print

Маркетплейсы: новый законопроект

Деятельность маркетплейсов предлагают урегулировать специальным законом.

Законопроект направлен на решение наболевших вопросов и ограничение лидеров рынка, привыкших диктовать свои правила остальным участникам.

Буквально через полгода с момента внесения в Госдуму законопроекта №445923-8, который направлен на урегулирование деятельности, связанной с дистанционной торговлей, в нижнюю палату парламента внесен еще один законопроект, №568223-81, создающий основу государственного регулирования деятельности маркетплейсов. При этом оно коснется не только площадок, но и продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Новый законопроект прокомментировала Кристина Лисицина, юрист INTELLECT.

Законопроект №568223-8 в некоторых своих положениях пересекается с законопроектом №445923-8, но охватывает более широкий спектр вопросов, касающихся деятельности маркетплейсов. Его цель — устранение неопределенности в понятиях и детализация прав и обязанностей маркетплейсов, продавцов и владельцев ПВЗ в их отношениях друг с другом и с потребителями.

Основные нововведения законопроекта:

  • Термины. Законопроект дает четкие определения таким понятиям, как «электронная торговля», «агрегатор информации о товарах» (собственно, маркетплейс), «продавец», «пункт выдачи заказов» и пр. И, в частности, разъясняет, что продвижение товара или, например, логистические услуги не относятся к услугам электронной торговли и не могут оказываться маркетплейсами.
  • Регулирование взаимоотношений маркетплейсов с конечным потребителем. Например, вводится запрет на компенсационные и иные платежи в связи с возвратом товара. В настоящее время некоторые маркетплейсы удерживают часть уплаченной за товар суммы, если покупатель решил от него отказаться, причем вне зависимости от причины отказа.
  • Перечень требований к договору об оказании услуг маркетплейса. Так, описание подробной процедуры обжалования решений и действий (бездействия) маркетплейса становится обязательным пунктом договора. Кроме того, эти договоры предлагается сделать открытыми для всех – то есть размещать их в Интернете.
  • Закрепление обязательств и ответственности маркетплейсов. Например, агрегатор должен обеспечивать соразмерность санкций, налагаемых на продавцов и владельцев ПВЗ, а также предоставлять по запросу мотивированное обоснование применений санкций за нарушение условий договора. Фактически, это идея устранения произвола лидеров рынка: маркетплейсы не смогут произвольно устанавливать жесткие штрафы и требовать от контрагентов соблюдения сомнительных условий.

Отдельно остановимся на тех положениях законопроекта, которые направлены на снижение монополизации рынка. Для этого устанавливается особая категория маркетплейсов — «агрегаторы информации о товарах, занимающие значимое положение на рынке». Маркетплейс попадает в эту категорию, если через него совершается более 20% от всех сделок, осуществленных всеми маркетплейсами за предшествующий календарный год. Представляется, что в эту категорию попадут такие площадки, как Wildberries и Ozon, занимающие, по официальным данным, около 80% рынка.

Для маркетплейсов-монополистов предусмотрена дополнительная ответственность и ограничения:

  • установлен потолок неустоек, которые продавец должен выплатить за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, — не более 15 % от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение;
  • установлен потолок стоимости услуг маркетплейсов — стоимость всех услуг, оказываемых конкретному продавцу, не должна превышать 10 % от товара, в отношении которого оказаны услуги;
  • не допускается установление в договорах запрета на перемену лиц в обязательстве (цессии);
  • маркетплейс не сможет запрещать контрагенту осуществлять деятельность на других площадках, что положительно повлияет на развитие рынка электронной торговли и поспособствует появлению новых площадок продаж;
  • запрещается создавать какие-либо преимущества при продаже маркетплейсом собственных товаров, что также направлено на формирование равных условий для всех участников электронной торговли;
  • маркетплейсы, занимающие значимое положение на рынке, должны публиковать в свободном доступе свою коммерческую политику — стоимость услуг маркетплейса, основания предоставления скидок и их размер, что приведет к большей прозрачности и открытости.

Тенденция по регламентации деятельности маркетплейсов видится вполне логичной в нынешних реалиях. Законопроект направлен на решение наболевших вопросов и ограничение лидеров рынка электронной торговли, привыкших диктовать свои правила остальным участникам. Думается, это только начало, и существующие законопроекты еще будут доработаны — или появятся новые.

Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№10 (1311) / 2024)

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

коммерческое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности