*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Ударим по коронавирусу... налогом
Президент предложил взимать НДФЛ с процентов по вкладам свыше миллиона рублей.
Во многих странах мира процентные доходы физических лиц от вкладов в банках и инвестиций в ценные бумаги облагаются подоходным налогом. У нас такой доход налогом не облагается. Предлагаю для граждан, чей общий объем банковских вкладов и инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн рублей, установить налог на процентный доход в размере 13%.
— В.В. Путин, выступление 25 марта 2020 года
Прежде всего – на тему «У нас такой доход налогом не облагается». Владимир Владимирович, когда подписывал законы о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, видимо, делал это, не читая текст. Потому что НК РФ вообще-то налог на доходы физических лиц «в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ» предусматривает, этому посвящена отдельная ст. 214.2 НК РФ. И существует она почти 13 лет: эта норма была введена Федеральным законом от 24 июля 2007 года №216-ФЗ.
Другое дело, что норма эта последние годы реально не применяется, поскольку налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ (сейчас – 6%), увеличенной на пять процентных пунктов.
То есть налогом облагается доход по вкладам, ставка по которым превышает 11% годовых, а таких ставок по вкладам в российской экономике просто нет. По данным Агентства по страхованию вкладов, на конец 2019 года средневзвешенная ставка по вкладам в 1 млн рублей составляла 5,6% годовых.
При этом необходимо отметить, что ст. 214.2 НК РФ имеет внятный и работающий (при наступлении соответствующих условий) механизм начисления налога: банк, заключив договор банковского вклада со ставкой 11% годовых и более, для целей выплаты дохода признается налоговым агентом по НДФЛ (ст. 226 НК РФ), соответственно, при выплате процентов обязан исчислить, удержать и перечислить НДФЛ в бюджет.
Озвученное же 25 марта 2020 года предложение В.В. Путина вызывает множество вопросов.
Во-первых, о каких суммах налога мы говорим? Если на конец 2019 года средневзвешенная ставка по вкладам в 1 млн рублей составляла 5,6% годовых, «процентный доход» со вклада в 1 млн рублей — это 56 тысяч рублей. Путем несложных арифметических вычислений получается, что НДФЛ с этой суммы — 7280 рублей.
Во-вторых, более интересно, как все это будет администрироваться, применительно к тому, что «процентный доход» должен рассчитываться с «общего объема банковских вкладов» лица? Понятно, что если у вас вклад в одном банке на сумму 1 млн рублей 01 копейка (то есть, как сказал президент, «превышает 1 млн рублей»), банк точно так же, являясь налоговым агентом, при выплате процентов исчислит, удержит и перечислит НДФЛ в бюджет. Аналогично, если у вас несколько вкладов в одном банке, в сумме превышающих 1 млн рублей 01 копейку.
Но это идеальная ситуация, а если у вас вклады в двух банках на сумму 500 тысяч рублей 01 копейка каждый? Банк, в котором у клиента находится вклад на сумму до 1 млн рублей (включительно), естественно, не обязан получать информацию о вкладах клиента в иных банках (более того, эта информация является банковской тайной) и не обязан рассчитывать сумму налога.
Информация об открытых счетах физлиц, конечно, есть в налоговом органе (хотя в реальности и не по всем счетам), но не о размере денежных средств на них. И обязанности предоставлять в автоматическом режиме информацию об остатке средств на вкладе каждого физлица нет ни у банков, ни у самих физлиц (кроме информация об остатках на счете в иностранном банке).
Соответственно, при наличии у физлица вкладов в разных банках на сумму до 1 млн рублей (включительно) в каждом, исчисление налога с начисленных клиенту процентов сложнореализуемо.
Понятно, что налоговый орган вправе по окончании года запросить у всех банков информацию о выплаченных ими процентах по вкладу по всем вкладчикам-физлицам. Банки эту информацию предоставят, но объем информации будет огромен. Превысят ли 7280 рублей с каждого миллиона рублей вклада (среднюю сумму налога, которую можно доначислить) затраты налоговых органов на администрирование этого массива информации? Стоит ли овчинка выделки, как говорят в народе?
В-третьих, неясно, как быть, если в течение года сумма вклада превышала 1 млн рублей, но на момент выплаты «процентного дохода» она меньше этой суммы. Допустим, в течение года у вас в банке лежит 1 млн рублей 01 копейка, выплата дохода производится в конце года, 30 декабря вы забираете (снимаете со вклада) 1 копейку, а 31 декабря банк начисляет вам проценты на сумму вклада за прошедший год. На 31 декабря (дату выплаты процентов) сумма вклада не превышает 1 млн рублей, основания для уплаты НДФЛ формально отсутствуют.
И, наконец, непонятно, как это все должно работать применительно к валютным вкладам.
Например, у вас в банке был вклад в размере 16 тысяч долларов США, который еще недавно, при курсе 61 рубль за 1 доллар США, представлял собой 976 тысяч рублей в эквиваленте, то есть, по логике Президента РФ, «процентный доход» с этого вклада НДФЛ не облагается.
Однако курс ЦБ РФ на сегодня – 78 рублей (с копейками) за 1 доллар США, то есть теоретически вы счастливый обладатель 1 248 000 рублей (в эквиваленте), поэтому будьте любезны уплатить государству НДФЛ с «процентного дохода» с этого вклада. Отслеживать, превышает ли сумма валютного вклада в рублевом эквиваленте 1 млн рублей, видимо, придется банку.
При этом неясно, что должен делать банк в случае возврата части вклада, при котором сумма валютного вклада в рублевом эквиваленте станет менее 1 млн рублей (естественно, если условия договора банковского вклада позволяют частичное снятие вклада).
В любом случае, здравствуй, «дробление вкладов» на суммы менее 1 млн рублей в разных банках, регулярное частичное снятие суммы вклада и хранение части денег «под подушкой».
Как абстрактная идея предложение облагать НДФЛ проценты со вкладов свыше 1 млн рублей понятно, но очевидно, что авторы этой идеи родили ее «на бегу», не размышляя об экономическом эффекте, не просчитывая и даже не задумываясь ни о механизме ее реализации, ни о затратах на администрирование этого налога. Уровень некомпетентности при принятии решений Президентом РФ, честно говоря, удручает.
Источник: заметка Романа Речкина, INTELLECT, в блоге на сайте Zakon.ru
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>