print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Как получить компенсацию за задержанный рейс

Что делать, если рейс задержали? Как можно получить компенсацию и каким может быть ее размер? Разъясняют юристы.

Размер компенсации убытков, причиненных задержкой рейса, будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный.

17.02.2021 | ПРАВО.RU | Анастасия Синченкова

Отмена рейсов затрагивает более тысячи пассажиров в день только в России. Не всегда авиакомпании возвращают деньги мирно. В ином случае можно потребовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда. Перевозчика освободят от ответственности, если он не виноват в задержке: например, была плохая погода. Но если в суде выяснится, что это только отговорки, компания заплатит вдвойне. Юристы дали советы, а один из них поделился, как взыскал с авиакомпании €1600 за семь часов задержки – в то время как она предлагала выплатить 700 руб.

Рейс задержали. Что делать?

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

На что имеет право пассажир?

  • Напитки спустя 2 часа задержки, горячее питание спустя 4 часа.
  • 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте спустя 2 часа.
  • Комната матери и ребенка, если один из пассажиров – ребенок до 7 лет.
  • Гостиница, если разница между отмененным и другим представленным рейсом составляет 8 часов днем или 6 часов ночью.
  • Бесплатный транспорт до гостиницы и обратно.
  • Бесплатное хранение багажа.

п. 99 Федеральных авиационных правил

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.

Наш комментарий:

Елена Соплина, INTELLECT, специально для портала ПРАВО.RU:

В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

В первом случае получить деньги можно даже за невозвратный билет, говорит Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT. Для этого нужно поставить отметку в посадочном талоне или получить документ, подтверждающий задержку рейса у сотрудников авиакомпании. А потом вручить (если в аэропорту есть представительство авиакомпании) или направить заявление на вынужденный возврат на сайте перевозчика или по почте. К нему надо приложить документы, подтверждающие задержку рейса. «В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира», – отмечает юрист.

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Елена Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК «Бородин и Партнеры». Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Дмитрий Куликов, юрист Адвокатского бюро «А2», считает, что лучшим доказательством будет справка о задержке, которую выдает представитель авиакомпании в аэропорту на стойке. Но суд, по его словам, примет во внимание любые документы. Яков Присяжнюк, старший юрист Бюро адвокатов «Де-юре», советует сохранить как можно больше письменных доказательств: билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны с временем отправления и прибытия рейса, а также все документы, подтверждающие дополнительные расходы. Например, если гостиницу пришлось оплатить за свой счет, нужно приложить чек. Ольга Туренко рекомендует сделать скриншоты сообщения о задержке рейса и предоставить их суду. Важно еще приложить к иску копию претензии, направленной в компанию, и копию ответа.

Дмитрий Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Яков Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.

Изображение: Право.ru

Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Ольга Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.

Яков Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).

Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

ст. 202, 401 ГК

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу №2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.

Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Елена Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Елена Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика – к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена эксперт.

Практика в пользу пассажира

Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело №2-391/2020, решение вступило в силу).

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу №33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело №33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле №33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании €1600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.

Подобные споры – редкость, говорит Ольга Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов: «Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной».

В целом Ольга Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

Татьяна Мацукова, юрист Юридической компании «Генезис» рассказала, что должен доказать пассажир, чтобы взыскать убытки:

  • наличие договора воздушной перевозки (билеты, счета, акты, платежные поручения и тому подобное);
  • ненадлежащее исполнение обязанностей по перевозке;
  • наличие и размер убытков (билеты, платежные поручения);
  • наличие причинно-следственной связи между задержкой рейса и убытками;
  • соблюдение претензионного порядка (претензии, переписка сторон, уведомления).

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

коммерческие споры, коммерческое право, юридические консультации

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности