print

Параллельный импорт в новых условиях

Правительство РФ разрешило параллельный импорт оригинальных товаров без согласия на то владельцев товарных знаков и патентов.

Что поменялось в правовом регулировании и как работает перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту.

Разрешение параллельного импорта оригинальных товаров целого ряда категорий и товарных позиций затрагивает интересы, в первую очередь, тех, кто импортировал или хотел бы импортировать такие товары, так как появляется легальная возможность конкурировать с дистрибьюторами иностранных правообладателей.

Но об этом решении Правительства РФ следует знать и российским производителям аналогов, поскольку вышеуказанные товары будут теперь импортироваться децентрализованно и без применения единой ценовой политики, а доля контрафакта увеличится. Это изменит ситуацию на рынке в целом.

Что такое параллельный импорт

Параллельный импорт — это ввоз (импорт) оригинальных товаров правообладателя без его согласия, то есть не уполномоченными на то лицами.

До сих пор правообладатели товарных знаков имели право запрещать параллельный импорт своих товаров из-за пределов Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Перемещение же внутри ЕАЭС его товаров, введенных в оборот на территории этого
Союза им или с его разрешения, согласия не требовало и не требует. Это называется региональным принципом исчерпания исключительного права.

А владельцы патентов в отношении изобретений, полезных моделей и промышленных образцов имели право запрещать ввоз запатентованных товаров из-за пределов Российской Федерации. Это называется национальным принципом исчерпания
исключительного права.

Что поменялось

Федеральным законом от 8 марта 2022 г. №46-ФЗ (статья 18) установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе определять перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса РФ о защите исключительных прав.

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 №506 Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) уполномочено утверждать «перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 ГК РФ при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».

Таким образом, по смыслу данных нормативных актов, государство будет вести перечень товаров, которые допустимо ввозить в Россию из-за рубежа без разрешения правообладателей изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков – при условии, что эти товары (конкретные их экземпляры) ранее за рубежом были введены в гражданский оборот самим правообладателем или с его согласия (например, произведены или проданы).

То есть теперь несанкционированный ввоз в Россию оригинальных товаров правообладателя, подпадающих под утвержденный перечень, возможен вообще из любой страны мира, не только с территории государства-члена ЕАЭС. Тем самым в отношении товаров утвержденного перечня вводится так называемый международный принцип исчерпания исключительного права.

Перечень товаров

Приказом Минпромторга РФ №1532 от 19 апреля 2022 года перечень, в отношении которого запрет на параллельный импорт больше не действует, был утвержден. Перед этим обсуждалось, делать ли перечень отраслевым (указывать группы товаров) или индивидуальным (указывать конкретные торговые марки правообладателей из недружественных стран). В итоге остановились на комбинированном варианте.

Как это работает

То, как этот перечень будет работать на практике, не до конца ясно, и здесь следует обратить внимание на следующее:

  • Перечень ограничивает исключительное право только в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков. Авторские и смежные права по-прежнему требуют получения согласия правообладателя на ввоз экземпляров произведений, фонограмм и пр.
  • В перечне указаны коды товаров по номенклатуре ТН ВЭД ЕАЭС, а зачастую также и товарные знаки. В этой связи следует полагать, что когда указан только код товаров, то разрешено ввозить без согласия правообладателя товары любых торговых марок, относящихся к этому коду. Если же рядом с кодом указаны товарные знаки, то разрешено ввозить только товары, маркированные этими товарными знаками (при условии, что они относятся к этому коду).
  • Перечень не затрагивает ввоз контрафакта – то есть подделок, которые были произведены и проданы где бы то ни было без согласия правообладателя: ввоз этих товаров по-прежнему вне закона, а их импорт и реализация влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность.
  • Вместе с тем таможенные органы в отношении товаров утвержденного Минпромторгом РФ перечня лишились понятного и простого маркера (товарного знака) в определении того, какой товар ввозится законно, а какой нет. Теперь если ввозимый товар подпадает под определенный перечнем код или содержит указанный в нем товарный знак, таможенный орган вряд ли сможет и будет определять, оригинальный ли это товар самого правообладателя или подделка (контрафакт). И поскольку первый ввозить можно, то, вероятно, будут пропускать и второй, если только случайно не обнаружат явные признаки подделки. В этой ситуации правообладателю самому придется выявлять подделки на рынке и бороться с их продавцами.
  • Перечень может весьма часто меняться, поскольку является инструментом экономической политики и давления на правообладателей, будет отражать реакцию на их поведение.
  • Вышеуказанные правила ограничивают на территории России исключительные права любых правообладателей – вне зависимости от того, из какой они страны (включая российских). Если в перечне указан код без товарного знака, то и российский правообладатель не сможет запретить ввоз в Россию его товара, ранее проданного, например, в Китае или Турции.
  • В других странах ЕАЭС в силу международного договора сохраняется региональный принцип исчерпания права, а вышеуказанные положения об ограничении исключительных прав на территории этих стран не имеют юридической силы. В этой связи следует предполагать, что таможенные органы этих стран по-прежнему будут задерживать товар, ввозимый на их территорию без согласия правообладателя, и такой ввоз может преследоваться по законам этих стран.  Фактически, применение международного или регионального принципа исчерпания будет теперь, вероятно, зависеть от того, через границу какой страны ЕАЭС ввозится товар.

Статья подготовлена для сайта INTELLECT

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

интеллектуальная собственность, коммерческое право, международное право, международные товарные знаки, международный патент, патенты, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности