Мы в соцсетях
print

COVID-19: введение налоговых и прочих льгот

Какие меры помощи бизнесу принимают государство и ЦБ РФ в условиях эпидемии коронавируса?

Поддержка бизнеса со стороны государства и соцзащита граждан: налоговые каникулы, ипотечные каникулы, запрет на выездные налоговые проверки и пр.

1. Предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 года, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, а также искусства, культуры и кинематографии (поручение Правительства РФ от 20 марта 2020 г. ФНС России).

Организации, работающие в этих сферах, смогут внести налоговые платежи позже, если это не повлечет нарушения предельных сроков, установленных ст. 46, 70 НК РФ.

Необходимо отметить, что порядок предоставления этой отсрочки (налоговых каникул), а также вопросы, связанные с использованием данной меры поддержки, будут определены отдельным федеральным законом, который будет разработан и принят в ближайшее время (в настоящее время – отсутствует).

2. Возможность для налогоплательщиков туристической и авиационной, а также иных пострадавших отраслей заключить мировые соглашения в делах о банкротстве либо получить отсрочку по ст. 64 НК РФ (Информация Федеральной налоговой службы от 18 марта 2020 г. «Компании туристической и авиационной отраслей смогут уплатить налоги до 1 мая»).

3. Предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 года, в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок (поручение Правительства РФ от 18 марта 2020 г.).

4. Запрет до 1 мая 2020 года проводить выездные налоговые и выездные плановые таможенные проверки, а также все плановые и внеплановые проверки организаций и ИП, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пожарные, санитарные и т.п.) (поручение Правительства РФ от 18 марта 2020 г. федеральным ведомствам).

Не подпадают под запрет и будут проводиться: проверки по фактам причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также лицензионные проверки соискателей и лицензиатов, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Аналогичные рекомендации даны в отношении проверок в рамках регионального надзора/контроля и муниципального контроля.

Так, ФНС России приостанавливает назначение выездных налоговых проверок, проверки пользователей онлайн-касс, а также контрольные мероприятия по соблюдению требований валютного законодательства и вопросам госрегулируемых видов деятельности в области азартных игр и лотерей в отношении всех категорий налогоплательщиков, в том числе малого и среднего бизнеса (Приказ ФНС России от 20.03.2020 №ЕД-7-2/181@ «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции»).

Выездные проверки, начатые ранее, также приостановлены. Незавершенные проверки применения ККТ и валютного законодательства, а также незаконченное производство по делам об административных правонарушениях будет осуществляться без непосредственного контакта с налогоплательщиками (по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, по почте).

5. Меры Банка России по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса (Информация Банка России от 20 марта 2020 г.).

Банк России принял решение в условиях пандемии коронавирусной инфекции и резкого снижения цен на нефть реализовать комплекс мер, направленных на поддержание способности финансового сектора предоставлять необходимые ресурсы экономике, на защиту интересов пострадавших от пандемии и доступность платежей для населения, а также на адаптацию финансового сектора к действию ограничительных мер по борьбе с эпидемией.

5.1. Меры по защите интересов граждан, пострадавших от распространения пандемии, и по обеспечению доступности платежей для населения.

ЦБ запретил банкам брать с россиян комиссию за переводы в Системе быстрых платежей (СБП) на сумму до 100 тыс. рублей в месяц.

За большие суммы перевода комиссия не может быть больше 0,5% суммы перевода и превышать 1500 рублей. В настоящий момент участниками СБП является 51 банк.
Также Банк России планирует установить предельные комиссии по эквайрингу при оплате онлайн-покупок банковской картой.

ЦБ рекомендовал организациям-кредиторам не назначать пени и штрафы для заемщиков, которым диагностировали коронавирус, и реструктурировать их долги, а также дал банкам возможность сделать это без ущерба для себя: им не придется увеличивать свои резервы по проблемным ссудам. Рекомендации действуют до 30 сентября 2020 года. До того же срока Центробанк просит кредиторов не обращать взыскание на заложенное имущество инфицированных.

Реструктурируя заем заболевшим, микрофинансовые организации до конца года могут также не применять к нему корректирующие коэффициенты, если долговая нагрузка клиента превышает 50% и при соответствии нормативу достаточности собственных средств.

ЦБ попросил страховые компании по запросу клиентов продлевать сроки платежей по договорам добровольного страхования и урегулирования страховых случаев, а также не начислять неустойки тем, кто предъявит справку о заражении коронавирусом.

5.2. Меры по поддержке кредитования малого и среднего бизнеса.

Программа рефинансирования кредитов малому и среднему предпринимательству (МСП) расширяется. Вводится два новых инструмента: первый ограничивает процентные ставки заемщикам, второй поддерживает объемы кредитования МСП.

Ставка по кредитам, которые рефинансируются по старому лимиту в 175 млрд рублей, сократится до 4%, а максимальная конечная ставка по займам будет составлять 8,5%. Отраслевые ограничения для малого и среднего бизнеса при этом снимаются. С 23 марта 2020 года процентная ставка Банка России равняется 4%.

