«Начислить больше — девиз ФНС на каждый год»
«В 2023 году произошло размывание «правил игры» для бизнеса. Государство меняет их на ходу»: интервью Романа Речкина «Деловому кварталу».
«В 2023 году мы очень много работали. Было много судов, налоговых и корпоративных споров, споров, связанных в третьем или четвертом звене с «иностранным элементом»: у кого-то застряли деньги, кому-то что-то не поставили, в результате встали проекты, возникли проблемы на торгах и пр. По сравнению с 2020-м, ковидным, годом, когда, как кажется сейчас, мы решали понятные и локальные вопросы, 2023-й был более насыщенным и плотным. Сложность вопросов, которые необходимо было решать в этом году, заметно выросла», — отмечает старший партнер юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин.
DK.RU попросил Романа Речкина подвести итоги 2023 года и поделиться прогнозом: каким будет 2024-й с точки зрения отношений бизнеса с государством.
Читайте в интервью:
- ЕНС, налоговый контроль, ужесточение налогового администрирования
- Предпроверочный анализ бизнеса
- Государство и бизнес: «правила игры» размываются на глазах. «Ползучая национализация», передача долей, акций иностранных компаний «во временное управление Росимуществу»
- Приостановка СИДН
- Прогноз на 2024 год: к чему готовиться бизнесу
Большинство проблем, связанных с ЕНС, плавно перейдет в 2024 год
— Каким был 2023 год для бизнеса в части налогового контроля?
— Главным событием 2023 года, затронувшим всех налогоплательщиков, стало вступление в силу норм НК РФ о едином налоговом счете (ЕНС) и его запуск, после чего жизнь бухгалтеров превратилась в один большой стресс. С января программное обеспечение ФНС стало массово выдавать ошибочные показатели сальдо единого налогового счета. Налогоплательщики видели некорректные цифры и не могли понять, откуда они взялись.
Несмотря на оптимистичные обещания Федеральной налоговой службы решить проблему к февралю-марту, фактически предприниматели жили в состоянии стресса все первое полугодие. Не могу сказать, что эта проблема полностью устранена даже сейчас, просто она носит менее массовый характер.
Еще бухгалтеры столкнулись с тем, что ЕНС как способ расчета совокупной обязанности налогоплательщика абсолютно не стыкуется с законодательством о бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете все налоги — НДС, налог на прибыль, на имущество и пр. — считаются отдельно. А на ЕНС отражается единое сальдо. Возникает вопрос: как это все соотносится или должно соотноситься?
ФНС отвечает примерно так: ЕНС — это механизм определения совокупной обязанности налогоплательщика, того, сколько конкретный налогоплательщик должен бюджету, и бухгалтерский учет нас не волнует. На круглом столе с сотрудниками центрального аппарата ФНС я спросил, планируется ли корректировка правил бухгалтерского учета. Представители ФНС ответили отрицательно.
То есть то, что в бухгалтерском учете у нас налоги считаются отдельно и нет сальдо, а на ЕНС — наоборот, — это проблема самих бухгалтеров.
В целом система единого налогового счета абсолютно непрозрачна — вы не можете понять, как и из чего складывается сальдо ЕНС. Ни в личном кабинете налогоплательщика, ни путем запроса справки о сальдо ЕНС, ни путем проведения сверки с налоговым органом. С точки зрения Федеральной налоговой службы, единый налоговый счет — инструмент определения совокупной налоговой обязанности и уплаты налогов в бюджет, «созданный для удобства плательщиков». Последнее («удобство для налогоплательщиков») сотрудники ФНС и Минфина уверенно декларируют в своих интервью. Но фактически ЕНС облегчает только списание налогов, а не жизнь предпринимателей.
Об «уплате налога одной платежкой» уже никто и не вспоминает. С января 2024 года, кроме этой «одной платежки», налогоплательщик обязан будет ежемесячно подавать как минимум два уведомления об исчисленных суммах налога — по НДФЛ, уплачиваемому им как работодателем.
Весь 2023 год прошел в попытках нормализовать налоговое администрирование, однако большинство проблем, связанных с ЕНС, плавно перейдет в 2024-й. В частности, проблема с отражением на ЕНС пени по решениям о привлечении к налоговой ответственности. С 1 января 2023 года пеня в решении не отражается, и налогоплательщик ее сумму часто даже не знает. Но рассчитанная каким-то образом налоговым органом сумма пени на ЕНС отражается, формируя отрицательное сальдо единого налогового счета и мешая уплачивать текущие налоги.
Вообще, вводя ЕНС, о порядке учета пени по решениям о привлечении к налоговой ответственности разработчики закона явно не подумали, что породило массу проблем. Недавно мы в судебном порядке признали недействительным решение налогового органа о привлечении клиента к ответственности. На недоимку по НДС была начислена пеня. Как и недоимка, она была списана с единого налогового счета в 2023 году. Суд признал решение налогового органа недействительным — и предприниматель обратился в налоговый орган с запросом на возврат недоимки, пени и штрафа. Недоимку и штраф вернули, а из 11,5 млн руб. пени вернули лишь 500 тыс. руб. Он спросил инспектора: где 11 млн руб. пени? Тот ответил: «У нас программа так работает, что мы не можем вам вернуть 11 млн руб. пени. Деньги в бюджете». Что на это скажешь?
— Ему даже не предложили зачесть эту сумму в счет уплаты будущих налогов?
— Чтобы зачесть эти деньги в счет уплаты налогов, нужно, чтобы они поступили на единый налоговый счет. Потому что совокупная налоговая обязанность определяется по данным ЕНС. Деньги в бюджете, и они не могут вернуться на ЕНС, потому что «программа так работает». Я не знаю, чем закончится эта история, мы будем разбираться с ней уже в 2024 году.
Базовый подход ФНС в отношении системы ЕНС такой: в целом все хорошо. Есть точечные проблемы по отдельным налогоплательщикам. Мы о них знаем и работаем над их устранением.
— Чем, кроме ЕНС, запомнился 2023 год?
— Налогом на сверхприбыль, который возник в августе 2023 года. Он коснулся исключительно крупного бизнеса, но, чтобы ввести налог на сверхприбыль, потребовалось изменить Налоговый кодекс: ввести норму о том, что налоги могут быть разовыми (так называемые «налоги разового характера» — п. 8 ст. 12 НК РФ). До этого в РФ «разовых» налогов не было, сейчас этот ящик Пандоры открыт. Что именно государство завтра решит обложить «разовым налогом» — отдельный вопрос. С этим нам предстоит жить и работать.
— К чему готовиться бизнесу в 2024 году с точки зрения налогового права и его применения?
— Чтобы обрисовать тренды в налогообложении и перспективы на 2024 год, имеет смысл процитировать заместителя главы Минфина Алексея Сазанова: «Принято решение не повышать основные налоги [в 2024 г.]. Соответственно, основной упор будет сделан на администрирование».
Надо четко понимать: когда чиновники говорят, что налоги не будут повышаться, они имеют в виду именно ставки налогов. Основные налоги — это НДС, налог на прибыль и НДФЛ. Можно предполагать, что ставки по ним не вырастут. Из этого абсолютно не следует, что налоги не вырастут в абсолютных цифрах. Думаю, в абсолютных цифрах налоги вырастут, государство, не меняя ставки по основным налогам, попытается получить с налогоплательщиков больше.
Например, в Москве с 1 января 2024 года кадастровая стоимость жилой недвижимости вырастет в среднем на 21%, соответственно вырастет и налог на имущество физических лиц. В 2023 году увеличивались акцизы (на алкоголь, табачную продукцию, автомобили и бензин), они будут увеличиваться и в 2024-м (на табак и вино). Расширена налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых. Это первый момент.
Второй — Минфин четко говорит об ужесточении налогового администрирования. Бюджет должен получить больше. За счет чего? За счет налогового контроля: налоговый орган будет более настойчиво, более энергично работать с налогоплательщиками, «побуждать» их к добровольной уплате, доначислять налоги и так далее.
На следующий год утвержден достаточно жесткий план по доходам, которые администрируются ФНС. В федеральном бюджете на 2024 год предусмотрен рост ВВП (то есть рост экономики) на 2,3%, при этом доходы бюджета должны увеличиться по отношению к 2023 году на 22,3%. Эти цифры интересны и сами по себе, но они также порождают вопрос: за счет чего при росте экономики на 2,3% бюджет должен получить доход почти в 10 раз больше? Видимо, как раз за счет ужесточения администрирования. Потому что 14% из этих 22,3% должна принести в бюджет Федеральная налоговая служба.
Эти цифры означают, что в 2024 году смягчения налогового администрирования и облегчения налогового бремени для бизнеса мы не дождемся. Значимым источником пополнения бюджета становятся штрафы, размер которых заметно увеличивается. Например, штраф по ст. 129.4 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках увеличен с 5 тыс. руб. до 100 тыс. руб. А за занижение налогоплательщиком сумм налога в результате искажения цен в контролируемых сделках (п. 1 ст. 129.3 НК РФ) вместо штрафа в 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб., с 1 января 2024 года введен штраф в размере 100% от неуплаченной суммы налога, но не менее 500 тыс. руб.
Предпроверочный анализ бизнеса будет бесконечным
«Побуждение налогоплательщиков к добровольному уточнению налоговых обязательств» через проведение предпроверочного анализа — один из ключевых трендов последних лет в отношениях налоговых органов с бизнесом. Законодательно предпроверочный анализ не урегулирован. Тем не менее использование этого инструмента давления на бизнес приобретает все более массовый характер.
— Исходя из сказанного выше, можно предположить, что в 2024 г. будет больше предпроверочного анализа?
— Предпроверочный анализ будет бесконечным, перманентным, бизнес будет постоянно получать требования от налоговых органов и приглашения для дачи пояснений. В ноябре был принят закон (Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. №539-ФЗ), ужесточающий контроль за трансфертным ценообразованием в сделках российских налогоплательщиков с контролируемыми иностранными компаниями. В 2022-2023 гг. российский бизнес, выстраивая заново «логистические цепочки», обзавелся фирмами-посредниками в различных юрисдикциях, в 2024 году ФНС будет обращать особое внимание на цены в сделках с такими иностранными фирмами.
Вообще налоговый орган в следующем году будет обращать пристальное внимание на сделки с аффилированными лицами. В первую очередь это касается кейсов, связанных с дроблением бизнеса, когда компания ведет его через несколько организаций, и между ними «курсируют» товары и услуги. Налоговый орган вправе поставить вопрос об экономических целях и условиях этих сделок. И бизнесу надо готовиться отстаивать свою позицию в спорах, потому что и усиление контроля за трансфертным ценообразованием, и ужесточение предпроверочного анализа преследуют одну цель — доначислить больше.
— Доначислить больше — некий девиз на следующий год?
— Доначислить больше — девиз ФНС РФ на каждый год, но девиз на 2024-й — доначислить на 14% больше, чем в 2023-м.
— Предпроверочный анализ до сих пор остается в некой серой зоне с точки зрения утвержденных законом правил, регламентов?
— С точки зрения Федеральной налоговой службы, ни в какой серой зоне предпроверочный анализ не находится. Действительно, он не урегулирован Налоговым кодексом: в законе нет норм о предпроверочном анализе. Периодически на конференциях коллеги спрашивают представителей ФНС, будут ли внесены в Налоговый кодекс нормы, связанные с предпроверочным анализом. Налоговики на это отвечает: НК РФ предусмотрены общие права налогового органа — право получать информацию об исчислении налогов, право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений, право получать информацию и документы об исчислении и уплате налогов, и мы просто эти права реализуем. Это лукавая позиция. По закону налоговые органы вправе получать информацию о деятельности налогоплательщиков, но в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом. То есть это не безусловное право, Налоговый кодекс регулирует порядок его реализации.
Изменения в НК нужны именно налогоплательщикам для обеспечения гарантий их прав и баланса интересов. Если налоговый орган собрал какую-то информацию о бизнесе, руководитель этого бизнеса должен знать, что это за данные, чтобы проверить их достоверность и при необходимости скорректировать.
Но норм о предпроверочном анализе в НК нет и, видимо, их появления не предвидится. Прежде всего, потому, что такая ситуация устраивает ФНС РФ: отсутствие в законе норм о предпроверочном анализе означает отсутствие каких-либо ограничений в этой сфере для налоговых инспекторов.
— В отношении каких компаний сегодня проводится предпроверочный анализ — это крупный бизнес, средний, малый?
— Предпроверочный анализ проводится в отношении любых компаний, независимо от масштаба. Он приносит бюджету больше, чем камеральные или выездные налоговые проверки: на него приходится 52-53% сборов. То есть в результате «побуждения налогоплательщика к добровольному уточнению налоговых обязательств» бюджет получает больше, чем от всех камеральных и выездных проверок вместе взятых. Разумеется, налоговый орган абсолютно не собирается отказываться от этого инструмента.
Конечно, не все плательщики получают соответствующие требования. Но если налоговый орган видит какие-то маркеры риска, он их направит. Таких маркеров множество, главный — проблемные контрагенты в любом (третьем, четвертом, пятом) звене.
Абсолютное большинство требований ФНС связаны с разрывами по НДС. Нужно учитывать, что налоговый орган в текущем режиме получает в банках выписки по всем расчетным счетам налогоплательщиков и анализирует их с помощью ПО. По итогам анализа выявляются, скажем так, подозрительные операции: «разрывы» в цепочке уплаты НДС, систематическое обналичивание (снятие) денег, регулярные операции с существенным количеством самозанятых, сделки с аффилированными лицами, непрофильные операции (сильно отличающиеся от основного вида деятельности организации).
Все эти сомнительные с точки зрения нового органа операции могут стать поводом для повышенного внимания налогового органа, направления требований о предоставлении информации и документов, вызова налогоплательщика «для дачи пояснений».
Предпроверочный анализ (в виде получения информации и документов, пояснений налогоплательщика) нужен потому, что налоговый орган не располагает первичными документами о хозяйственных операциях компании, поскольку никакой проверки он не проводит. Чтобы обоснованно доначислять и предъявлять претензии, ему нужна «первичка». Если налогоплательщика просят пояснить его отношения с определенными лицами, рассказать, как исполнялся договор, почему и зачем он был заключен, значит, в его отношении идет предпроверочный анализ по определенным хозяйственным операциям или контрагентам.
Государство и бизнес: «правила игры» размываются на глазах
В этом году Генпрокуратура и ФАС подали в суды десятки исков с целью изъятия частных активов в госсобственность. «У нас никто не знает, кто в очереди может быть следующим», — прокомментировал ситуацию глава РСПП Александр Шохин. «Ползучая национализация» — важное, но не единственное свидетельство серьезных проблем в отношениях государства с бизнесом, — считает Роман Речкин.
— Можно ли назвать одним из главных событий этого года «ползучую национализацию», масштабы которой явно расширились?
— Дел, когда генеральная прокуратура обращается в суд с иском и у частного собственника забирают актив, который был приватизирован 20-30 лет назад, действительно стало больше. Только дел по изъятию в бюджет акций (долей) крупных сырьевых предприятий уже точно больше двух десятков. И мы такие дела еще увидим. Но, на мой взгляд, имеет смысл говорить не столько о «ползучей национализации», сколько о более общей и серьезной проблеме — о нарушении «правил игры» в целом.
В России достаточно условные гарантии права собственности. Тем не менее в последние годы рейдерские захваты бизнеса не носили массового характера, правоохранительные органы старались купировать беспредельные случаи. И в России можно было вести бизнес не опасаясь, что завтра его заберут. Но в 2022-2023 гг. произошло размывание «правил игры», выяснилось, что государство может менять их на ходу. Я имею в виду не только «ползучую национализацию», но и изъятие долей, акций иностранных компаний путем «передачи во временное управление Росимуществу». Как произошло с Danone и «Балтикой» (в июле доли иностранных акционеров в компаниях «Балтика» и «Данон Россия» передали во временное управление Росимущества). До этого, в апреле 2023 года, во временное управление Росимущества были переданы доли иностранцев в финской Fortum и немецкой Uniper. В сентябре 2023 года Росимуществу были переданы в управление доли в сети типографий «Прайм принт», которые принадлежат норвежскому холдингу Amedia.
Это опасные прецеденты. По сути, контроль над имуществом и бизнесом иностранцев в России просто забрали, без какого-либо обоснования и компенсаций. Причем сделано это было не на основании закона и без решения суда.
Соответствующий закон, дающий право Президенту РФ вводить временное управление в отношении имущества, которое принадлежит лицам из недружественных стран, был принят Госдумой «задним числом», только 6 декабря 2023 года, он еще даже не вступил в силу.
Это говорит о том, что государство может забрать любой актив у любого собственника даже не через суд и не по иску Генпрокуратуры. Ситуация тревожная, об этом сказал председатель РСПП Александр Шохин. Он отметил, что крупный бизнес «плохо реагирует» на сообщения о планах национализации и «никто не знает, кто в очереди может быть следующим». Если нет предсказуемых правил, вести бизнес невозможно.
Некоторое время назад даже господин Сечин — не самый обездоленный и бесправный человек в нашем государстве — отметил, что решения, которые принимает Минфин в отношении налогообложения нефтяной отрасли, непродуманные, спонтанные, что они фактически препятствуют любой инвестиционной деятельности и ведению бизнеса.
— Свежий кейс аэропорта Пулково укладывается в общую «канву»?
— Абсолютно: доли в бизнесе формально принадлежали кипрской компании. Что такого сделал Кипр вчера или позавчера, что потребовалось такая реакция? Ничего. Более того, Кипр входит в Евросоюз, и он вынужден следовать его санкционной политике, но своих санкций, насколько я понимаю, Кипр не вводил. Кипр в принципе не самое недружественное государство по отношению к Российской Федерации. И фактическое лишение собственников права управлять бизнесом ставит вопрос: есть ли вообще какие-то правила в отношении активов в России? Или бизнес с любым иностранным участием находится «под прицелом», и завтра государство может решить, что иностранное участие даже дружественной страны ему не нужно? Правила игры «размываются» прямо на глазах.
Приостановка СИДН: неприятно, но не катастрофично
8 августа 2023 года Президент Владимир Путин подписал указ «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения». Как это сказалось на российском бизнесе?
— Насколько значимым событием для бизнеса стала приостановка соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН)?
— Это заметная инициатива российского правительства, она оказала влияние на бизнес: создала дополнительную головную боль в ситуации, когда головной боли и так достаточно. Приостановка СИДН повлияла на достаточно большой сегмент российского бизнеса, но нужно учитывать, что российский бизнес невероятно адаптивный. Если бы это произошло в 2022 году, когда логистические цепочки только перестраивались, последствия были бы хуже, чем в 2023-м.
К 2023 году российский бизнес, работающий с иностранными контрагентами (получающий из-за границы сырье, материалы и т.д.), выстроил обходные цепочки поставок, создал организации в нейтральных юрисдикциях, с банковскими счетами, через которые ведется работа и ходят деньги. Негативные последствия приостановки СИДН коснулись и таких случаев, но эффект не был глобальным, катастрофическим. Для большей части российского бизнеса негативные последствия приостановки СИДН носят косвенный характер. Они связаны с тем, что их поставщики из Европы, США и прочих стран отнесены к «недружественным» юрисдикциям, а все эти юрисдикции были включены в «черный список» Минфина РФ, в котором до этого были только оффшоры.
Последствиями включения в «черный список» Минфина РФ является, во-первых, ужесточение контроля ФНС РФ за ценами таких сделок, во-вторых, отмена послаблений по порядку определения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).
Больше всех «досталось» компаниям с прямым иностранным участием — например, таким, как Райффайзенбанк. С одной стороны, он не может продать бизнес в России. По крайней мере, наше государство не настроено разрешить ему уйти. С другой стороны, материнская компания находится в недружественной юрисдикции (в Австрии), поэтому в отсутствии СИДН Райффайзенбанк потеряет существенные суммы из-за так называемого «двойного налогообложения» (обложения одних и тех же доходов и в РФ, и в Австрии).
В целом Россия, к сожалению, изолируется от мира. Я говорю даже не о декларативном импортозамещении («мы сами все произведем»), просто любая работа с иностранными контрагентами становится сложнее, это всегда рост издержек, проблемы с платежами, с отсутствием прямого авиасообщения, с получением виз и пр. В то же время российская экономика обойтись без «недружественных» стран объективно не может, в большинстве отраслей РФ критически зависима от иностранного сырья, комплектующих, программного обеспечения, семенного материала, оборудования и пр.
Резюмирую: приостановка соглашений об избежании двойного налогообложения — неприятное событие (оно привело к усложнению администрирования, увеличению отчетности, а также к росту налоговой нагрузки), но не катастрофическое.
Кроме того, Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. №539-ФЗ были предусмотрены временные послабления для российских организаций в связи с приостановлением действия СИДН. Налоговые агенты (российские организации) при определенных условиях освобождаются от обязанности по удержанию налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, в том числе с процентов, уплачиваемых иностранным банкам, арендных (лизинговых) платежей за воздушные суда, вознаграждения за использование/предоставление права использования объекта авторского права и (или) смежных прав; доходов от предоставления в аренду или субаренду морских судов иностранными организациями-арендодателями, доходов от реализации морских судов, зарегистрированных в РМРС и находящихся на территории России, и ряда других видов доходов.
— Сделало ли государство что-то хорошее для бизнеса в 2023 году: что-то облегчило, в чем-то помогло?
— Хороший вопрос. Разве что позволило проводить корпоративные процедуры (общие собрания участников, акционеров, заседания совета директоров) дистанционно. Это послабление было введено во время ковида и пролонгировано до конца 2023 года.
Ну, и следует положительно оценить упомянутые выше послабления для российских организаций в связи с приостановлением действия СИДН, хотя эти послабления временные, касаются далеко не всех видов доходов, а их применение поставлено в зависимость от различных условий.
Кроме того, Правительство России продлило мораторий на проведение большинства плановых контрольных (надзорных) мероприятий и плановых проверок аж до 2030 года (Постановление Правительства РФ от 10.03.2023 №372). Но нужно учитывать, что этот мораторий не распространяется, во-первых, на внеплановые проверки, во-вторых, он не распространяется на налоговые проверки.
Однако налоги в 2023 году не снижались, только увеличивались, административное давление на бизнес также не снижалось. Оно ужесточалось в 2023-м и продолжит ужесточаться в 2024-м.
Прогноз на 2024 год: к чему готовиться бизнесу?
В связи с проведением СВО государству не до гражданского оборота: новых законодательных инициатив, затрагивающих бизнес, нет и, вероятно, не предвидится. Однако, кроме как с бизнеса, получить дополнительные 22,3% доходов бюджету неоткуда. Как предпринимателям защитить себя от штрафов и доначислений?
— Ожидаются ли в 2024 году какие-то значимые законопроекты, касающиеся бизнеса?
— Государству не до гражданского оборота — СВО заслоняет собой все. Так, с точки зрения гражданского законодательства, гражданского процесса, 2023 год прошел не то чтобы совсем без событий, но без кардинальных изменений и существенных корректировок.
Единственной заметной новацией в гражданском обороте стало появление цифрового рубля, который, в отличие от обычного безналичного рубля, обладает прослеживаемостью: государство видит его движение по всей цепочке. Цифровой рубль — объект гражданского оборота, платежное средство, но цели введения этого инструмента, по большому счету, фискальные. Государство последовательно реализует идею того, что экономика должна становиться прозрачной. У него уже есть масса соответствующих методов и инструментов: электронные счета-фактуры, онлайн-кассы, маркировка товаров («Честный знак» и пр.), информационные ресурсы, типа «Платона» и «Меркурия», национальная система прослеживаемости товаров. Цифровой рубль — еще один кирпичик в этой системе.
Кроме цифрового рубля, в Гражданский кодекс РФ внесли нормы об общем имуществе собственников недвижимости. Это последний «кусочек» реформы гражданского законодательства, начавшейся в 2002 году.
До сих пор правила распоряжения общим имуществом касались только жилых объектов. Для нежилых — от бизнес-центров до апартаментов и земельных участков — единых правил не было, и судам приходилось применять в отношении них нормы из Жилищного кодекса. Сейчас у нас есть универсальные правила, регулирующие распоряжение общим имуществом в любых объектах.
Вот, по большому счету, и все, что произошло в гражданском обороте в 2023 году. И сейчас новых инициатив нет и, скорее всего, не будет.
— Если резюмировать все сказанное выше, к чему готовиться бизнесу в 2024 году?
— К ужесточению налогового администрирования, к тому, что сделки и операции, которые раньше не привлекали внимания государственных органов, будут его привлекать. Надо забыть сакраментальные фразы «все так работают» и «мы так работали 10 лет и проблем не было». Ситуация изменилась, бюджету деньги нужны больше, чем год назад. Поэтому необходимо провести анализ: посмотреть на схему ведения вами бизнеса, насколько она уязвима с точки зрения налоговых органов, насколько она позволяет что-то доначислить.
Посмотрите на все операции глазами налогового органа. Прежде всего, на саму структуру своего бизнеса, на отношения с аффилированными лицами, на условия сделок с взаимозависимыми лицами. Есть ли у применяемой вами структуры бизнеса деловая (экономическая), неналоговая цель? Являются ли условия ваших сделок с аффилированными лицами рыночными: то есть если бы эти лица были независимыми, совершили бы они такую сделку на таких же условиях (по такой цене, с такой скидкой, с такой отсрочкой платежей)? Отдельный фактор риска — отношения с подконтрольными вам иностранными компаниями (КИК).
В 2024 году налоговый орган должен принести в бюджет на 14% больше, и он будет максимально жестко подходить к администрированию. Будьте готовы к регулярному получению требований в рамках предпроверочного анализа. С ними придется учиться обращаться. У нас бухгалтеры запуганы, когда они получают требования налогового органа, их первая реакция — предоставить все запрошенное.
Но бесконечно идти навстречу невозможно, бизнесу придется вырабатывать правила, по каким требованиям документы предоставлять, по каким — отказывать в предоставлении. Потому что значительная часть требований, откровенно говоря, выставляются незаконно. И даже в тех требованиях, которые выставлены в целом правомерно, налоговый орган часто запрашивает документы, которые не имеет права требовать.
Кроме ведения бизнеса как такового, умения продавать свой товар, предпринимателям придется учиться налоговому администрированию, тому, как взаимодействовать с налоговым органом наиболее безопасно, чтобы бюджет дополнительно не пополнили за ваш счет.
Год будет непростой. Мы ожидаем при относительно небольшом количестве выездных проверок существенного увеличения требований в рамках предпроверочного анализа, увеличения существующих штрафов и введения новых, а также бесконечное «закручивание гаек» в регуляторной сфере. Готовимся к ужесточению контроля за бизнесом, увеличению объема и усложнению отчетности, особенно в отношении операций с иностранным элементом, в рамках трансфертного ценообразования. Потому что, давайте откровенно, кроме как с бизнеса, получить дополнительные 22,3% доходов бюджету неоткуда. С таким настроением мы входим в 2024 год.
Беседовала Виктория Говорковская
Источник: DK.RU (часть первая, часть вторая)
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>