*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Экологию – в бюджеты
Об изменениях в государственном регулировании в области охраны окружающей среды.
Курмамбаева Юлия Решатовна
2017 год проходит под знаком Года экологии, что, безусловно, отразится на положении природопользователей. За последние 3-4 года в государственной политике в сфере экологии произошли достаточно серьезные изменения, принята масса новых законодательных и подзаконных актов, начата очень серьезная реформа контрольно-надзорной деятельности. Вопрос находится на контроле президента и председателя правительства РФ.
Предшествующие 10 лет соответствующая отрасль находилась в забвении, поэтому к началу 2017 года проведена довольно внушительная работа по актуализации устаревших нормативных актов, устранению пробелов в законодательстве, размещению всех актуальных требований к природопользователям в открытом доступе.
В приоритете – формирование отходоперерабатывающей отрасли. На сегодняшний день все регионы России сформировали схемы обращения с отходами, создана единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров. Вектор дальнейшего развития — упорядочивание движения потоков отходов, поступательная борьба с несанкционированными свалками. В частности, Росприроднадзор инициировал введение требований в части 100% оснащения транспортных средств, перевозящих отходы, бортовыми устройствами ГЛОНАСС, а объектов размещения отходов — устройствами фото/видеофиксации и весогабаритного контроля.
Вместе с этим реформируется и контрольная деятельность в области экологического надзора. Все проверочные мероприятия переводятся на принципы риск-ориентированного подхода (РОП). Законодатель уходит от сплошных проверок всех подконтрольных объектов и дифференцирует их по степени (величине) риска загрязнения окружающей среды, что, безусловно, позволит проверяющим сосредоточить свое внимание на самых «опасных» объектах.
Для этих целей внедрен государственный реестр объектов-«загрязнителей», которые разделены на четыре категории. По данным Росприроднадзора, в 2016-2017 годах сформирован единый банк данных, включающий сведения о более чем 165 тысячах объектов негативного воздействия, более 5 тысяч из которых первой категории (наиболее опасные).
Такое деление будет определяющим при установлении мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды и должно обеспечить дифференцированный подход в этой сфере. Например, с 1 января 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих на объектах четвертой категории (минимально опасные), плановые проверки не будут проводиться вообще.
Надо отметить, что в 2016 году контролеры в принципе существенно снижают количество плановых проверок. Все больше внимания уделяется внеплановым проверкам, которые проводятся на основании подтвержденной информации об экологических нарушениях. Соответствующая информация поступает как от населения и органов власти, так и активно добывается проверяющими самостоятельно. С этой целью с 2017 года органам Росприроднадзора предоставлены дополнительные механизмы выявления правонарушений — плановые (рейдовые) осмотры, административные обследования объектов земельных отношений, исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) и т.д.
В результате, по данным Росприроднадзора, в 2016 году количество внеплановых проверок возросло на 230% (проведено около 40 тысяч проверок, из них внепланово — 42%). Сами контролеры декларируют, что к 2025 году за счет использования новейших технологий и автоматизации процессов будут реагировать на природоохранные нарушения в течение 2 часов со времени поступления информации о них.
Одновременно существенно ужесточается ответственность за нарушение экологического законодательства. Уже сейчас повышена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в сфере обращения с отходами производства и потребления:
- максимальная санкция ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации для юридических лиц увеличена в 4 раза (80 тысяч рублей);
- максимальная санкция ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления увеличена в 2 раза (80 тысяч рублей);
- санкция ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв увеличена для юридических лиц с 40-50 тысяч рублей до 400-700 тысяч рублей.
Однако не следует забывать, что штрафы – далеко не единственное негативное последствие нарушения экологического законодательства: в силу ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме. При этом иски о компенсации такого вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Для понимания масштаба контрольной деятельности Росприроднадзора приведем несколько цифр за 2016 год:
- назначено штрафов на 1 млрд 314 млн рублей (на 250 млн рублей больше, чем в 2015 году); из них взыскано 877 млн рублей;
- сумма предъявленного вреда по ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» составила 18 млрд 864 млн рублей; сумма взысканного вреда – 133 млн рублей;
- рассмотрено 1433 судебных дела с участием Росприроднадзора, в результате рассмотрения которых принято 1025 судебных актов в пользу органа, что составляет 71,5%.
В итоге становится очевидным: игнорировать изменения в экологическом законодательстве больше нельзя. В ближайшие 5 лет этому направлению будет уделяться пристальное внимание законодателя и контролирующих органов. Предпринимателям придется свыкнуться с «зелеными» расходами и обязательностью природоохранных мероприятий. В противном случае их ждут серьезные проблемы.
Статья написана для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С
Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>