print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Госзакупки: изменения в Закон № 44-ФЗ

С 1 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Закон о госзакупках 44-ФЗ. Их принятие связано с распространением эпидемии коронавируса.

В кратчайшие сроки принят и вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон № 98-ФЗ), который внес ряд изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ), которые и освещаются в этом материале.

1. Новые основания закупки у единственного контрагента

С 1 апреля действует новая редакция п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, согласно которой закупки у единственного контрагента в соответствии с этим пунктом осуществляются в том числе для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом признаны утратившими силу статьи 80, 81 и 82 Закона №44-ФЗ, устанавливающие порядок проведения предварительного отбора участников, а также запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Также в ст. 93 Закона №44-ФЗ включено совершенно новое основание закупки у единственного контрагента (п. 56 ч. 1): осуществление закупок товаров, работ, услуг федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, подведомственными ему государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму.

Кроме этого, в соответствии со ст. 16 Закона №98-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено правом в период до 31 декабря 2020 года включительно устанавливать иные, не предусмотренные ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного контрагента, а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

2. Временные правила обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств для закупок у субъектов малого предпринимательства

Ст. 112 Закона №44-ФЗ дополнена временными правилами, которые направлены на расширение возможности участия в закупках субъектов малого предпринимательства в новых условиях. Теперь до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, которые заказчики и ранее должны были осуществлять в объеме не менее чем 15% совокупного годового объёма закупок, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

3. Дополнительное временное основание для изменения отдельных существенных условий контракта

В 2020 году допускается изменение срока исполнения контракта и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Для того чтобы реализовать такое изменение, необходимо выполнить следующие условия:

  • письменное обоснование изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;
  • поставщик (подрядчик, исполнитель) должен предварительно предоставить обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом №44-ФЗ, если изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:

1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона №44-ФЗ (речь идёт о ранее существовавшей возможности уменьшить размер обеспечения исполнения контракта при частичном исполнении обязательств по такому контракту);

2) возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);

3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:

а) в случае увеличения цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) в случае уменьшения цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;

в) в случае изменения срока исполнения контракта определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Изменения в части увеличения цены контракта государственным или муниципальным заказчиком может осуществляться в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Материал подготовлен в рамках консалтинговой практики «COVID-19 Helpdesk»

Скачать материал в формате PDF >>

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

COVID-19, госзаказ, коммерческое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности