Мы в соцсетях
print

Значение изменений в УК и УПК для бизнеса

Либерализация уголовного законодательства в сфере предпринимательской деятельности: повлияют ли предложения на деловой климат?

Предложенные Минюстом поправки в УК РФ и УПК РФ направлены на декриминализацию отдельных экономических преступлений.

Во исполнение поручений Президента РФ Минюст России предложил внести ряд изменений в УК РФ и УПК РФ, направленных на полную или частичную декриминализацию отдельных преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» вынесен министерством на публичное обсуждение (ID 01/05/08-22/00130229). Адвокат Павел Репринцев, советник INTELLECT, проанализировал предлагаемые поправки по просьбе газеты «ЭЖ-Юрист».

Законопроектом вносятся изменения в УК РФ; практически все они относятся к главе 22 УК РФ «Преступления в сфере предпринимательской деятельности». В свою очередь, изменения, которые предлагается внести в УПК РФ, носят технический характер: из ряда статей УПК предлагают убрать ссылки на статьи УК РФ, которые планируют декриминализировать.

Изменения, которые хотят внести в УК РФ, можно разделить на три группы.

Первая группа изменений – составы, которые планируется декриминализировать:

  • ст. 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом»;
  • ст. 170.2 УК РФ «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории»;
  • ст.185.1 УК РФ «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах».

Вторая группа – статьи, которые претерпели изменения относительно описания состава преступления:

  • Из ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» предлагается предлагается исключить часть 1. Согласно законопроекту, лицо, воспрепятствовавшее законной предпринимательской или иной деятельности, будет нести уголовную ответственность только в случае, если им совершены деяния с использованием служебного положения в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинен крупный ущерб (на сумму более 1,5 млн руб.).
  • Из ст. 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» планируется исключение части 2: лицо, незаконно использовавшее предупредительную маркировку в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара, не будет привлекаться к уголовной ответственности.
  • Из ст. 185 УК РФ «Злоупотребление при эмиссии ценных бумаг» предлагается исключить часть 1: лицо, принимавшее участие в злоупотреблениях при эмиссии ценных бумаг, будет наказано только в том случае, если такое деяние совершено в составе группы лиц по предварительному сговору.

Третья группа изменений – составы, в которых при сохранении диспозиции статьи предлагается повысить пороговые значения значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба и иных размерных признаков для целей квалификации преступлений экономической направленности.

В случае принятия законопроекта понятие крупного и особо крупного ущерба для статей, содержащихся в главе 22 УК РФ, будут изложены в примечании к ст. 170.1 следующего содержания: «Примечание. В статьях настоящей главы, за исключением статьи 169, частей 3–6 статьи 171.1, статей 171.2, 171.3, 171.5, 172.3, 174, 174.1, 178, 180, 184, 185–185.4, 185.6, 191.1, 193, 193.1, 194, 198–199.1, 199.3, 199.4, 200.1, 200.2, 200.3, 200.5 и 200.7, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 3 500 000 рублей, а особо крупным – 13 500 000 рублей».

В статьях, указанных как исключения, также предлагается повысить размер ущерба, но сумма крупного и особо крупного размере в каждом случае индивидуальна.

В пояснительной записке отмечается, что проект закона разработан во исполнение п. 9 перечня поручений Президента РФ по итогам XXV Петербургского международного экономического форума от 20.07.2022 №Пр-1269 и п. 22 и 24 Поручения Правительства РФ от 25.07.2022 №МД-П13-12442. Подчеркивается, что поправки направлены на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства в сфере преступлений экономической направленности. «Принятие законопроекта будет способствовать улучшению делового климата в условиях санкционного давления и позволит минимизировать риски необоснованного уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности», – говорится в документе.

Однако исключение из УК РФ вышеуказанных составов абсолютно никак не повлияет на деловой климат и ситуацию с количеством возбуждаемых уголовных дел в сфере предпринимательской деятельности. Согласно данным судебной статистики за 2021 год, опубликованным на сайте stat.апи-пресс.рф, к уголовной ответственности по ст. 170 УК РФ было привлечено 0 человек, по ст. 170.2 УК РФ – 1 человек, по ст. 185.1 УК РФ – 0 человек. То есть из УК РФ планируется исключить неработающие составы, что само по себе неплохо, но не имеет практического значения для изменения уголовно-правовой политики в сфере предпринимательской деятельности.

Вместе с тем к положительным моментам законопроекта можно отнести увеличение крупного и особо крупного размеров в 1,5 раза. Эта инициатива назревала давно, так как критерии ущерба по экономическим составам не соответствуют ни темпам роста инфляции, ни уровню благосостояния.

Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№39 (1240) / 2022)

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

уголовное право, экономические преступления

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности