print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

2021 год начнется с налоговых изменений

С 1 января будущего года вероятна отмена ЕНВД. Кроме того, изменится упрощенная система налогообложения.

Заинтересованность государства в сохранении ЕНВД отсутствует, т.к. единый налог исчисляется вне зависимости от размера фактической выручки.

I. Вероятная отмена с 1 января 2021 года единого налога на вмененный доход

С 1 января 2021 года на территории России с высокой долей вероятности прекратит действие специальный налоговый режим – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД).

Положения главы 26.3 части второй Налогового кодекса РФ, которой предусмотрен ЕНВД как специальный налоговый режим, с 01.01.2021 не применяются (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 №97-ФЗ). Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов, продление действия ЕНВД не предусмотрено.

В настоящее время заинтересованность государства в сохранении ЕНВД, очевидно, отсутствует – с учетом того, что единый налог исчисляется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. Министерство финансов РФ прямо указывает, что на момент принятия решения о вводе ЕНВД отсутствовали современные технологии налогового администрирования. В связи с этим было принято, по существу, вынужденное для бюджета решение об исчислении ЕНВД с физических показателей (площадь торгового зала, количество транспортных средств, количество работников и т.д.).

Сорока Валерия Владимировна

Сорока Валерия Владимировна


Но с развитием цифровых технологий у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, поэтому исчисление налога плательщиками ЕНВД по-прежнему, с физических показателей и без учета выручки, перестало устраивать бюджет. Тем более, как считают чиновники, применение ЕНВД часто приводит к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов (письмо Минфина от 06.04.2020 №03-11-10/27487).

Поэтому, несмотря на то что в августе 2020 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о сохранении ЕНВД до 01.01.2024 (сейчас подобных законопроектов уже несколько), Министерство финансов РФ неоднократно указывало в своих письмах, что Правительством РФ предложение о продлении действия ЕНВД после 01.01.2021 поддержано не было (письма Минфина РФ от 23.07.2020 №03-11-11/6468, от 17.09.2020 №03-11-06/3/81970).

В мае 2020 года Минфин предложил Правительству РФ продлить действие ЕНВД только для индивидуальных предпринимателей и только на год, до 2022 года, в связи с коронавирусом и сопутствующими ограничительными мерами. Но даже это предложение было отклонено.

Не дожидаясь отмены ЕНВД на федеральном уровне, с 1 января 2020 года ЕНВД был отменен (кроме двух муниципалитетов) в Пермском крае.

Учитывая изложенное, с 1 января 2021 года, по нашему мнению, на территории России система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности с высокой долей вероятности прекратит действие.

С отменой ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на:

  • упрощенную систему налогообложения (УСН), с объектом «доходы» либо «доходы минус расходы»;
  • сельхозпроизводители – также на уплату единого сельхозналога;

а индивидуальные предприниматели, кроме того,

  • на патентную систему налогообложения (далее также – ПСН) или
  • на уплату налога на профессиональный доход.

Для перехода с 01.01.2021 на иные специальные налоговые режимы необходимо подать следующие документы:

  • при переходе на УСН – уведомление по форме №26.2-1, в срок не позднее 31.12.2020;
  • при переходе на ПСН – заявление на получение патента по форме №26.5-1, в срок не позднее, чем за 10 дней до начала применения ПСН.

Налогоплательщики, не перешедшие на иной специальный налоговый режим в установленные для этого сроки, будут с 01.01.2021 применять общую систему налогообложения.

II. Изменения упрощенной системы налогообложения

Изменения введены Федеральным законом от 31.07.2020 №266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй НК РФ и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (далее также – Закон № 266-ФЗ).

1. Повышаются лимиты, позволяющие оставаться на УСН

Налогоплательщик утратит право на применение УСН, если его доход превысил 200 млн руб. (сейчас – 150 млн. рублей) или число работников превысило 130 человек (сейчас – 100 человек).

2. Увеличиваются налоговые ставки для тех, кто не превысил новые лимиты, но превысил старые

Вводятся специальные положения для тех налогоплательщиков, чьи доходы оказались больше 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб., или для тех, кто нанял от 100 до 130 работников (пп. «б» п.2 ст. 1 Закона №266-ФЗ).

В этих случаях налогоплательщик, применяющий УСН, не утрачивает право на применение специального режима, но будет уплачивать налог по повышенным ставкам:

  • 8% – для объекта «доходы» (пп. «б» п. 4 ст. 1 Закона №266-ФЗ);
  • 20% – для объекта «доходы минус расходы» (пп. «г» п. 4 ст. 1 Закона №266-ФЗ).

Эта информация, особенно если в вашем бизнесе есть организации, применяющие ЕНВД, на наш взгляд, поможет вам подготовиться к изменению «правил игры» с государством, в том числе спланировать изменение системы налогообложения и просчитать изменившуюся налоговую нагрузку.

Материал подготовлен специально для сайта INTELLECT

Читайте также:
С 1 января 2021 года в отношении IT-компаний вносятся изменения в НК РФ по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам >>

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

налоговое планирование, налоговое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности