print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Шесть вопросов к закону об авиадебоширах

Авиакомпаниям разрешили создавать черные списки пассажиров. 66.RU объясняет, что нужно делать, чтобы не поссориться со стюардессами.

05.12.2017 | 66.RU | Мария Лебединская

Авиадебоширов ограничат в перелетах, — такое решение принял президент Владимир Путин, подписавший соответствующий пакет законов 4 декабря. Он вступит в силу через полгода после опубликования.

Обсуждение идеи продолжалось четыре года. Еще в 2015 году только у «Аэрофлота» в базе нарушителей правил полета было больше 2,5 тысяч человек. Но запретить им вновь пользоваться услугами авиакомпания была не вправе.

С середины 2018 года, когда закон примут окончательно, перевозчики будут вправе отказывать нежелательным клиентам в перелетах в течение года после внесения в список. При этом если пассажир документально докажет, что воздушная перевозка является единственным способом добраться до места, ему не смогут в ней отказать.

В реестр войдут лица, которые попались на административном правонарушении в салоне и во время полета своими действиями создали угрозу безопасности, жизни или здоровью пассажиров и членов экипажа. При этом административным нарушением является и драка на борту, и провоз острых ножниц в ручной клади. Предполагается, что в черный список авиакомпания будет включать пассажира только в случае судебного решения об административном наказании.

Наш комментарий:

Дмитрий Загайнов, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для портала 66.RU:

Внесение таких изменений в закон противоречит Конституции и нарушает права граждан. Сам факт внесения своего имени в черный список гражданин может оспорить.

Юристы опасаются, что законопроект развяжет руки авиакомпаниям и будет угрожать конституционным правам россиян. Адвокат Дмитрий Загайнов, партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, не раз встречавшийся с авиакомпаниями в суде, рассказал 66.RU, что делать, чтобы не попасть в черный список, и как поступить, если вас все-таки туда внесли.

Что считать нарушением?

Когда пассажир покупает билет, он автоматически соглашается с правилами поведения в самолете. Авиакомпания заранее прописывает, что можно и нельзя делать на борту, что разрешено и запрещено провозить. Заранее оговаривается, в частности, что пассажир должен подчиняться требованиям командира судна и экипажа. Но любой человек на борту может повести себя неадекватно. Это может быть драка или, например, несогласие пассажира с бортпроводниками. Достаточно вспомнить историю с двухметровым волейболистом Александром Кимеровым, который пересел на чужое кресло с разрешения другого пассажира. Его вывели из самолета.

Пассажир может представлять угрозу в том случае, если провозит средства, которые запрещены. Это может быть как огнестрельное оружие, так и острые ножницы, которые пассажир по личным причинам решил везти в ручной клади. Если стюардесса увидит, что он достает их, то может забрать. Отдаст он ножницы или нет, неважно — бортпроводники вправе заявить, что он нарушил предписания компании. Поэтому перед полетом нужно с ними ознакомиться, чтобы не допустить ошибок.

Меня выведут из самолета из-за маникюрных ножниц?

Возможно. У бортпроводников есть полное право снять пассажира с рейса, если они его в чем-то подозревают. Как правило, это происходит до начала полета. Стюардесса докладывает о ситуации капитану, тот принимает решение, дальше действует наземная служба.

Даже если член экипажа в данном случае не права по-человечески, она следует инструкции, которую должна соблюдать, когда выполняет свою работу.

Если что-то произошло во время полета, опасного пассажира должны изолировать. В том случае когда салон забит до отказа, бортпроводники не спускают с него глаз весь полет. Либо пересаживают на другое место. По прилету в пункт назначения правоохранители составляют протокол и суд решает, какое наказание ему назначить.

Не стоит забывать, что впоследствии предпринятые экипажем действия тоже оцениваются в суде. Если стюардесса приняла неверное решение, авиакомпания будет за это наказана.

Что делать, если я не согласен с решением стюардессы?

Просто обвинения стюардессы в том, что пассажир — негодяй, без соответствующих протоколов и свидетельских показаний не имеют силы. В данном случае можно выбирать два способа защиты: пассивный (пассажир ждет обвинений, не понимает, где ошибся, и отрицает нападки) и активный (предоставление видеозаписей, сбор показаний очевидцев и так далее). Лучше, конечно, выбирать активный способ, но нужно быть осторожным.

Уходя от одной ответственности, можно попасть под другую. Например, если вы используете в качестве доказательства своей невиновности видеозапись, нужно помнить, что в одной из статей КоАП есть пункт «Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна», и суд может увидеть нарушение в том, что вы снимали происходящее. В данном случае допустимым средством доказательства будут являться показания очевидцев. Их стоит предоставить.

У меня есть шансы выиграть у авиакомпании?

Когда гражданин защищает себя самостоятельно, его шансы стремятся к нулю. Потому что, скорее всего, это будет некомпетентно и эмоционально. Суд может не понять поведение гражданина, а юрист авиакомпании тем временем сдаст подборку правильной доказательной базы. Поэтому ищите профессионального защитника.

Универсального инструментария нет, каждый раз нужно действовать по ситуации. Самый простой способ защиты — не соглашаться с процессуальными действиями и обжаловать их либо ходатайствовать о вызове в суд очевидцев, которые будут полностью опровергать доводы обвинения в ваш адрес. Самостоятельно собирать доказательства не запрещено, хотя лучше поручить это адвокату — у него есть такое право. Адвокат может составить опрос очевидцев и заявить о приобщении к делу, чтобы на основании данных вызвали в суд человека, который подтвердит или опровергнет доказательства.

Если необходимо провести исследования или экспертизы, можно ходатайствовать о них, правда, в том случае, когда они уместны — например, при телесных повреждениях или о спорном медицинском препарате.

Что делать, если я все-таки попал в черный список?

Суд может назначить минимальное наказание или вообще освободить от него человека, если выяснится, что причина его поведения уважительная. Но если пассажир все-таки попал в черный список, в следующий раз ему просто не продадут билет. Тогда он может оспорить этот отказ и добиться выплаты компенсации за то, что его ограничили в воздушной перевозке.

Если суды первой и последующей инстанций будут выносить решение в пользу авиакомпаний, то гражданину ничего не останется, кроме обращения в Конституционный суд с вопросом о соответствии применяемой нормы Конституции РФ. Если Конституционный суд признает данную норму антиконституционной, ее действие мгновенно прекращается на территории всей страны. Тогда все составленные черные списки превратятся в фикцию. При этом будет достаточно одного прецедента.

Зачем это вообще нужно?

Само принятие такого закона, по мнению адвоката Дмитрия Загайнова, является абсурдным. Если человек совершил проступок и может быть подвергнут наказанию, то степень его вины определяет суд. И только он может выбрать меру наказания.

«Лишить человека права переезда на том основании, что он может себя неадекватно повести, — глупо, потому что любой пассажир может что-то выкинуть, в зависимости от ситуации. На мой взгляд, внесение таких изменений в закон противоречит Конституции и нарушает права граждан. Сам факт внесения своего имени в черный список гражданин может оспорить. Я считаю, эта практика долго не проживет», — отмечает адвокат.

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

коммерческие споры, юридические консультации, юридическое обслуживание

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности