print

«Начислить больше — девиз ФНС на каждый год»

«В 2023 году произошло размывание «правил игры» для бизнеса. Государство меняет их на ходу»: интервью Романа Речкина «Деловому кварталу».

С какими трудностями сталкивались предприниматели в уходящем году и к каким вызовам следует готовиться в наступающем 2024-м.

«В 2023 году мы очень много работали. Было много судов, налоговых и корпоративных споров, споров, связанных в третьем или четвертом звене с «иностранным элементом»: у кого-то застряли деньги, кому-то что-то не поставили, в результате встали проекты, возникли проблемы на торгах и пр. По сравнению с 2020-м, ковидным, годом, когда, как кажется сейчас, мы решали понятные и локальные вопросы, 2023-й был более насыщенным и плотным. Сложность вопросов, которые необходимо было решать в этом году, заметно выросла», — отмечает старший партнер юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин.

DK.RU попросил Романа Речкина подвести итоги 2023 года и поделиться прогнозом: каким будет 2024-й с точки зрения отношений бизнеса с государством.

Читайте в интервью:

Большинство проблем, связанных с ЕНС, плавно перейдет в 2024 год

— Каким был 2023 год для бизнеса в части налогового контроля?

— Главным событием 2023 года, затронувшим всех налогоплательщиков, стало вступление в силу норм НК РФ о едином налоговом счете (ЕНС) и его запуск, после чего жизнь бухгалтеров превратилась в один большой стресс. С января программное обеспечение ФНС стало массово выдавать ошибочные показатели сальдо единого налогового счета. Налогоплательщики видели некорректные цифры и не могли понять, откуда они взялись.

Несмотря на оптимистичные обещания Федеральной налоговой службы решить проблему к февралю-марту, фактически предприниматели жили в состоянии стресса все первое полугодие. Не могу сказать, что эта проблема полностью устранена даже сейчас, просто она носит менее массовый характер.

Еще бухгалтеры столкнулись с тем, что ЕНС как способ расчета совокупной обязанности налогоплательщика абсолютно не стыкуется с законодательством о бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете все налоги — НДС, налог на прибыль, на имущество и пр. — считаются отдельно. А на ЕНС отражается единое сальдо. Возникает вопрос: как это все соотносится или должно соотноситься?

ФНС отвечает примерно так: ЕНС — это механизм определения совокупной обязанности налогоплательщика, того, сколько конкретный налогоплательщик должен бюджету, и бухгалтерский учет нас не волнует. На круглом столе с сотрудниками центрального аппарата ФНС я спросил, планируется ли корректировка правил бухгалтерского учета. Представители ФНС ответили отрицательно.

То есть то, что в бухгалтерском учете у нас налоги считаются отдельно и нет сальдо, а на ЕНС — наоборот, — это проблема самих бухгалтеров.

В целом система единого налогового счета абсолютно непрозрачна — вы не можете понять, как и из чего складывается сальдо ЕНС. Ни в личном кабинете налогоплательщика, ни путем запроса справки о сальдо ЕНС, ни путем проведения сверки с налоговым органом. С точки зрения Федеральной налоговой службы, единый налоговый счет — инструмент определения совокупной налоговой обязанности и уплаты налогов в бюджет, «созданный для удобства плательщиков». Последнее («удобство для налогоплательщиков») сотрудники ФНС и Минфина уверенно декларируют в своих интервью. Но фактически ЕНС облегчает только списание налогов, а не жизнь предпринимателей.

Об «уплате налога одной платежкой» уже никто и не вспоминает. С января 2024 года, кроме этой «одной платежки», налогоплательщик обязан будет ежемесячно подавать как минимум два уведомления об исчисленных суммах налога — по НДФЛ, уплачиваемому им как работодателем.

Весь 2023 год прошел в попытках нормализовать налоговое администрирование, однако большинство проблем, связанных с ЕНС, плавно перейдет в 2024-й. В частности, проблема с отражением на ЕНС пени по решениям о привлечении к налоговой ответственности. С 1 января 2023 года пеня в решении не отражается, и налогоплательщик ее сумму часто даже не знает. Но рассчитанная каким-то образом налоговым органом сумма пени на ЕНС отражается, формируя отрицательное сальдо единого налогового счета и мешая уплачивать текущие налоги.

Вообще, вводя ЕНС, о порядке учета пени по решениям о привлечении к налоговой ответственности разработчики закона явно не подумали, что породило массу проблем. Недавно мы в судебном порядке признали недействительным решение налогового органа о привлечении клиента к ответственности. На недоимку по НДС была начислена пеня. Как и недоимка, она была списана с единого налогового счета в 2023 году. Суд признал решение налогового органа недействительным — и предприниматель обратился в налоговый орган с запросом на возврат недоимки, пени и штрафа. Недоимку и штраф вернули, а из 11,5 млн руб. пени вернули лишь 500 тыс. руб. Он спросил инспектора: где 11 млн руб. пени? Тот ответил: «У нас программа так работает, что мы не можем вам вернуть 11 млн руб. пени. Деньги в бюджете». Что на это скажешь?

— Ему даже не предложили зачесть эту сумму в счет уплаты будущих налогов?

— Чтобы зачесть эти деньги в счет уплаты налогов, нужно, чтобы они поступили на единый налоговый счет. Потому что совокупная налоговая обязанность определяется по данным ЕНС. Деньги в бюджете, и они не могут вернуться на ЕНС, потому что «программа так работает». Я не знаю, чем закончится эта история, мы будем разбираться с ней уже в 2024 году.

Базовый подход ФНС в отношении системы ЕНС такой: в целом все хорошо. Есть точечные проблемы по отдельным налогоплательщикам. Мы о них знаем и работаем над их устранением.

— Чем, кроме ЕНС, запомнился 2023 год?

— Налогом на сверхприбыль, который возник в августе 2023 года. Он коснулся исключительно крупного бизнеса, но, чтобы ввести налог на сверхприбыль, потребовалось изменить Налоговый кодекс: ввести норму о том, что налоги могут быть разовыми (так называемые «налоги разового характера» — п. 8 ст. 12 НК РФ). До этого в РФ «разовых» налогов не было, сейчас этот ящик Пандоры открыт. Что именно государство завтра решит обложить «разовым налогом» — отдельный вопрос. С этим нам предстоит жить и работать.

— К чему готовиться бизнесу в 2024 году с точки зрения налогового права и его применения?

— Чтобы обрисовать тренды в налогообложении и перспективы на 2024 год, имеет смысл процитировать заместителя главы Минфина Алексея Сазанова: «Принято решение не повышать основные налоги [в 2024 г.]. Соответственно, основной упор будет сделан на администрирование».

Надо четко понимать: когда чиновники говорят, что налоги не будут повышаться, они имеют в виду именно ставки налогов. Основные налоги — это НДС, налог на прибыль и НДФЛ. Можно предполагать, что ставки по ним не вырастут. Из этого абсолютно не следует, что налоги не вырастут в абсолютных цифрах. Думаю, в абсолютных цифрах налоги вырастут, государство, не меняя ставки по основным налогам, попытается получить с налогоплательщиков больше.

Например, в Москве с 1 января 2024 года кадастровая стоимость жилой недвижимости вырастет в среднем на 21%, соответственно вырастет и налог на имущество физических лиц. В 2023 году увеличивались акцизы (на алкоголь, табачную продукцию, автомобили и бензин), они будут увеличиваться и в 2024-м (на табак и вино). Расширена налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых. Это первый момент.

Второй — Минфин четко говорит об ужесточении налогового администрирования. Бюджет должен получить больше. За счет чего? За счет налогового контроля: налоговый орган будет более настойчиво, более энергично работать с налогоплательщиками, «побуждать» их к добровольной уплате, доначислять налоги и так далее.

На следующий год утвержден достаточно жесткий план по доходам, которые администрируются ФНС. В федеральном бюджете на 2024 год предусмотрен рост ВВП (то есть рост экономики) на 2,3%, при этом доходы бюджета должны увеличиться по отношению к 2023 году на 22,3%. Эти цифры интересны и сами по себе, но они также порождают вопрос: за счет чего при росте экономики на 2,3% бюджет должен получить доход почти в 10 раз больше? Видимо, как раз за счет ужесточения администрирования. Потому что 14% из этих 22,3% должна принести в бюджет Федеральная налоговая служба.

Эти цифры означают, что в 2024 году смягчения налогового администрирования и облегчения налогового бремени для бизнеса мы не дождемся. Значимым источником пополнения бюджета становятся штрафы, размер которых заметно увеличивается. Например, штраф по ст. 129.4 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках увеличен с 5 тыс. руб. до 100 тыс. руб. А за занижение налогоплательщиком сумм налога в результате искажения цен в контролируемых сделках (п. 1 ст. 129.3 НК РФ) вместо штрафа в 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб., с 1 января 2024 года введен штраф в размере 100% от неуплаченной суммы налога, но не менее 500 тыс. руб.

Предпроверочный анализ бизнеса будет бесконечным

«Побуждение налогоплательщиков к добровольному уточнению налоговых обязательств» через проведение предпроверочного анализа — один из ключевых трендов последних лет в отношениях налоговых органов с бизнесом. Законодательно предпроверочный анализ не урегулирован. Тем не менее использование этого инструмента давления на бизнес приобретает все более массовый характер.

— Исходя из сказанного выше, можно предположить, что в 2024 г. будет больше предпроверочного анализа?

— Предпроверочный анализ будет бесконечным, перманентным, бизнес будет постоянно получать требования от налоговых органов и приглашения для дачи пояснений. В ноябре был принят закон (Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. №539-ФЗ), ужесточающий контроль за трансфертным ценообразованием в сделках российских налогоплательщиков с контролируемыми иностранными компаниями. В 2022-2023 гг. российский бизнес, выстраивая заново «логистические цепочки», обзавелся фирмами-посредниками в различных юрисдикциях, в 2024 году ФНС будет обращать особое внимание на цены в сделках с такими иностранными фирмами.

Вообще налоговый орган в следующем году будет обращать пристальное внимание на сделки с аффилированными лицами. В первую очередь это касается кейсов, связанных с дроблением бизнеса, когда компания ведет его через несколько организаций, и между ними «курсируют» товары и услуги. Налоговый орган вправе поставить вопрос об экономических целях и условиях этих сделок. И бизнесу надо готовиться отстаивать свою позицию в спорах, потому что и усиление контроля за трансфертным ценообразованием, и ужесточение предпроверочного анализа преследуют одну цель — доначислить больше.

— Доначислить больше — некий девиз на следующий год?

— Доначислить больше — девиз ФНС РФ на каждый год, но девиз на 2024-й — доначислить на 14% больше, чем в 2023-м.

— Предпроверочный анализ до сих пор остается в некой серой зоне с точки зрения утвержденных законом правил, регламентов?

— С точки зрения Федеральной налоговой службы, ни в какой серой зоне предпроверочный анализ не находится. Действительно, он не урегулирован Налоговым кодексом: в законе нет норм о предпроверочном анализе. Периодически на конференциях коллеги спрашивают представителей ФНС, будут ли внесены в Налоговый кодекс нормы, связанные с предпроверочным анализом. Налоговики на это отвечает: НК РФ предусмотрены общие права налогового органа — право получать информацию об исчислении налогов, право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений, право получать информацию и документы об исчислении и уплате налогов, и мы просто эти права реализуем. Это лукавая позиция. По закону налоговые органы вправе получать информацию о деятельности налогоплательщиков, но в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом. То есть это не безусловное право, Налоговый кодекс регулирует порядок его реализации.

Изменения в НК нужны именно налогоплательщикам для обеспечения гарантий их прав и баланса интересов. Если налоговый орган собрал какую-то информацию о бизнесе, руководитель этого бизнеса должен знать, что это за данные, чтобы проверить их достоверность и при необходимости скорректировать.

Но норм о предпроверочном анализе в НК нет и, видимо, их появления не предвидится. Прежде всего, потому, что такая ситуация устраивает ФНС РФ: отсутствие в законе норм о предпроверочном анализе означает отсутствие каких-либо ограничений в этой сфере для налоговых инспекторов.

— В отношении каких компаний сегодня проводится предпроверочный анализ — это крупный бизнес, средний, малый?

— Предпроверочный анализ проводится в отношении любых компаний, независимо от масштаба. Он приносит бюджету больше, чем камеральные или выездные налоговые проверки: на него приходится 52-53% сборов. То есть в результате «побуждения налогоплательщика к добровольному уточнению налоговых обязательств» бюджет получает больше, чем от всех камеральных и выездных проверок вместе взятых. Разумеется, налоговый орган абсолютно не собирается отказываться от этого инструмента.

Конечно, не все плательщики получают соответствующие требования. Но если налоговый орган видит какие-то маркеры риска, он их направит. Таких маркеров множество, главный — проблемные контрагенты в любом (третьем, четвертом, пятом) звене.

Абсолютное большинство требований ФНС связаны с разрывами по НДС. Нужно учитывать, что налоговый орган в текущем режиме получает в банках выписки по всем расчетным счетам налогоплательщиков и анализирует их с помощью ПО. По итогам анализа выявляются, скажем так, подозрительные операции: «разрывы» в цепочке уплаты НДС, систематическое обналичивание (снятие) денег, регулярные операции с существенным количеством самозанятых, сделки с аффилированными лицами, непрофильные операции (сильно отличающиеся от основного вида деятельности организации).

Все эти сомнительные с точки зрения нового органа операции могут стать поводом для повышенного внимания налогового органа, направления требований о предоставлении информации и документов, вызова налогоплательщика «для дачи пояснений».

Предпроверочный анализ (в виде получения информации и документов, пояснений налогоплательщика) нужен потому, что налоговый орган не располагает первичными документами о хозяйственных операциях компании, поскольку никакой проверки он не проводит. Чтобы обоснованно доначислять и предъявлять претензии, ему нужна «первичка». Если налогоплательщика просят пояснить его отношения с определенными лицами, рассказать, как исполнялся договор, почему и зачем он был заключен, значит, в его отношении идет предпроверочный анализ по определенным хозяйственным операциям или контрагентам.

Государство и бизнес: «правила игры» размываются на глазах

В этом году Генпрокуратура и ФАС подали в суды десятки исков с целью изъятия частных активов в госсобственность. «У нас никто не знает, кто в очереди может быть следующим», — прокомментировал ситуацию глава РСПП Александр Шохин. «Ползучая национализация» — важное, но не единственное свидетельство серьезных проблем в отношениях государства с бизнесом, — считает Роман Речкин.

— Можно ли назвать одним из главных событий этого года «ползучую национализацию», масштабы которой явно расширились?

— Дел, когда генеральная прокуратура обращается в суд с иском и у частного собственника забирают актив, который был приватизирован 20-30 лет назад, действительно стало больше. Только дел по изъятию в бюджет акций (долей) крупных сырьевых предприятий уже точно больше двух десятков. И мы такие дела еще увидим. Но, на мой взгляд, имеет смысл говорить не столько о «ползучей национализации», сколько о более общей и серьезной проблеме — о нарушении «правил игры» в целом.

В России достаточно условные гарантии права собственности. Тем не менее в последние годы рейдерские захваты бизнеса не носили массового характера, правоохранительные органы старались купировать беспредельные случаи. И в России можно было вести бизнес не опасаясь, что завтра его заберут. Но в 2022-2023 гг. произошло размывание «правил игры», выяснилось, что государство может менять их на ходу. Я имею в виду не только «ползучую национализацию», но и изъятие долей, акций иностранных компаний путем «передачи во временное управление Росимуществу». Как произошло с Danone и «Балтикой» (в июле доли иностранных акционеров в компаниях «Балтика» и «Данон Россия» передали во временное управление Росимущества). До этого, в апреле 2023 года, во временное управление Росимущества были переданы доли иностранцев в финской Fortum и немецкой Uniper. В сентябре 2023 года Росимуществу были переданы в управление доли в сети типографий «Прайм принт», которые принадлежат норвежскому холдингу Amedia.

Это опасные прецеденты. По сути, контроль над имуществом и бизнесом иностранцев в России просто забрали, без какого-либо обоснования и компенсаций. Причем сделано это было не на основании закона и без решения суда.

Соответствующий закон, дающий право Президенту РФ вводить временное управление в отношении имущества, которое принадлежит лицам из недружественных стран, был принят Госдумой «задним числом», только 6 декабря 2023 года, он еще даже не вступил в силу.

Это говорит о том, что государство может забрать любой актив у любого собственника даже не через суд и не по иску Генпрокуратуры. Ситуация тревожная, об этом сказал председатель РСПП Александр Шохин. Он отметил, что крупный бизнес «плохо реагирует» на сообщения о планах национализации и «никто не знает, кто в очереди может быть следующим». Если нет предсказуемых правил, вести бизнес невозможно.

Некоторое время назад даже господин Сечин — не самый обездоленный и бесправный человек в нашем государстве — отметил, что решения, которые принимает Минфин в отношении налогообложения нефтяной отрасли, непродуманные, спонтанные, что они фактически препятствуют любой инвестиционной деятельности и ведению бизнеса.

— Свежий кейс аэропорта Пулково укладывается в общую «канву»?

— Абсолютно: доли в бизнесе формально принадлежали кипрской компании. Что такого сделал Кипр вчера или позавчера, что потребовалось такая реакция? Ничего. Более того, Кипр входит в Евросоюз, и он вынужден следовать его санкционной политике, но своих санкций, насколько я понимаю, Кипр не вводил. Кипр в принципе не самое недружественное государство по отношению к Российской Федерации. И фактическое лишение собственников права управлять бизнесом ставит вопрос: есть ли вообще какие-то правила в отношении активов в России? Или бизнес с любым иностранным участием находится «под прицелом», и завтра государство может решить, что иностранное участие даже дружественной страны ему не нужно? Правила игры «размываются» прямо на глазах.

Приостановка СИДН: неприятно, но не катастрофично

8 августа 2023 года Президент Владимир Путин подписал указ «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения». Как это сказалось на российском бизнесе?

— Насколько значимым событием для бизнеса стала приостановка соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН)?

— Это заметная инициатива российского правительства, она оказала влияние на бизнес: создала дополнительную головную боль в ситуации, когда головной боли и так достаточно. Приостановка СИДН повлияла на достаточно большой сегмент российского бизнеса, но нужно учитывать, что российский бизнес невероятно адаптивный. Если бы это произошло в 2022 году, когда логистические цепочки только перестраивались, последствия были бы хуже, чем в 2023-м.

К 2023 году российский бизнес, работающий с иностранными контрагентами (получающий из-за границы сырье, материалы и т.д.), выстроил обходные цепочки поставок, создал организации в нейтральных юрисдикциях, с банковскими счетами, через которые ведется работа и ходят деньги. Негативные последствия приостановки СИДН коснулись и таких случаев, но эффект не был глобальным, катастрофическим. Для большей части российского бизнеса негативные последствия приостановки СИДН носят косвенный характер. Они связаны с тем, что их поставщики из Европы, США и прочих стран отнесены к «недружественным» юрисдикциям, а все эти юрисдикции были включены в «черный список» Минфина РФ, в котором до этого были только оффшоры.

Последствиями включения в «черный список» Минфина РФ является, во-первых, ужесточение контроля ФНС РФ за ценами таких сделок, во-вторых, отмена послаблений по порядку определения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).

Больше всех «досталось» компаниям с прямым иностранным участием — например, таким, как Райффайзенбанк. С одной стороны, он не может продать бизнес в России. По крайней мере, наше государство не настроено разрешить ему уйти. С другой стороны, материнская компания находится в недружественной юрисдикции (в Австрии), поэтому в отсутствии СИДН Райффайзенбанк потеряет существенные суммы из-за так называемого «двойного налогообложения» (обложения одних и тех же доходов и в РФ, и в Австрии).

В целом Россия, к сожалению, изолируется от мира. Я говорю даже не о декларативном импортозамещении («мы сами все произведем»), просто любая работа с иностранными контрагентами становится сложнее, это всегда рост издержек, проблемы с платежами, с отсутствием прямого авиасообщения, с получением виз и пр. В то же время российская экономика обойтись без «недружественных» стран объективно не может, в большинстве отраслей РФ критически зависима от иностранного сырья, комплектующих, программного обеспечения, семенного материала, оборудования и пр.

Резюмирую: приостановка соглашений об избежании двойного налогообложения — неприятное событие (оно привело к усложнению администрирования, увеличению отчетности, а также к росту налоговой нагрузки), но не катастрофическое.

Кроме того, Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. №539-ФЗ были предусмотрены временные послабления для российских организаций в связи с приостановлением действия СИДН. Налоговые агенты (российские организации) при определенных условиях освобождаются от обязанности по удержанию налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, в том числе с процентов, уплачиваемых иностранным банкам, арендных (лизинговых) платежей за воздушные суда, вознаграждения за использование/предоставление права использования объекта авторского права и (или) смежных прав; доходов от предоставления в аренду или субаренду морских судов иностранными организациями-арендодателями, доходов от реализации морских судов, зарегистрированных в РМРС и находящихся на территории России, и ряда других видов доходов.

— Сделало ли государство что-то хорошее для бизнеса в 2023 году: что-то облегчило, в чем-то помогло?

— Хороший вопрос. Разве что позволило проводить корпоративные процедуры (общие собрания участников, акционеров, заседания совета директоров) дистанционно. Это послабление было введено во время ковида и пролонгировано до конца 2023 года.

Ну, и следует положительно оценить упомянутые выше послабления для российских организаций в связи с приостановлением действия СИДН, хотя эти послабления временные, касаются далеко не всех видов доходов, а их применение поставлено в зависимость от различных условий.

Кроме того, Правительство России продлило мораторий на проведение большинства плановых контрольных (надзорных) мероприятий и плановых проверок аж до 2030 года (Постановление Правительства РФ от 10.03.2023 №372). Но нужно учитывать, что этот мораторий не распространяется, во-первых, на внеплановые проверки, во-вторых, он не распространяется на налоговые проверки.

Однако налоги в 2023 году не снижались, только увеличивались, административное давление на бизнес также не снижалось. Оно ужесточалось в 2023-м и продолжит ужесточаться в 2024-м.

Прогноз на 2024 год: к чему готовиться бизнесу?

В связи с проведением СВО государству не до гражданского оборота: новых законодательных инициатив, затрагивающих бизнес, нет и, вероятно, не предвидится. Однако, кроме как с бизнеса, получить дополнительные 22,3% доходов бюджету неоткуда. Как предпринимателям защитить себя от штрафов и доначислений?

— Ожидаются ли в 2024 году какие-то значимые законопроекты, касающиеся бизнеса?

— Государству не до гражданского оборота — СВО заслоняет собой все. Так, с точки зрения гражданского законодательства, гражданского процесса, 2023 год прошел не то чтобы совсем без событий, но без кардинальных изменений и существенных корректировок.

Единственной заметной новацией в гражданском обороте стало появление цифрового рубля, который, в отличие от обычного безналичного рубля, обладает прослеживаемостью: государство видит его движение по всей цепочке. Цифровой рубль — объект гражданского оборота, платежное средство, но цели введения этого инструмента, по большому счету, фискальные. Государство последовательно реализует идею того, что экономика должна становиться прозрачной. У него уже есть масса соответствующих методов и инструментов: электронные счета-фактуры, онлайн-кассы, маркировка товаров («Честный знак» и пр.), информационные ресурсы, типа «Платона» и «Меркурия», национальная система прослеживаемости товаров. Цифровой рубль — еще один кирпичик в этой системе.

Кроме цифрового рубля, в Гражданский кодекс РФ внесли нормы об общем имуществе собственников недвижимости. Это последний «кусочек» реформы гражданского законодательства, начавшейся в 2002 году.

До сих пор правила распоряжения общим имуществом касались только жилых объектов. Для нежилых — от бизнес-центров до апартаментов и земельных участков — единых правил не было, и судам приходилось применять в отношении них нормы из Жилищного кодекса. Сейчас у нас есть универсальные правила, регулирующие распоряжение общим имуществом в любых объектах.

Вот, по большому счету, и все, что произошло в гражданском обороте в 2023 году. И сейчас новых инициатив нет и, скорее всего, не будет.

— Если резюмировать все сказанное выше, к чему готовиться бизнесу в 2024 году?

— К ужесточению налогового администрирования, к тому, что сделки и операции, которые раньше не привлекали внимания государственных органов, будут его привлекать. Надо забыть сакраментальные фразы «все так работают» и «мы так работали 10 лет и проблем не было». Ситуация изменилась, бюджету деньги нужны больше, чем год назад. Поэтому необходимо провести анализ: посмотреть на схему ведения вами бизнеса, насколько она уязвима с точки зрения налоговых органов, насколько она позволяет что-то доначислить.

Посмотрите на все операции глазами налогового органа. Прежде всего, на саму структуру своего бизнеса, на отношения с аффилированными лицами, на условия сделок с взаимозависимыми лицами. Есть ли у применяемой вами структуры бизнеса деловая (экономическая), неналоговая цель? Являются ли условия ваших сделок с аффилированными лицами рыночными: то есть если бы эти лица были независимыми, совершили бы они такую сделку на таких же условиях (по такой цене, с такой скидкой, с такой отсрочкой платежей)? Отдельный фактор риска — отношения с подконтрольными вам иностранными компаниями (КИК).

В 2024 году налоговый орган должен принести в бюджет на 14% больше, и он будет максимально жестко подходить к администрированию. Будьте готовы к регулярному получению требований в рамках предпроверочного анализа. С ними придется учиться обращаться. У нас бухгалтеры запуганы, когда они получают требования налогового органа, их первая реакция — предоставить все запрошенное.

Но бесконечно идти навстречу невозможно, бизнесу придется вырабатывать правила, по каким требованиям документы предоставлять, по каким — отказывать в предоставлении. Потому что значительная часть требований, откровенно говоря, выставляются незаконно. И даже в тех требованиях, которые выставлены в целом правомерно, налоговый орган часто запрашивает документы, которые не имеет права требовать.

Кроме ведения бизнеса как такового, умения продавать свой товар, предпринимателям придется учиться налоговому администрированию, тому, как взаимодействовать с налоговым органом наиболее безопасно, чтобы бюджет дополнительно не пополнили за ваш счет.

Год будет непростой. Мы ожидаем при относительно небольшом количестве выездных проверок существенного увеличения требований в рамках предпроверочного анализа, увеличения существующих штрафов и введения новых, а также бесконечное «закручивание гаек» в регуляторной сфере. Готовимся к ужесточению контроля за бизнесом, увеличению объема и усложнению отчетности, особенно в отношении операций с иностранным элементом, в рамках трансфертного ценообразования. Потому что, давайте откровенно, кроме как с бизнеса, получить дополнительные 22,3% доходов бюджету неоткуда. С таким настроением мы входим в 2024 год.

Беседовала Виктория Говорковская

Источник: DK.RU (часть первая, часть вторая)

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

внешнеэкономические договоры, коммерческое право, международное право, налоговое планирование, налоговое право, налоговые проверки, налоговые споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности