящиеся сейчас объекты формально являются самостроями с вытекающими из этого рисками. Проблемой ранее озаботились в администрации Екатеринбурга и правительстве региона. Как отмечают источники издания в мэрии, вернувшей с конца 2021 строительные полномочия, с подобной проблемой столкнулся ряд городов, и после переговоров с ведомством было принято решение остановить действие запрета на строительство, связанного с определением зоны объекта Минобороны РФ. Стороны ищут общее решение проблемы, и пока на кадастровой карте зона остается.
Данные ограничения остро влияют на развитие экономики города и региона. Инвестиции в проекты только логопарка «Кольцовский» оцениваются в 35 млрд рублей. Кроме того, компания «Аэропорты регионов» в конце 2021 года заявляла о намерении вложить в реконструкцию аэропорта, включая строительство новых зданий и паркинга, до 2025 года – 5,5 млрд рублей. В пресс-службе аэропорта Кольцово ситуацию прокомментировать отказались.
«Правда УрФО» также обратилась за комментарием на «Уральский завод гражданской авиации», чьи земли попадают в запретную зону, но до конца рабочего дня ответа от предприятия не поступило.
Отметим, что на важность развития Екатеринбурга как транспортного узла и логистического центра указывал и губернатор Евгений Куйвашев. В частности, глава региона подчеркнул, что логистика – одна из наиболее активно развивающихся отраслей, проекты которой дают региону экономический эффект в краткосрочной перспективе, и привел в пример строительство объектов «Смак», WildBerries, «Сухой порт Екатеринбург», возводящихся в районе аэропорта.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>