print

Майнингу дали еще один шанс

В Госдуму внесен обновленный законопроект о легализации майнинга криптовалют.

Зазулин Анатолий Игоревич

Зазулин Анатолий Игоревич
Советник


Еще в 2017 году Президент РФ поручил Правительству и Банку России разработать законопроект по регулированию криптовалют и токенов. Одним из наиболее тенденциозных текстов, разработанных в данном направлении, являлся законопроект №73645-7 «О системе распределенного национального майнинга», который регулировал как создание цифрового рубля, так и осуществление майнинга в их взаимосвязи.

Это проект не получил дальнейшего развития и не был одобрен Государственной Думой. Вместо него были приняты законы о внесении изменений в ГК РФ (№34-ФЗ) и о цифровых финансовых активах (№259-ФЗ), сконцентрировавшиеся на цифровой валюте и оставившие за скобками майнинг. Такое решение трудно было назвать разумным, поскольку создание инфраструктуры майнинга является необходимым условием выпуска криптовалюты. Соответственно, регулируя только оборот криптовалюты, законодатель заведомо перевел майнинг в серую правовую зону.

Этот недочет старается компенсировать новый законопроект №237585-8, который вводит понятие майнинга. Это первая попытка его регулирования в России. Сам по себе факт того, что такая попытка предпринята, нельзя не приветствовать. Между тем законопроект сырой, в нем явно не хватает конкретики.

Одним из главных достоинств законопроекта является закрепление понятий майнинга и майнинг-пула в законодательстве. Хотя предложенные законопроектом определения данных понятий несколько расплывчаты, в целом они в достаточной степени дают представление о майнинге и справляются с задачей ввести его в правовое поле. Однако ряд положений законопроекта демонстрируют пробелы в понимании того, что такое цифровая валюта и как майнинг с ней связан.

Так, законопроект предлагает пересмотреть используемое сейчас понятие выпуска цифровой валюты, заменив его понятием создания цифровой валюты. Иными словами, авторы законопроекта понимают под майнингом процесс физического и цифрового создания «крипты»; цифровая валюта в их понимании создается майнерами наподобие чеканки монет в петровскую эпоху. Такое представление явно архаично да к тому же неверно с позиции экономики: ошибка допущена в постановке знака равенства между ценностью валюты и ее физическим токеном.

Если говорить о классических национальных валютах, то в качестве их ценности выступает оборотная стоимость (что на нее можно купить) и признаваемость (участники рынка признают ее как способ платежа), а в качестве физического токена — монеты или купюры. В отношении криптовалют действуют те же принципы, только роль физического токена играет распределенный цифровой реестр. Например, если человек чеканит никем не признаваемые в качестве средства платежа монеты со своим профилем — они не могут быть признаны в качестве валюты. Аналогичным образом дело касается цифровых валют: майнеры лишь участвуют в создании цифровых токенов, сама же валюта создается администратором всей платежной системы и людьми, использующими ее.

Таким образом, текущая редакция Закона «О цифровых финансовых активах...» более точно отражает тот факт, что цифровая валюта не создается, а выпускается, не возникает, а используется. В этой части законопроект предлагает ненужное и даже вредное упрощение.

К числу интересных нововведений относятся обязанности майнеров предоставлять информацию о полученной цифровой валюте в налоговый орган и осуществлять сделки с ней, если при этом не используются объекты российской информационной инфраструктуры. Однако, к сожалению, эти предложения страдают недостаточной степенью конкретизации и выглядят скорее как постулаты, чем как правовые нормы. Слишком многое здесь возлагается на подзаконные НПА, а не на сам закон. Каким требованиям должен отвечать майнер? Может ли заниматься майнингом юридическое лицо или самозанятый? Как должен производиться расчет налога, если доход был получен в цифровой валюте? Законопроект не дает ответа на эти вопросы, отсылая к будущим подзаконным актам или Налоговому кодексу и Закону о валютном контроле; авторы документа будто поленились включить текст изменений в указанные законодательные акты.

Между тем необходимость в законодательном регулировании майнинга остается крайне важной проблемой, если Россия хочет стимулировать дальнейшее развитие цифровой экономики в условиях санкций. В связи с этим законопроект видится как хорошая попытка, требующая активной углубленной доработки в рамках парламентских чтений.

Источник: материал Анатолия Зазулина, INTELLECT, в газете «ЭЖ-Юрист» (№18 (1319) / 2024)

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

коммерческое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности