*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Моратории на проверки бизнеса
Эксперты назвали популистским поступивший в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса».
03.04.2015 | Клерк.ру
Напомним, законопроектом предлагается дополнить статью 89 НК РФ пунктом 5.2, предусматривающим освобождение от проведения выездной налоговой проверки сроком на три года малых предприятий, по которым предыдущими проверками, охватившими трехлетний период, не выявлены нарушения налогового законодательства.
Инна Алексеева, генеральный директор компании PR Partner, комментируя законопроект для Клерк.Ру, отметила: «Я работаю в малом бизнесе почти 9 лет, конечно, такую инициативу можно только приветствовать, хотя я с трудом верю, что проверка может закончиться ничем. Как показывает практика моих знакомых предпринимателей, во время любой проверки любые органы ориентированы на то, чтобы получить с предпринимателя штраф в бюджет, а иногда и не только в бюджет. Широко известно, что у проверяющих есть планы по сбору средств, как у опричников. Поэтому вряд ли законопроект будет работающим».
Наш комментарий:
Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для портала «Клерк.ру»:
«Инициатива московских депутатов носит популистский характер, поскольку инициаторы законопроекта явно имеют очень отдаленное представление о том, кого и как проверяют налоговые органы», - уверен Роман Речкин, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С.
Эксперт поясняет: «Дело в том, что налоговая достаточно давно перешла от массовых сплошных проверок всех подряд - к точечным проверкам отдельных налогоплательщиков, результаты деятельности которых (соотношение выручки с размером уплачиваемых налогов и/или вычетов) не укладываются в средние значения, то есть, в отношении которых можно обоснованно предположить применение налоговых схем. Просто так, наугад, налоговая сейчас налогоплательщиков не проверяет и это не зависит от того, является ли организация предприятием малого бизнеса или нет».
«Кроме того, не секрет, что при проведении выездных налоговых проверок для проверяющих установлены нормативы доначислений. Поэтому выездных налоговых проверок, при которых «не выявлены нарушения налогового законодательства» - не бывает, правдами или неправдами, но проверяемому налогоплательщику налоговики обязательно что-нибудь доначислят. Поэтому инициатива депутатов Мособлдумы - это чистый популизм, не более», - резюмировал Роман Речкин.
Борис Федосимов, генеральный директор АО «Холдинг "Люди Дела"», также считает, что законопроект популистский. «За последние годы ФНС РФ выпускало несколько разъяснений (для внутреннего пользования) как и каким образом отбирать предприятия для выездной налоговой проверки, какие должны быть критерии, какая отдача и т.п. И уже давно многие малые предприятия не видели у себя выездных налоговых проверок - эти предприятия ФНС не нужны. Налоговая сосредоточила свое внимание на крупнейших, крупных и средних предприятиях, не очень корректно ведущих свой налоговый учет. Проверка в таких компания позволяет, не только начислить огромные суммы налогов, но и реально получить их в бюджет. А с малыми предприятиями все не так - мало того, что особо много не получится доначислить налогов, так они еще и закроются после выездной проверки, не заплатив налоги в бюджет, при том, что человеческий ресурс ФНС очень ограничен. Поэтому, данный законопроект в реальности легализует отсутствие камеральных проверок у малого бизнеса в течение многих, многих лет», - поясняет Борис Федосимов читателям Клерк.Ру.