*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Цены вверх – оплата вниз
Водителям челябинских травмаев снизили зарплату. По оценкам самих водителей, в зарплате они потеряют минимум 1000 рублей.
15.08.2017 | Аргументы и факты | Евгений Талыпов
С 1 августа увеличилась цена проезда в электротранспорте Челябинска, а 8 августа водители трамваев узнали, что им решили сократить размер заработной платы. Корреспондент «АиФ-Челябинск» выяснил, почему это произошло, а также помогло ли предприятию увеличение тарифов на перевозки.
Водители будут получать меньше
Сокращение зарплаты первыми почувствовали на себе водители, работающие двусменными и разрывными графиками. В первом случае люди потеряли около двух тысяч рублей.
«Во время работы во вторую смену начислялась ещё доплата – «вечерние», 67,89 рублей за час, теперь эту надбавку отменили – час стоит уже 56,58 рубля. В итоге за вторую смену, которая длится в среднем 8 часов, если заезд в депо не позже 22:00, водителю будет начислено 452,64 вместо 543,12 рублей, – рассказал на условиях анонимности один из водителей челябинского трамвая. – Водителям, у которых рабочий день разрывной, за сам разрыв доплачивали 22,63 рубля в час, теперь лишь 16,97, хотя нас на инструктажах уверяли, что ничего кроме формы собственности на новом предприятии не изменится. Нас просто обманули, зарплату нам не только не подняли, но ещё и урезали».
В итоге за 180 часов работы в месяц водители на двусменном графике будут получать со всеми вычетами и премиями (за регулярность и план) от 16,5 до 20,5 тысяч рублей в зависимости от своей квалификации.
Не все готовы мириться с таким положением дел, о своём намерении уволиться заявили как минимум 35 человек, 11 из них уже написали заявления.
Размер основой зарплаты должен содержаться в трудовом договоре, доплаты за разрыв и вечернюю смену – в коллективном, но ни того, ни другого договора водители, по их словам, до сих пор не могут увидеть.
Пассажиры стали платить больше
Водители убеждены, что зарплату пересчитали из-за упавшей выручки предприятия.
С начала августа в Челябинске стоимость проезда выросла с 20 до 23 рублей в трамваях и троллейбусах, что привело к оттоку пассажиров.
По данным «АиФ-Челябинск», если по трамваю есть как снижение выручки, так и не большой рост, то по троллейбусу отмечается снижение до 35%. В кулуарах предприятия признаются, что с каждым ростом цен на проезд пассажиры уходят и не возвращаются.
Но часть челябинцев действительно продолжают пользоваться электрическим транспортом и покупать билет за наличные, чтобы подержать нелёгкий труд водителей и кондукторов. Однако выясняется, что обманули не только пассажиров, но и водителей.
Наш комментарий:
Мелик Меликян, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «Аргументы и факты»:
«Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятий «вечернее время» и «вечерняя смена» и не регулирует обязанность работодателя устанавливать повышенную оплату труда в вечернее время. А вот разделение рабочего дня на части создает неудобства для работников, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. Это должно компенсироваться установлением доплаты работникам, выполняющим трудовую функцию с данным режимом рабочего времени, - комментирует ситуацию юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Мелик Меликян. - Но в любом случае, данные вопросы должны быть урегулированы локальным нормативным актом предприятия, который принимается с учетом мнения представительного органа работников (профсоюза). Странная ситуация на таком предприятии, работникам следует обратиться за защитой своих прав в свою профсоюзную организацию, государственную инспекцию труда и прокуратуру. Что касается трудового договора, то работодатель должен оформить его в письменной форме в течение трех рабочих дней с того дня, когда фактически допустил работника к трудовой деятельности. За несоблюдение этой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности».
Какова ситуация в соседних регионах
Для сравнения, водитель трамвая 3 класса в Екатеринбурге за 180 часов получает – 32 500 рублей. Стоимость проезда в Екатеринбурге – 28 рублей.
В Перми – водитель 3 класса за такое же количество часов получает 34 000 рублей, при стоимости проезда в 20 рублей. В Уфе – 26 000, стоимость проезда 20 рублей.
Если ситуация с зарплатами не изменится, и водители действительно начнут уходить, это обернётся сокращением выпуска рейсов на линию, как следствие – увеличением интервалов.
Мало кто знает, но сейчас выпуск транспорта в полном объеме удается поддерживать только лишь потому, что находятся водители и кондукторы, которые готовы выйти в свой выходной на работу. Но делают они это не только из-за любви к профессии, но и чтобы сводить концы с концами.
Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>