print

Налоговые преступления: поправки в УПК

Следственный комитет хочет закрепить за дознавателями предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам.

06.09.2021 | Адвокатская газета | Марина Нагорная

Один из адвокатов поддержал проект закона, указав, что за органами дознания, менее ограниченными в сроках проверки сообщения о преступлении и обладающими бо́льшими возможностями и полномочиями, предусмотренными Законом об ОРД, должны быть закреплены обязанности по сбору всех необходимых сведений и производство предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки, необходимые для принятия процессуального решения. Второй отметил, что поправки носят преимущественно технический характер и существенных изменений в практике применения ст. 144 УПК это не принесет. Третья указала, что заключение направляется следователю только в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, ранее уже были предметом проверки налогового органа или территориального органа страховщика, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение.

Следственный комитет РФ опубликовал для общественного обсуждения законопроект, которым совершенствуется взаимодействие между дознавателем, следователем, налоговым органом и органом страховщика.

В ч. 7 ст. 144 УПК предлагается указать, что именно дознаватель производит предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и страховым взносам, а следователь направляет расчет в территориальный налоговый орган субъекта или в территориальный орган страховщика вместе с документами, в которых содержатся сведения, указывающие на признаки преступления по ст. 199.3 и 199.4 УК.

По мнению авторов проекта закона, в ч. 7 ст. 144 УПК содержится неопределенность в вопросе о том, кем – следователем или органом дознания – должен производиться предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам. Кроме того, не урегулирован вопрос о том, какие именно документы следователь должен приложить к направляемому в налоговый орган или территориальный орган страховщика сообщению о преступлении.

В ч. 8 ст. 144 УПК предлагается указать, что налоговый орган возвращает документы, приложенные следователем. В случае возбуждения уголовного дела данные документы могут обладать свойствами доказательств, указывается в пояснительной записке. Кроме того, это же законоположение предлагается дополнить новым пунктом, согласно которому порядок взаимодействия между органом дознания, следователем, налоговым органом и органом страховщика при направлении сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.1, 199.3, 199.4 УК, его проверке и принятии по нему решения устанавливается руководителями соответствующих федеральных органов государственной власти.

Президент Коллегии адвокатов Санкт-Петербурга «Ленинградский адвокат» Дмитрий Салыкин посчитал, что за органами дознания, менее ограниченными в сроках проверки сообщения о преступлении и обладающими бо́льшими возможностями и полномочиями, предусмотренными Законом об ОРД, должны быть закреплены обязанности по сбору всех необходимых сведений и производство предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки, необходимые для принятия процессуального решения.

«Следователю совершенно справедливо законом дается три дня для принятия решения либо о направлении поступившего сообщения о преступлении с материалами в соответствующие налоговые органы, органы страховщика, либо, одновременно с этим, о возбуждении уголовного дела, если в материалах проверки уже имеется достаточно сведений, указывающих на наличие признаков налогового преступления», – полагает адвокат.

Дмитрий Салыкин указал, что единообразие правоприменительной практики призваны обеспечить требования вновь вводимой ч. 10 ст. 144 УПК о необходимости установления соответствующими федеральными органами власти в нормативных актах порядка взаимодействия между органом дознания, следователем, налоговым органом и органом страховщика при направлении сообщения о налоговых преступлениях.

Наш комментарий:

Дмитрий Загайнов, INTELLECT, специально для «Адвокатской газеты»:

«Латание» процессуальных норм свидетельствует о неких межведомственных разногласиях, касающихся полномочий того или иного органа: кто какую часть работы должен выполнять.

Адвокат Дмитрий Загайнов, партнер юридической фирмы INTELLECT, указал, что поправки носят преимущественно технический характер и существенных изменений в практике применения ст. 144 УПК это не принесет. «Судя по пояснительной записке, законодатель увидел проблему в том, что следственные органы, налоговые органы и органы страховщика никак не могут решить между собой, кто же должен при расследовании сообщений о налоговых преступлениях проводить расчет уголовно наказуемой суммы неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов. По логике действующий редакции ч. 7 ст. 144 УПК, такой расчет должен прилагаться к сообщению о преступлении органом дознания. Законопроект предлагает то же самое, только уже с прямым указанием на орган дознания, который должен приводить соответствующий расчет суммы», – отметил он.

Дмитрий Загайнов обратил внимание, что межведомственное взаимодействие между органами дознания, следователем, налоговым органом и органом страхования по расследованию сообщений о налоговых преступлениях существовало с момента создания указанных органов. Законодатель предлагает узаконить это взаимодействие на уровне внесения соответствующих дополнений в нормы УПК, добавив в ст. 144 УПК часть 10. «Подобное "латание" процессуальных норм свидетельствует о неких межведомственных разногласиях, касающихся полномочий того или иного органа: кто какую часть работы должен выполнять. Потребовалось вмешательство законодателя, чтобы эти разногласия устранить и установить единую форму взаимодействия», – посчитал Дмитрий Загайнов.

Адвокат, партнер и руководитель практики административного и уголовного права GRATA International St. Petersburg Анна Крицына отметила, что мотивировка пояснительной записки о необходимости предоставления достаточных документов для подготовки полномочным органом контроля заключения о нарушении и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки не учитывает, что в соответствии с действующими положениями такое заключение направляется следователю только в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, ранее уже были предметом проверки налогового органа или территориального органа страховщика, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение (п. 1 ч. 7 ст. 144 УПК). В остальных случаях (проведение проверки, еще не завершенной на момент поступления копии сообщения о преступлении, и непроведение проверочных мероприятий по этим фактам) налоговый орган лишь информирует об этом орган предварительного следствия.

Заключение органа контроля является лишь одним из доказательств по уголовным делам о налоговых преступлениях и не предопределяет решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела, указала Анна Крицына. Независимость правоохранительных и контролирующих органов, а также проводимых ими проверочных мероприятий подчеркивалась и Конституционным Судом в Определении от 27 сентября 2016 г. №2153-О, в котором КС в том числе рассматривал и положения закона о взаимодействии правоохранительных и налоговых органов.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

налоговое право, налоговые проверки, налоговые споры, уголовное право, экономические преступления

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности