*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Минфин продолжает активную борьбу с офшорами
Министерство финансов выступило с предложением ввести для юридических лиц, точно так же как и для физических, институт резидентства.
25.11.2013 | Сейчас.ру | Андрей Гэу
Министерство финансов выступило с предложением, чтобы компании с материнским капиталом в других странах, но ведущие деятельность на российской территории, платили налоги в РФ. «Предлагаем ввести для юридических лиц, точно так же как и для физических, институт резидентства», - заявил замглавы Минфина Сергей Шаталов, выступая в Совете Федерации на заседании, посвященном борьбе с уклонением от уплаты налогов, неналоговых и таможенных платежей.
Принцип резидентства подразумевает «требование от резидентов–компаний, даже если они учреждены по законодательству другого государства, уплаты налогов с доходов, полученных от источников в РФ», - пояснил Шаталов. Таким образом, компании будут платить в России налоги не только с пассивных доходов из России (роялти, дивиденды, проценты по займам), но и с доходов, полученных по всему миру. Правда, в таком случае, должны соблюдаться договоренности по соглашениям об избежании двойного налогообложения.
Также перед властями стоит задача решить вопрос налогообложения контролируемых компаний. Речь идет о ситуациях, когда российская компания или российское физлицо учреждает бизнес в низконалоговой юрисдикции, и этот бизнес не распределяет прибыль в пользу учредителей: не выплачиваются дивиденды и нет никакой информации об обороте этих средств.
Отметим, что чаще всего владение российскими активами происходит через юрисдикции, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, в частности - это Кипр, Швейцария, Гонконг, Нидерланды, как наиболее популярные. Только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний.
Комментарии экспертов:
Максим Зайцев, старший аналитик ИГ «Норд-Капитал»
Как вы прокомментируете данную инициативу Минфина по борьбе с офшорами?
Данная мера безусловно будет способствовать увеличению налоговых поступлений, но в то же время сделает менее привлекательным российский рынок для компаний-нерезидентов тех стран, где нет договоренности с РФ об избежании двойного налогообложения.
С какими проблемами могут столкнуться российские холдинги с зарубежной пропиской в случае законодательного утверждения этой идеи?
В первую очередь данная инициатива коснется иностранных компаний, ведущих свою деятельность на территории РФ. Для российских холдингов с материнской компанией в офшоре данная законодательная инициатива не несет каких-либо изменений.
Наш комментарий:
Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для бизнес-издания Сейчас.ру:
Роман Речкин, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С
Как вы прокомментируете данную инициативу Минфина?
Предложение г-на Шаталина, видимо, представляет собой жест отчаяния: в бюджете, несмотря на высокую цену нефти, настолько не хватает денег, что государство готово решиться на радикальные меры в виде такого «сравнительно законного» способа отъема денежных средств.
Для понимания, речь не идет о налогообложении дохода иностранных компаний, полученных от источников в РФ - эти доходы и так уже облагается налогами в РФ. При выплате российской компанией в адрес иностранной компании дохода (в виде дивидендов, процентов по займам, роялти за использование объектов интеллектуальной собственности, доходов от недвижимости и др.) российская компания признается налоговым агентом и по налогу на прибыль (ст. 309 НК РФ), и по НДС (ст. 161 НК РФ).
Минфин РФ предлагает обложить налогом доходы иностранных организаций, причем - полученные за пределами РФ. При условии, что российские налоговые органы такую иностранную компанию - посчитают, фактически - по каким-то своим произвольным критериям, налоговым резидентом РФ.
Во-первых, такой подход прямо противоречит международным договорам - соглашениям об избежании двойного налогообложения, которые у России заключены с 80 государствами. Каждое соглашение четко определяет, кто признается резидентом каждого из договаривающихся государств. Изменить международный акт односторонним волеизъявлением российских властей конечно невозможно.
Во-вторых, обосновать присвоение иностранной компании статуса налогового резидента РФ на практике может быть весьма сложно, даже если бенефициар (фактический владелец) иностранного бизнеса - на самом деле гражданин России. Например, российские государственные органы, несмотря на требование лично Путина В.В., так на смогли документально подтвердить, кто является бенефициаром (фактическим владельцем) аэропорта Домодедово. А это - стратегический объект, находящийся на территории России. Что уж говорить про доказательства того, кто является бенефициаром иностранной компании, не ведущей деятельности в РФ.
И, наконец, в-третьих, нужно учитывать закон сохранения энергии и массы: если где-то прибыло, значит в другом месте - неминуемо убыло. Если российское государство начнет облагать налогом доходы иностранных организаций, полученные за пределами РФ, тем самым оно либо лишит налогов с этих доходов иностранное государство по месту регистрации компании, либо - повторно обложит налогом доходы, с которых иностранная организация уже заплатила налоги - «своему государству», в котором она зарегистрирована. Любой из этих вариантов - очень сомнителен с точки зрения международного законодательства.
Поэтому данную инициативу нужно расценивать как «жест отчаяния», крайнюю меру, на которую бюджет вынужден идти из-за недостатка доходов в бюджете и отсутствия источников его пополнения.
К тому же эффективность данной меры вряд ли будет высокой, российские холдинги с зарубежной «пропиской» имеют все ресурсы и юридические возможности для необходимой корректировки, усложнения схемы владения активами. Структура их бизнеса станет еще более непрозрачной и запутанной, так, что у российского государства просто не будет возможности доказать российские «корни» иностранного бизнеса.