Трамваи въехали в режим
Правительство РФ запустило эксперимент с «умными» трамваями в Петербурге и Москве.
30.07.2024 | КоммерсантЪ | Владимир Колодчук
В Петербурге и Москве начал действовать экспериментальный правовой режим (ЭПР) по эксплуатации беспилотных трамваев. Соответствующее постановление подписал председатель Правительства России Михаил Мишустин, говорится в релизе разработчика документа — Минэкономразвития РФ — от 29 июля.
ЭПР вводится на три года и предусматривает эксплуатацию беспилотных трамваев в двух городах (Санкт-Петербурге и Москве), программы подготовки водителей-испытателей и операторов, техобслуживание, диагностику в режиме реального времени и меры по обеспечению безопасности движения.
На первом этапе беспилотные трамваи на маршрутах будут передвигаться с водителем-испытателем на борту. После достижения пробега не менее 3 тыс. км, или 150 часов эксплуатации, транспорт под наблюдением операторов начнет перевозить пассажиров в полностью автономном режиме.
По словам заместителя мэра столицы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, первый полностью беспилотный трамвай в городе планируют запустить до конца 2025 года.
В Петербурге прототип полностью беспилотного трамвая намерены создать к 2026 году. Соглашение о его разработке «Горэлектротранс» (ГЭТ), компания Cognitive Pilot (дочка «Сбера» и Cognitive Technologies) и ООО «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) подписали в июне 2023 года на научно-техническом совете, который провела Международная ассоциация предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ).
По информации на сайте ГЭТ, в настоящее время в Петербурге на шести городских маршрутах работает около 250 трамвайных вагонов с элементами автопилотирования (системой активной помощи водителю). В июне 2023 года в сообщениях предприятия говорилось о 83 таких трамваях, действующих на линиях города. Их поставки с 2022 года по техзаданию ГЭТ осуществляет ПК ТС.
«Начиная с сентября 2022 года по май 2023 года "умные" трамваи с установленной, обученной и настроенной системой прошли на маршруте № 24 более 50 тыс. км. Пробег всех "умных" трамваев за все время эксплуатации в Петербурге на данный момент составил 10,6 млн км», — уточняется в пресс-релизе ГЭТ.
Также в июне прошлого года ГЭТ анонсировал создание на одной из площадок предприятия тестовый полигон, где будет вестись проверка «умных» трамваев в процессе приемки всех текущих поставок, обучение водителей и обкатка нового состава, испытания и апробация перспективной техники и технических решений, разрабатываемых производителями. Одним из перспективных мест для полигона рассматривалась площадка на Шаврова Трамвайного парка №5.
В ГЭТ считают, что введение ЭПР позволит обойти существующие на сегодняшний день правовые преграды и начать испытания не только на закрытой территории предприятия, но и за его пределами.
Наш комментарий:
Михаил Хохолков, INTELLECT, специально для газеты «КоммерсантЪ»:
Руководитель практики юридической фирмы INTELLECT Михаил Хохолков поясняет, что ЭПР представляет собой специальный режим, который временно вводится для апробации новых правовых норм в определенных секторах экономики или для определенных видов деятельности. Его цель — тестирование и оценка эффективности новых механизмов и подходов перед их возможным внедрением на постоянной основе. Как правило, ЭПР вводится на ограниченное время, в конкретной местности и для конкретных видов деятельности.
Партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина уточняет, что ЭПР в случае с эксплуатацией беспилотных трамваев необходим прежде всего для разработки правовых решений в сфере ответственности за причиненный вред, а также административной и уголовной ответственности за нарушение ПДД.
По словам господина Хохолкова, субъект ЭПР при эксплуатации «высокоавтоматизированных» транспортных средств обязан принять меры по минимизации рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, а любое транспортное средство является источником повышенной опасности.
«Сейчас по закону неважно, управляется ли транспортное средство человеком или роботом, возместить ущерб должен владелец. Если же беспилотник причинит вред здоровью человека или в результате ДТП наступит его смерть, то уголовное дело будет возбуждено по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью). Здесь уже виновного выявят следствие и суд», — уточняет Михаил Хохолков.
Ведущий юрист компании «Легис Веритас» Диана Суворова считает, что о результатах эксперимента и его пользе можно будет говорить только по истечении срока, указанного в документе и при соблюдении всех мер безопасности (экспериментальный правовой режим может быть прекращен в любой момент, если нормы будут не соблюдены), но без должного обеспечения, обучения водителей и достаточного тестирования никаких четких правовых норм выработано не будет.
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>