*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Аэродрому рассчитают финансовый минимум
Реконструкцию перрона Большого Савино будут проводить заново.
08.09.2021 | КоммерсантЪ | Дмитрий Астахов
Губернатор Дмитрий Махонин заявил, что группа «Новапорт», которая развивает пермский аэропорт, разработает новый проект реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры. С 2018 года работы по реконструкции, которая оценивалась в 522,8 млн руб., выполняло АО «Стройтрансгаз». Оно должно было отремонтировать перроны, а также рулежную дорожку. Но в этом году контракт Росавиация в одностороннем порядке расторгла. При этом заказчик и подрядчик теоретически могут вступить в судебные тяжбы из-за стоимости уже выполненных работ.
О достижении договоренности с «Новапортом» (владеет АО «Международный аэропорт Пермь») по разработке нового проекта реконструкции объектов инженерной инфраструктуры Дмитрий Махонин сообщил вчера. «Рассчитываем, что в 2022 году эти работы будут завершены», — отметил он.
Собеседник "Ъ-Прикамье", знакомый с позицией холдинга, говорит, что у «Новапорта» и раньше был опыт разработки проектной документации для пермского аэропорта. Предположить, во сколько обойдется разработка нового проекта реконструкции, источник затруднился. «Для начала нужно произвести расчеты и выбрать подрядчика для этих работ, затем проект должен получить положительное заключение Главгосэкспертизы, — отметил он, — и только после этого можно будет искать подрядчика для выполнения непосредственно работ по реконструкции».
Напомним, изначально реализацией проекта по реконструкции инженерной инфраструктуры занималось столичное АО «Стройтрансгаз». В 2018 году соответствующий контракт с компанией заключило подведомственное Росавиации ФГУП «Администрация гражданских аэродромов». Стоимость контракта изначально составляла более 506 млн руб., а после заключения допсоглашений она превысила 522,8 млн руб. Проектная документация предусматривала реконструкцию рулежной дорожки Charlie (РД-3), путей руления, строительство перрона и аванперрона рядом с новым аэровокзальным комплексом. Выполнение последнего пункта должно было позволить ввести в эксплуатацию телетрапы, ранее приобретенные владельцем аэропорта. При этом генеральный подрядчик уже через несколько месяцев перестал укладываться в график работ. В итоге вместо ноября 2019-го телетрапы заработали в январе 2021-го.
В марте 2021 года работа телетрапов была приостановлена. Ранее в ходе проверки комиссия Росавиации установила, что работы по реконструкции выполнены с отступлением от проектных решений, в том числе по толщине и классу прочности бетона. Кроме того, по словам господина Махонина, были выявлены «недочеты на уровне изъятия грунта и его дальнейшего промерзания»: «Это привело к тому, что грунт "вспучился", как это бывает с дорожным полотном весной. То же самое могло произойти с рулежными дорожками».
Весной стало известно, что по заявлению Пермской транспортной прокуратуры АО «Стройтрансгаз» было оштрафовано на 300 тыс. руб. за административное правонарушение, связанное с нарушением обязательных требований в области строительства. Подрядчик обещал все исправить за свой счет, но в июле структура Росавиации в одностороннем порядке расторгла с ним контракт из-за невыполнения его условий. Еще раньше ФГУП «Администрация гражданских аэродромов» обратилось в Арбитражный суд Московской области с рядом заявлений о взыскании с АО «Стройтрансгаз» денежных средств в виде штрафов за срыв сроков и неустойки. В удовлетворении пяти заявлений было отказано, а 2 сентября суд прекратил производство по делу о взыскании с подрядчика неустойки в размере более 9,3 млн руб. в связи с отказом ФГУП от исковых требований. Согласно информации с сайта госзакупок, всего подрядчик успел выполнить работы на 203,272 млн руб., которые были оплачены.
Собеседник, знакомый с позицией «Новапорта», отмечает, что сама компания не сможет производить и финансировать работы по реконструкции аэродромной инфраструктуры. «Эти объекты находятся в федеральной собственности, выполнять работы на них можно только по решению уполномоченного органа власти», — говорит он. При этом источник пояснил, что стоимость реконструкции будет понятна только после составления сметы: «Сказать, во сколько она обойдется, с учетом постоянного изменения стоимости строительных материалов, пока сложно».
Отметим, что в этом году Росавиация разработала проект концепции развития аэродромной сети России до 2035 года. Всего планируется реконструировать 179 аэродромных и аэропортовых комплексов, причем 62 из них до 2024 года. Всего на эти цели может быть потрачено более 780 млрд руб. Будут ли инвестироваться эти средства в реконструкцию аэропорта Перми, не сообщается.
Наш комментарий:
Роман Речкин, INTELLECT, специально для газеты «КоммерсантЪ»:
Старший партнер юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин говорит, что теоретически структура Росавиации и «Стройтрансгаз» могут продолжить выяснять отношения в суде и после расторжения контракта. «Подрядчик вправе обратиться в суд, если, например, посчитает, что выполнил работы на большую сумму, чем была оплачена, — рассказывает эксперт. — В этом случае в ходе процесса будет назначена экспертиза, которая определит объективно выполненную стоимость работ. Если она превысит 203,272 млн руб., суд взыщет с заказчика недоплаченную сумму и пени. Аналогично в суд может обратиться и заказчик, если считает, что объем работ меньше, чем уплаченная за них сумма. Судебный процесс в данном случае будет проходить по такому же принципу».
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>