С апреля 2020 года ЦБ выделяет дополнительно еще 500 млрд на кредиты кредитным организациям. Эти средства пойдут на кредитование МСП, для займов будет действовать ставка в 4% годовых и сроки в размере одного года. Те из организаций, которые обладают высоким кредитным рейтингом, смогут получить средства от Банка России без обеспечения. Не имеющие такого рейтинга должны будут предоставить поручительство АО «Корпорация «МСП».

При этом Центробанк рекомендует организациям-кредиторам по запросу МСП рассматривать реструктуризацию их займов и дает возможность не снижать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика из сферы малого и среднего бизнеса по реструктурированным ссудам.

5.3. Меры по поддержке ипотечного кредитования.

С 1 апреля ипотека и кредиты на финансирование на основе договора о долевом участии будут предоставляться с уменьшенными надбавками к коэффициентам риска, что сделает их более выгодными банкам. По ипотеке с первоначальным взносом до 10%, которая оплачивается с помощью маткапитала, надбавки будут снижаться по мере погашения кредита.

5.4. Меры по поддержке потенциала финансового сектора по предоставлению ресурсов экономике.

До 1 января 2021 года ЦБ разрешает кредитным и некредитным финансовым организациям указывать в отчетности купленные до 1 марта 2020 долевые и долговые ценные бумаги по их стоимости на эту дату, что позволит смягчить для них последствия обвала на фондовом рынке. Приобретенные до 30 сентября бумаги можно отражать по цене на момент покупки.

5.5. Меры по снижению регуляторной и надзорной нагрузки на финансовые организации.

ЦБ приостанавливает проверки кредитных организаций и НФО (за исключением случаев, требующих неотложного реагирования) и переносит запланированные проверки на период после 1 июля. Увеличивается срок исполнения предписаний и запросов надзорного характера до 1 месяца дополнительно к стандартному сроку.

ЦБ будет воздерживаться от применения мер в отношении финансовых организаций в части требований своих нормативных актов в области обеспечения защиты информации при осуществлении банковской деятельности при организации дистанционной работы работников финансовых организаций. Регулятор ограничивает применение административных наказаний, прежде всего за случаи несоблюдения сроков представления отчетности, нарушения корпоративного законодательства, законодательства в области бюро кредитных историй.

Откладывает ЦБ и ряд изменений в регулировании. В частности, до 30 сентября откладывается дата начала применения норм о порядке резервирования сделок слияния и поглощения.

5.6. Меры по снижению нагрузки на российские акционерные общества.

Банк России предлагает изменить корпоративное законодательство, чтобы адаптировать требования к акционерным обществам к ситуации в экономике, но сохранить нынешний уровень защиты интересов акционеров.

Федеральным законом от 18 марта 2020 г. №50-ФЗ (вступил в силу) установлено, что общее собрание акционеров в 2020 году по решению совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества может быть проведено в форме заочного голосования.

6. Чтобы обеспечить социальную защиту граждан, сохранение их доходов и рабочих мест, поддержать малый и средний бизнес, глава государства В.В. Путин объявил первоочередные меры, о которых рассказал в своем телеобращении 25 марта 2020 года.

  • Будут введены каникулы по потребительским и ипотечным кредитам, если человек попал в сложную жизненную ситуацию, а также предусмотрена необременительная процедура банкротства, если выплата долга невозможна.
  • Предлагается отсрочка компаниям малого и среднего бизнеса по всем налогам, кроме НДС, на ближайшие 6 месяцев, а для микропредприятий еще и отсрочка по страховым взносам в социальные фонды. Все упомянутые выше компании, оказавшиеся в сложной ситуации, получат отсрочку по кредитам на ближайшие 6 месяцев, а также полугодовой мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов.
  • Размер страховых взносов для малых и средних предприятий будет уменьшен с 30% до 15% , причем такая ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ.

7. Неисполнение нерезидентом своих обязательств по поставке (оплате) товаров или невозвращению ранее уплаченных ему денежных средств в виде авансовых платежей по причине форс-мажорных обстоятельств, обусловленных в том числе мерами, принимаемыми правительствами иностранных государств по борьбе с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), может свидетельствовать об отсутствии вины резидента в совершении административных правонарушений по ч.ч. 4, 5 ст. 15.25 КоАП РФ (информация Минфина России от 20.03.2020).

Для правильного разрешения дела резидент вправе представить любые доказательства, свидетельствующие об отсутствии в его действиях вины, в том числе доказательства принятия им всех зависящих мер по соблюдению требований валютного законодательства РФ.

***
Указанные меры по поддержке бизнеса безусловно носят пока «точечный» характер и их эффект достаточно ограничен, однако государство декларирует готовность расширять финансовые и нефинансовые меры поддержки в случае необходимости. Мы оперативно отслеживаем ситуацию.

Материал подготовлен в рамках консалтинговой практики «COVID-19 Helpdesk»

Скачать материал в формате PDF >>

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

COVID-19, налоговое планирование, налоговое право, налоговые проверки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности