print

Донастройка, или Повышение налогов в 2025 г.

«Это не зима, а ледниковый период» — интервью Романа Речкина «Деловому кварталу».

Повышение налогов и социальная несправедливость, амнистия за дробление бизнеса, рост НДФЛ для граждан, НДС для упрощенцев и многое другое

В феврале 2024 г. в послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин сказал о необходимости перехода к «более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». 12 июля был принят Федеральный закон от №176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ...». В той части, которая касается новых правил налогообложения, он вступит в силу с 1 января 2025 г.

С легкой руки главы Минфина Антона Силуанова реформу налоговой системы начали называть «налоговой донастройкой». Хотя речь идет о заметном росте налогов и изменении правил игры, которое повлияет на все сегменты российского бизнеса — малого, среднего и крупного.

Партнер юридической фирмы INTELLECT, магистр частного права Роман Речкин рассказал, какие компании сильнее всего ощутят последствия «донастройки», вернется ли бизнес к серым схемам и что такое «дробление 2.0».

— В чем суть «донастройки» налоговой системы? Каковы главные последствия для бизнеса?

— Начнем с того, что термин «донастройка» позволяет психологически смягчить суровую правду, которая состоит в том, что фактически изменения сводятся к повышению налогов. Власти обосновали необходимость «донастройки» обеспечением социальной справедливости, прежде всего применительно к НДФЛ (налогу на доходы физлиц) через установление прогрессивной шкалы.

До внесения изменений шкала была условно прогрессивной — 13 и 15%, в результате их принятия с 2025 г. граждане будут платить от 13 до 22% в зависимости от размера дохода. При этом установление прогрессии не повлекло за собой введение необлагаемого налогом минимума для неимущих граждан.

В большинстве стран прогрессия движется в две стороны, и люди, зарабатывающие ниже определенного минимума, не платят НДФЛ. В России даже человек, живущий за чертой бедности, которому, условно говоря, не хватает денег на еду, обязан отдавать государству 13% от дохода.

Еще менее понятно, в чем состоит обеспечение социальной справедливости применительно к налогу на прибыль организаций. Ставка поднимается на четверть: с 20% до 25%. Это в чистом виде повышение налогов, причем недифференцированное.

Чтобы подсластить пилюлю, государство решило ввести с 2025 г. федеральный инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.2 НК РФ).

Предполагалось, что определенным отраслям, определенным налогоплательщикам будет предоставлен инструмент для уменьшения размера уплачиваемого налога. Благое дело, но есть две проблемы. Первая состоит в том, как сконструирован федеральный налоговый вычет: порядок и условия его применения — ставки, размеры, объекты, процедуру — устанавливает Правительство РФ. Это что за вычет такой в Налоговом кодексе?

Вторая проблема — размер вычета. Изначально в проекте постановления правительства предполагалось, что вычет будет предоставляться определенным отраслям в пределах 6% от тех затрат, которые понес налогоплательщик на основные средства, материальные активы и так далее. Представьте, что вы потратили рубль, и вам дают возможность учесть 6 копеек — прямо скажем, невеликие деньги. Однако в последней редакции проекта ставка федерального инвестиционного налогового вычета была снижена до 3%.

Таким образом, это абсолютно номинальный инструмент, который, к сожалению, никому особо не поможет.

В контексте разговора о налоге на прибыль надо упомянуть, что с 2025 г. вводится пятипроцентная ставка для ИТ-компаний. Долгое время этот сектор был своего рода священной коровой: государство всячески его поддерживало (льготное налогообложение, фактический запрет на предъявление претензий по дроблению), хотя объем предоставляемой поддержки никак не соотносился со вкладом ИТ-отрасли в ВВП. Налог на прибыль в 5%, который она начнет платить с 2025 г. — конечно, хуже, чем ноль, но сильно лучше, чем 25%.

В целом уровень поддержки ИТ-бизнеса по-прежнему остается беспрецедентным. Замечу, что сейчас основной драйвер развития экономики страны — военно-промышленный комплекс. Его поддерживают деньгами, но с точки зрения налогообложения его даже близко не поддерживают так, как ИТ-сектор.

— Справедливо ли утверждение, что сильнее всего «донастройка» скажется на компаниях, применяющих УСН?

— С 1 января малый и средний бизнес, применяющий упрощенную систему налогообложения, станет плательщиком НДС. Если выручка компании за 2024 г. превысит 60 млн руб. (но не достигнет 250 млн руб.), она заплатит налог в размере 5%. И 7% — при сумме доходов от 250 до 450 млн руб. Компании, оборот которых за 2024 год не превысит 60 млн руб., обязаны применять освобождение от уплаты НДС до достижения выручки в 60 млн руб. Минфин подчеркивает, что от этого освобождения нельзя отказаться.

Примечательно, что контрагент «упрощенца», применяющего «льготные ставки», вправе принять налог (по ставке 5% или 7%) у себя к вычету. Сам «упрощенец», применяющий «льготные ставки», «входящий» НДС у себя принять к вычету не вправе. Минфин и ФНС считают это нормальным.

Может быть, в дальнейшем встанет вопрос о законности такого подхода, но по крайней мере пока Минфин настаивает на такой позиции.

Помимо финансовой стороны есть сторона административная: с 1 января у компаний, применявших УСН, значительно усложнится бухгалтерский и налоговый учет. Тех, кого освободили от уплаты НДС, все-таки освободили и от выставления счетов-фактур (с пометкой «без НДС», как предполагалось изначально). Однако они обязаны вести книгу продаж. Для чего — большой вопрос. Федеральная налоговая служба отвечает на него примерно так: ну, вдруг вам потребуется какие-то суммы налога сторнировать, уменьшить, как вы это сделаете без книги покупок. На самом деле для этого достаточно других регистров налогового учета.

В целом малому и среднему бизнесу потребуется квалифицированный бухгалтер, потому что НДС достаточно сложный налог: он сложно начисляется и учитывается.

— Федеральный бюджет станет 100-процентным бенефициаром «донастройки» или регионы тоже что-то получат?

— Федеральный бюджет — бенефициар почти на 100%. Возьмем НДС: задачу по увеличению налоговых поступлений можно было решить через повышение ставок по «упрощенке», но государство предпочло расширить базу плательщиков НДС. Почему? Потому что «упрощенка» — региональный налог, а НДС — федеральный, в нем не содержится региональных или муниципальных компонентов.

Бенефициаром увеличения налога на прибыль тоже стал федеральный бюджет: в него полностью зачислятся дополнительные 5% в 2025 г. Регионы немного выиграют только от роста НДФЛ, поскольку этот налог распределяется в том числе в региональные бюджеты.

Чем выше налоги, тем больше серых схем?

В последние годы в России фиксировался устойчивый тренд на обеление бизнеса. Следствием «донастройки» станет значительный рост налоговой нагрузки и на МСБ, и на крупный бизнес. «Чем выше налог, тем меньше хочется его платить», — отмечает Роман Речкин. Впрочем, по его мнению, пространство для «налоговых маневров» сегодня ограничено.

— Приведет ли повышение налогов к ренессансу серых схем? Или сегодняшняя система контроля настолько хороша, что их применение невозможно?

— Рост налогов неизбежно способствует распространению схем, позволяющих их избежать или минимизировать. Однако мы пришли в 2024 год с качественно новым уровнем налогового администрирования и прозрачности бизнеса для государства.

Сегодня область применения серых схем чрезвычайно узкая. Фактически речь идет только об НДФЛ и зарплатах в конвертах. В таких делах для доначисления налогов ФНС требуется документальное подтверждение размера выплаченного в конверте дохода. С точки зрения судебной практики показаний свидетелей недостаточно.

В Челябинске было нашумевшее дело, в связи с которым СМИ писали, что размер дохода был определен по показаниям свидетелей. В действительности предприниматель сама сдала в налоговый орган договоры аренды помещений, однако не отразила полученный доход и не заплатила с него налог. Налоговый орган допросил арендаторов, которые подтвердили, что вносили арендную плату, а сумма была взята из договоров аренды. Только свидетельских показаний для доначисления недоимок по налогам на доходы физлиц недостаточно. Можно предположить, что в этой области произойдет увеличение серых схем.

Что касается НДС, государство программным образом через АСК НДС-3 видит всю цепочку уплаты этого налога. Эта схема полностью прозрачна: налоговый орган в онлайн-режиме анализирует движение по счетам налогоплательщиков, стыкует цепочки, так что возможностей для применения серых схем практически нет. По крайней мере таких схем, которые гарантированно не были бы выявлены и по которым не возникли бы претензии.

Чуть сложнее с налогом на прибыль, но и здесь пространство для маневра ограничено, потому что контролирующие органы видят реальность ведения деятельности всеми контрагентами по цепочке. В настоящий момент государство движется к тому, чтобы отслеживать не только движение денег (его видно давно), но и движение товаров. Это непросто, но есть ЕГАИС, система «Меркурий», маркировка, сфера применения которой постоянно расширяется. Есть национальная система прослеживания товаров.

В целом государство активно, целенаправленно и методично движется в сторону контроля за движением товаров. Поэтому минимизировать налоги путем применения каких-то схем достаточно сложно.

Что остается? То, что налоговая сама называет «дроблением 2.0». С 1 января 2025 г. «лимит» по доходам по УСН будет повышен до 450 млн руб. (сейчас — 200 млн руб.). Казалось бы, это должно лишить смысла дробление бизнеса. Если у вас несколько компаний и вы искусственно дробили бизнес, чтобы вписаться в лимит в 200 млн руб., с 2025 г. потребность в этом отпадет. Если выручка не превышает 450 млн руб., их можно спокойно объединить. Однако если доход бизнеса превысит 60 млн руб., у него возникнет НДС.

Поэтому предполагается, что после «донастройки» предприниматели будут прибегать к дроблению не ради применения упрощенной системы налогообложения, как это было и есть сейчас, а с целью уклонения от уплаты НДС. То есть бизнес будут дробить на несколько компаний, у каждой из которых годовая выручка не превысит 60 млн руб.

Федеральная налоговая служба заявляет, что к этому готова, что располагает соответствующими программным и аппаратным комплексами. Но есть нюанс: дробление бизнеса можно доказать только путем проведения выездной налоговой проверки.

Программные комплексы позволяют обнаружить признаки дробления, но на деле речь может идти о нормальном ведении предпринимательской деятельности, например через франчайзинговые договоры. Чтобы доказать дробление, необходимо допросить свидетелей, проследить потоки движения товара, где он хранится, кто его обрабатывает, кто руководит бизнесом — все это возможно только в рамках выездной проверки. Поэтому налоговая борется с дроблением и продолжит бороться, но дела по дроблению — не массовая история.

— О каких цифрах идет речь?

— На всю страну дел по дроблению несколько десятков в год, в пределах ста. В каком-то субъекте пять, в каком-то семь, в каком-то десять, в Москве — 20–30. То есть практика, действительно, не массовая. И для налогоплательщиков это не безнадежные дела. Базовый тренд по ним — в пользу бюджета (60–70%), но это далеко не 90%. Тем не менее ФНС заявляет, что готова к «дроблению 2.0».

Амнистия за дробление: что с ней не так

Амнистия за дробление бизнеса стала частью пакета поправок в Налоговый кодекс. Это шаг государства навстречу компаниям, использующим схемы дробления для оптимизации налогов. Если в 2025–2026 гг. они добровольно откажутся от их применения, суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов по результатам налоговых проверок за 2022–2024 гг. будут списаны. Амнистия стартовала 12 июля. Сподвигнет ли она бизнес к массовому отказу от дробления?

— Какова ситуация с амнистией за дробление бизнеса?

— С амнистией за дробление пока вопросов больше, чем ответов. Идея амнистии связана с поручением президента: в послании к Федеральному собранию он сказал, что надо простить недоимку, штраф и пени тем, кто прекратит дробление и начнет платить налоги надлежащим образом. И Минфин, который в тот момент уже приступил к разработке законопроекта «донастройки», экстренно добавил в него нормы об амнистии. Однако они вызывают массу вопросов с точки зрения юридической техники и самой концепции.

Начнем с определения: согласно федеральному закону №176-ФЗ, дробление — это некое искусственное разделение деятельности лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями, применяющими специальные налоговые режимы. Определение сразу порождает вопросы: а как быть с бизнесами на общей системе налогообложения? Например, есть две или более организации на общей системе налогообложения, а цель дробления связана с минимизацией соцвзносов. Некоторые меры поддержки дают такую возможность компаниям, применяющим общую систему.

Аналогичная ситуация с самозанятыми. Самозанятые — не предприниматели, не организации. Получается, что схема минимизации налогов с использованием налога на профессиональный доход не попадает под определение (и под амнистию).

ФНС говорит следующее: данное определение дробления — не универсальное, оно касается только амнистий. Что несколько странно. Таким образом есть лица, которые дробятся, но под это определение не попадают и не имеют права на амнистию. Возникает вопрос: а что это за амнистия тогда?

Далее — амнистия распространяется только на недоимки, пени и штрафы, но не на социальные взносы. Возникает вопрос разумности применения амнистии в соотношении с возможными рисками. Кроме того, амнистия не распространяется на уголовную ответственность. Представим, что вас амнистировали, вам простили недоимку, пени и штраф в рамках налогового законодательства, но параллельно возбудили уголовное дело по ст. 198 и 199 УК РФ (предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов). Аналогично дело обстоит с другими составами, например, с нарушением валютного законодательства. В общем, эта амнистия очень своеобразная.

Идем дальше: что означает прекращение дробления? Наверное, надо объединить несколько компаний в одну? Налоговая выпустила разъяснительный документ, в котором выражена ее позиция. Согласно этой методичке, прекратить дробление можно, объединив организации или ликвидировав некоторые из них. Главное платить налоги, исходя из адекватных условий ведения бизнеса.

Представим, что у вас несколько компаний и вы решили уплачивать налоги надлежащим образом. Вы ликвидировали одну или несколько из них, но в 2025 г. у вас появился новый вид деятельности и вы создали новую компанию. Как это расценит налоговая? Прекратили ли вы дробление или не прекратили? Или частично прекратили?

Примечательно, что законодатель признает вариант частичного прекращения дробления: в какой-то части бизнес прекратил дробиться, а в какой-то нет. Соответственно, придется считать, в какой пропорции будут прощены по амнистии налоги, штрафы и пени, а в какой не будут.

Другой вопрос: кто, когда и как сможет проконтролировать прекращение дробления? Допустим, вы отказались от дробления с 1 января 2025 г. Проверить это налоговый орган сможет в период с 2025 по 2027 гг., организовав выездную проверку. Но выездная проверка за этот период может быть и не назначена. Тогда соответствующие налоговые обязательства прекратятся только с 1 января 2030 г.

Как будет работать положение об амнистии — большой вопрос. Президент дал поручение реализовать амнистию, Минфин отчитался, что выполнил его: в закон включил. А как и кто будет этим пользоваться, пока чиновников особо не волнует. Это инструмент избирательного применения, он очень сложно реализуем. Применение амнистии поставлено под массу условий, часть из которых оценочная.

— Какие рекомендации в связи с «донастройкой» налоговой системы можно дать бизнесу?

— Базовая рекомендация: посчитайте налоговую нагрузку. Надо четко понимать, сколько вы платите налогов сейчас и сколько будете платить в 2025 г. Возможно, изменение налогового законодательства потребуют корректировки структуры ведения бизнеса. Если вы решите, что она необходима, соответствующие шаги надо предпринять до конца 2024 г. В 2025 г. налогообложение изменится, существенно вырастут издержки, затраты и риски корпоративных операций по структурированию и переструктурированию бизнеса. Конец 2024 г. должен быть у бизнеса очень активным с точки зрения прогнозирования будущего.

— Кто-то из ваших коллег назвал «донастройку» налоговой зимой. Вы согласны с этим образным определением?

— Зима предполагает предсказуемость и регулярность. Она наступает каждый год, и вроде бы все к ней готовятся, понимают правила и могут что-то прогнозировать. На мой взгляд, «донастройка» — скорее шоковое явление, принесшее жесткое, шоковое изменение правил ведения бизнеса, увеличившее риски. Это резкое охлаждение, одномоментное, поэтому я скорее сравнил бы ее с внезапно наступившим ледниковым периодом, как тот, во время которого вымерли динозавры.

— В этом году налоговую систему «донастроили». Что помешает продолжить процесс в следующем году?

— С точки зрения закона ничто. Если государство проявит волю, Госдума проголосует за дальнейшее повышение налогов. Кто-то сказал, что налоги повышают до тех пор, пока налогоплательщики готовы их платить. Пока не сформируется активная, значимая для государства позиция, налоги могут и, скорее всего, будут повышать. Экономисты уже сегодня отмечают, что средства, которые удастся получить в результате увеличения НДС, налога на прибыль и НДФЛ, значительные, но для покрытия бюджетных расходов их вряд ли хватит. Поэтому дальнейшее повышение налогов в принципе возможно.

Беседовала Виктория Говорковская

Источник: журнал «Деловой квартал»

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

налоговое планирование, налоговое право, налоговые проверки, налоговые споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности