*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Мэрии Уфы сливают конкурс
Казанский предприниматель оспаривает тендер на установку типовых водоматов.
16.07.2020 | КоммерсантЪ | Влада Шипилова
Башкирское управление ФАС оценит законность действий мэрии Уфы при проведении конкурса на распределение мест размещения 96 водоматов — автоматов розлива питьевой воды. Условия отбора в антимонопольном ведомстве оспаривает казанский предприниматель Игорь Шмаков. По его мнению, мэрия нарушила закон о защите конкуренции, прописав обязательным требованием прямоугольную форму таких объектов. В мэрии ссылаются на решение городских депутатов. Опрошенные "Ъ" юристы разошлись в оценках перспектив разбирательства в УФАС.
Региональное УФАС назначило на 21 июля рассмотрение жалобы казанского предпринимателя Игоря Шмакова на действия МКУ «Управление наружной рекламы и информации» при мэрии Уфы. Заявитель просит признать нарушающими ФЗ о защите конкуренции условия конкурса на право установки в городе 96 автоматов по продаже питьевой воды.
Конкурс назначен на 3 августа, заявки от претендентов принимаются до 22 июля. МКУ намерено заключить договоры с арендаторами мест на пять лет. 96 мест для установки водоматов объединены в 16 лотов начальной стоимостью от 400 до 600 тыс. руб. Общая минимальная сумма сборов, которую мэрия рассчитывает получить с арендаторов, составляет 8,06 млн руб. До 60% баллов заказчик присуждает за наибольшую цену контракта, до 15% за квалификацию участника, до 10% за уровень обслуживания, до 10% — за линейку способов оплаты.
Игорь Шмаков в своей жалобе отмечает, что МКУ ограничило конкуренцию тем, что требует от операторов устанавливать только прямоугольные водоматы, утвержденные администрацией. В этом случае в конкурсе смогут участвовать только те, у кого уже есть такие нестационарные торговые объекты или финансовые возможности для их покупки, отметил он.
Единый вид торговых автоматов разработан в МБУ «Центр городского дизайна». Согласно прикрепленным к конкурсной документации эскизам, будки площадью до 6 кв. м имеют прямоугольную форму, выполнены в коричневом цвете, украшены башкирскими орнаментами в виде ромбов белого и черного цветов.
Заявитель отмечает, что запрашивал организатора конкурса о возможности использовать объекты других форм и размеров, на что получил отрицательный ответ.
Игорь Шмаков занимается продажей питьевой воды в Казани в автоматах, выполненных в форме 19-литровой бутыли, и планировал выйти на рынок Уфы. Он полагает, что конкурс проводится под конкретного игрока, у которого уже закуплено оборудование.
По словам уфимского ИП Линара Сагидуллина, такие водоматы использует, например, ООО «Живая вода», образованное в Гафурийском районе. Компания «Живая вода», по данным kartoteka.ru, до августа 2019 года принадлежала «Газпром нефтехим Салавату», а теперь ею владеет предприниматель Рамиль Закиров. Созвониться с предпринимателем вчера не удалось: его прямого номера нет в открытых источниках.
Директор МКУ «Управление наружной рекламы и информации» Алмас Фагамов сообщил "Ъ", что при формировании условий конкурса управление руководствовалось решением городских депутатов, принятым в феврале 2019 года. В нем говорится, что проект нестационарных торговых объектов в городе разрабатывается предпринимателем самостоятельно, в том числе на основе эскиза типового объекта, утвержденного мэрией. По словам господина Фагамова, МКУ исходит из того, чтобы торговые объекты в Уфе были не разнотипные, а «красивые, эстетичные и комфортные».
Курс на унификацию дизайна торговых объектов власти Уфы взяли еще в 2018, сразу после назначения сити-менеджером Ульфата Мустафина. Его тогда возмутил дизайн киоска-вагончика с шаурмой, и оформление магазина сети «Красное и белое». «Прямо напротив горсовета. У нас никто на такие вещи не смотрит, что ли», — спросил тогда подчиненных глава администрации.
Партнер адвокатского бюро «Бишенов и Партнеры» Даханаго Нагоева полагает, что заказчик вправе определить требования к внешнему виду торгового объекта в зависимости от рекомендаций городских властей. «Сомнительно полагать, что такое условие направлено на нарушение антимонопольного законодательства», — полагает юрист.
Наш комментарий:
Роман Речкин, INTELLECT, специально для газеты «КоммерсантЪ»:
В то же время старший партнер юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин считает, что из решения горсовета не вытекает категорическое требование о прямоугольной форме водомата. «Я не увидел в положении такого категорического требования к форме НТО. Проект разрабатывается собственником торгового объекта самостоятельно, в том числе исходя из утвержденных эскизов. На мой взгляд, организатор конкурса вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Перспективы обжалования торгов в данном случае достаточно высоки, поскольку, установив требования к форме киосков, мэрия ограничила круг участников размещения заказа, причем — избыточно, без разумных экономических или иных причин», — отмечает эксперт. Для обоснования законности выдвинутых требований мэрии придется обосновать, что требуемая форма киоска как-то связана с предметом размещения заказа, то есть исходя из характеристик товара или иных законных интересов потребителей оказание услуг возможно только в киосках установленной формы, резюмировал Роман Речкин.
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>