Дефицита продуктов не ожидается
«Голода точно не будет, но цены на товары могут расти»: как рынок продуктового ритейла перестроил свою работу из-за санкций.
04.07.2022 | Деловой квартал | Елизавета Порошина
Цены в продуктовых магазинах Свердловской области стали опускаться на уровень начала 2022 г. В некоторых торговых сетях даже вновь вернулись акции на отдельные позиции. Ритейлеры объясняют это не только тем, что срок годности этих продуктов в ближайшее время истечет, — за четыре месяца торговые сети подстроились под новую реальность и нашли, чем заменить многие позиции на полках. Эксперты уверены, что дефицит продуктов региону не грозит. Но их ассортимент в ближайшее время может сократиться.
Производители были готовы к проблемам с логистическими цепочками
Артем Бахтерев, министр АПК и потребительского рынка Свердловской области:
— Программа импортозамещения продовольствия действует на рынке с 2014 г. — благодаря ей мы значительно увеличили производство молока, сыров и других товаров. Сейчас Свердловская область полностью обеспечивает себя картофелем, молоком — больше чем на 70%, овощами открытого и закрытого грунта — на 40%. Эта продукция попадает на полки торговых объединений. Больших проблем в этом плане я не вижу. Дефицита продуктов нет.
Мы научились жить в условиях пандемии и привыкли к тому, что могут возникнуть проблемы с логистическими цепочками. Наши сельхозтоваропроизводители тоже были к этому готовы. У них был запас семян иностранной селекции примерно на два года вперед, поэтому посевная прошла в штатном режиме. Внутри страны тоже реализуются научно-технические программы, которые способствуют развитию отечественной селекции и местных поставщиков. Поэтому доля семян отечественной селекции и продуктов местного производства на рынке будет расти.
Я не готов делать прогнозы по изменению цен на продукты, все-таки этим занимается Свердловскстат. Но по моим личным ощущениям, ситуация стабилизируется. Да, мы наблюдали рост цен на удобрения, но после того, как был закрыт экспорт удобрений, цены на рынке зафиксировались. Аналогичная ситуация по запчастям. А значит, эти факторы будут влиять на цены на продукты в меньшей степени.
Сейчас мы видим интеграцию поставщиков из стран СНГ в торговые сети, в частные магазины формата «у дома». Вся необходимая помощь таким компаниям будет оказана. Происходит переориентация логистических цепочек.
Потребители готовы платить больше за качественный продукт
Кристина Аветян, директор департамента по категорийному менеджменту Уральского округа компании «Магнит»:
— Мы активно работаем с местными поставщиками. На полках магазинов региона — почти четверть товаров производителей Свердловской области, которую делает около 140 компаний и предпринимателей. В основном это товары ежедневного потребления и первой необходимости. Мы готовы расширять долю местных производителей. К нам и сейчас поступают коммерческие предложения, компании присылают образцы своей продукции, мы их дегустируем, смотрим органолептику. Если все хорошо — заводим позиции в сеть, в том числе чтобы компенсировать недостаток предложения в отсутствии товаров топовых брендов. У нас были определенные сложности, связанные с изменением количества продуктов на полках. Но это было в тот момент, когда производители переходили с одного типа упаковки на другой.
Продукцию уходящих с российского рынка зарубежных компаний мы тоже замещаем отечественной. Ставим на полки аналоги, близкие по качеству и органолептике.
Яркий пример, который у всех на слуху — продукция Coca-Cola. Официального отказа наших партнеров в поставках продукции мы не получили, но сейчас у компании есть сложности с обеспечением площадок и их функционированием в нормальном режиме. Поэтому на полках появились аналоги российского производителя «Очаково» — компания производит три продукта, не уступающих газированным напиткам транснациональной компании. Такие примеры есть и в других категориях товаров. Проседания по объемам продаж после замены мы не фиксируем.
Покупательские предпочтения, по нашим наблюдениям, тоже существенно не поменялись. Нет такого, что все резко стали брать только базовые продукты: молоко, куриное мясо, картофель. Как показывает практика, покупатели до сих пор готовы платить больше за товары более высокого качества. Мы проводили ярмарку с местными производителями. Показывали покупателям сыры высокого ценового сегмента, и спрос на них был.
Количество и ассортимент продуктов — на уровне прошлых лет
Светлана Терехова, замруководителя Россельхознадзора по Свердловской области:
— С момента введения санкций стал меняться перечень основных стран-поставщиков растительной и животноводческой продукции. Поставки животноводческой продукции переориентировались из стран Евросоюза на Белоруссию. Сейчас это основная страна-отправитель — ее доля в российском импорте увеличилась двукратно, с 40% до 80%. Среди стран дальнего зарубежья основными экспортерами стали Парагвай и Бразилия, в меньшей степени мы получаем продукцию из Турции.
Что касается овощей и фруктов, двукратно выросли поставки из стран таможенного союза ЕАЭС и стран ближнего зарубежья. При этом ассортимент продуктов сильно не поменялся. Например, экзотические фрукты раньше привозили из Таиланда, Вьетнама, Израиля. Вместо этого выросли поставки абрикосов, арбузов, винограда из Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана. Для того чтобы эта продукция быстрее оказалась на полках магазинов, введены определенные антикризисные меры. Например, в отношении продукции из Узбекистана действует «зеленый коридор» — продукция досматривается в приоритетном порядке в более короткие сроки, чем товары из других стран.
Товары из Китая, Эфиопии, Израиля и Вьетнама еще можно найти в магазинах, но ввозятся в страну они через Казахстан. Прямых поставок из этих стран из-за проблем с логистикой уже нет.
Если в прошлом году ввоз продуктов осуществлялся из 17 стран, то в этом году, после переориентации, поставками занимаются представители 14 стран. Но снижения количества и ассортимента продукции по сравнению с прошлыми годами я не вижу.
Наш комментарий:
Роман Речкин, INTELLECT:
В России параллельный импорт разрешен, но в ЕАЭС — не легализован
Роман Речкин, старший партнер юридической фирмы INTELLECT:
— Напрямую санкционные ограничения не затрагивают ритейл. Но на его работе сказывается решение конкретных производителей не поставлять свою продукцию в Россию. Косвенно на торговле отразится запрет на ввоз технологий, полупроводников и микросхем, который ввели, например, Япония и Южная Корея. Потому что для нормального ведения бизнеса необходим софт, с помощью которого обрабатывается огромный объем информации, железо и сервера.
На отказ поставлять товары в страну Россия отвечает параллельным импортом, легализуя ввоз товаров в страну без разрешения правообладателя. Условно говоря, если Coca-Cola продает свою продукцию в Казахстане, мы можем купить ее там и ввезти в Россию. Но здесь нужно помнить о двух моментах.
Во-первых, параллельный импорт полностью не решит проблему поставок товаров. Если дилер в Казахстане в первом квартале продал 200 тыс. бутылок напитка, а в следующем — уже 1 млн бутылок, у правообладателя это вызовет вопросы. Исходя из этого, параллельный импорт возможен только в отношении мелкооптовых партий.
Во-вторых, параллельный импорт разрешен в России, но в ЕАЭС он не легализован. Мы можем покупать товары для продажи в условном Казахстане, но для дилера в этой стране это является нарушением. И в казахском суде правообладатель может предъявить ему претензии.
Как мне кажется, с учетом юридических моментов, повода для паники нет. Голода точно не будет, но цены могут расти — за счет того, что растут затраты на перенастройку логистических цепочек. Плюс будет некое сокращение ассортимента, этого не избежать. Думаю, что люди, которые пили виски Johnnie Walker, смогут переориентироваться на условный дагестанский коньяк.
Материал подготовлен на основе выступления экспертов на конференции «КоммерсантЪ-Урал»
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>
Запись онлайн-конференции ИД «КоммерсантЪ-Урал», проходившей 29 июня 2022 года. В мероприятии принимал участие Роман Речкин, INTELLECT.