Мы в соцсетях
print

Новые административные штрафы из-за COVID-19

1 апреля 2020 года вступил в силу закон 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

С 1 апреля в Кодексе об административных правонарушениях появились штрафы и иные наказания за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности, распространение в СМИ и Интернете недостоверной информации, неправомерное завышение цен на лекарства и др.

Адвокат Дмитрий Загайнов, партнер юридической фирмы INTELLECT, собрал все изменения, внесенные в КоАП, и для удобства восприятия свел их в единую таблицу. 

Если у вас возникнут вопросы, связанные с административными правонарушениями, или вам понадобится помощь, эксперты INTELLECT вам помогут. Фирма работает в полном объеме, мы доступны по всем каналам связи, включая возможность проведения встреч и консультаций в формате видеоконференций.

Сводный перечень всех первоапрельских изменений в КоАП

СТАТЬЯ КоАП ПРАВОНАРУШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 6.3 дополнена частью 2 Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения:
  • в период режима чрезвычайной ситуации или
  • при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо
  • в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

Невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Штраф:
  • для граждан в размере от 15 тыс. руб. до 40 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 50 тыс. руб. до 150 тыс. руб.;
  • для ИП – от 50 тыс. руб. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц – от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 6.3. дополнена частью 3 Те же действия (бездействие), что и в части 2, но повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Штраф:
  • для граждан в размере от 150 тыс. руб. до 300 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • для ИП – от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц – от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 13.15 дополнена частью 101 Распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приёмах и способах защиты от указанных обстоятельств. Штраф для юридических лиц от 1,5 млн руб. до 3 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Статья 13.15 дополнена частью 102 Распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи. Штраф для юридических лиц от 3 млн руб. до 5 млн. руб с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Статья 13.15, новая редакция части 11 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 101 или 102 настоящей статьи. Штраф:
  • для граждан – от 300 тыс. руб. до 400 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой;
  • для должностных лиц – от 600 тыс. руб. до 900 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 5 млн руб. до 10 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Статья 14.42 дополнена частью 4 Реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части, касающейся установления предельных размеров оптовых надбавок или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на указанные лекарственные препараты. Штраф:
  • для должностных лиц – от 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
  • для ИП – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;
  • для юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Новая статья 20.61
в главе 20, часть 1
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Предупреждение или штраф:
  • для граждан – от 1 тыс. руб. до 30 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • для ИП – от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб.
Новая статья 20.61
в главе 20, часть 2
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 КоАП, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи. Штраф:
  • для граждан – от 15 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • для ИП – от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц – от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Уточнение в статье 20.16 Осуществление частной охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо оказание охранных услуг лицом, не имеющим правового статуса частного охранника, а также осуществление частной детективной (сыскной) деятельности без специального разрешения (лицензии). Штраф:
  • для граждан – от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 30 тыс. руб. до 60 тыс. руб.
Статья 20.16 дополнена 11 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи. Штраф:
  • для граждан – от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. либо обязательные работы на срок до 200 часов;
  • для должностных лиц – дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет;
  • для юридических лиц – от 65 тыс. руб. до 130 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание к статье 13.15 КоАП

1. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9-11 статьи 13.15, в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры РФ.

2. Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, указанными в части 101 настоящей статьи, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Изменения в статье 28.3 КоАП

Устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, частью 4 статьи 14.42, статьей 20.61 Кодекса, а также определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.

Установлено, что должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.61 Кодекса. Перечень таких должностных лиц утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, на период до 31 декабря 2020 года правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Кто может привлечь к ответственности

Таблицы, представленные ниже, помогут вам разобраться в полномочиях лиц, которые имеют право составить протокол об административном правонарушении, а также привлечь к ответственности за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Норма КоАП РФ Орган власти, чьи должностные лица, уполномочены СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ об административном правонарушении Чем
предусмотрено
Должностные лица, уполномоченные РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛО об административном правонарушении Чем предусмотрено
(норма КоАП РФ)
часть 1 статьи 6.3 (1) Роспотребнадзор


(2) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

 

 



(3) Федеральное медико-биологическое агентство

(1) ч.1 ст.28.3 КоАП

(2) п.1 ч.5 ст.28.3 КоАП, приказ ГК АЭ «Росатом» от 15.08.19 №1/14-НПА в части надзора за объектами федеральных ядерных организаций

(3) ч.4 ст. 28.3 КоАП, Приказ ФМБА от 05.12.2014 №353

(1) Роспотребнадзор

(2) Мировой судья, если
а) дело возбуждено ГК АЭ «Росатом»,
б) если должностное лицо передало дело в суд

(3) районный судья, если
было административное расследование

(4) гарнизонный военный судья в отношении военнослужащих

(1) ст. 23.13


(2а) ч. 1.2 ст. 23.1

(2б) ч.2 ст. 23.1



(3) абз. 2 ч. 3 ст. 23.1

 


(4) ч.3 ст. 23.1

части 2 и 3
статьи 6.3
(1) Органы внутренних дел (полиция)


(2) Роспотребнадзор



(3) Федеральное медико-биологическое агентство

(4) Госстройнадзор

 

 

 

 

(5) Госкорпорация по атомной энергии «Росатом»

(1) п.1 ч.2 ст. 28.3 КоАП, Приказ МВД Росии от 30.08.2017 №685

(2) п.19 ч.2 ст. 28.3 КоАП со ссылкой на ст. 23.13 КоАП

(3) ч.4 ст. 28.3 КоАП, Приказ ФМБА от 05.12.2014 №353

(4) п.70. ч.2 ст.28.3 КоАП
со ссылкой на ст.23.56 КоАП,
Приказ Гостроя РФ от 18.07.2002 №149, п.11 ч.5 ст.28.3 КоАП,

(5) п.1 ч.5 ст.28.3 КоАП, приказ ГК АЭ «Росатом» от 15.08.19 №1/14-НПА в части надзора за объектами федеральных ядерных организаций

(1) судья районного суда

 

(2) гарнизонный военный судья в отношении военнослужащих

(1) абз.3 ч. 3 ст. 23.1

 

(2) ч.3 ст. 23.1

Статья 20.6.1 КоАП РФ. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Норма КоАП РФ Орган власти, чьи должностные лица, уполномочены СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛ об административном правонарушении Чем
предусмотрено
Должностные лица, уполномоченные РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛО об административном правонарушении Чем предусмотрено
(норма КоАП РФ)
части 1 и 2
статьи 20.61
(1) органы управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



(2) органы исполнительной власти субъектов РФ
(1) п.18 ч.5 ст.28.3 КоАП,
(Перечень* должностных лиц исполнительной власти субъектов РФ утверждается Правительством РФ).

(2) ч.6.4. ст.28.3 КоАП (Перечень** должностных лиц утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ).

Положение применяется до 31 декабря 2020 года.

(1) судья районного суда

(2) в отношении военнослужащих, сотрудников СК, ОВД, Росгвардии, органов и учреждений УИС, МЧС, таможни – административное дело подлежит прекращению для привлечения к дисциплинарной ответственности (ч.1 и 2 ст.2.5 , ч.2 ст.24.5, ч.1 ст.28.9 КоАП)

Во всех случаях обязательно
административное расследование (ч.1 ст. 28.7 КоАП).

(1) абз.3 ч. 3 ст. 23.1

(2) ч.3 ст. 23.1

* Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. №975-р утвержден «Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
** Перечень на момент опубликования в Свердловской области не утвержден. По другим субъектам РФ мониторинг не проводился.

Материал подготовлен в рамках консалтинговой практики «COVID-19 Helpdesk»

Скачать материал в формате PDF >>

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

Орган власти, чьи должностные лица, уполномочены составлять протокол об административном правонарушении

COVID-19, уголовное право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
8 (800) 555-67-05

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности