print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Белоруссия будет бороться с тунеядцами

Минфин Белоруссии сообщил о подготовке к введению нового налога – на тунеядство.

Анна Устюшенко, ИНТЕЛЛЕКТ-С: «Налицо противоречие вводимых норм международным принципам в сфере трудовых отношений»

Журнал «Трудовое право», №12/2013

Соответствующий законопроект уже подготовлен властями. Как предполагается, сумма налога за подобный образ жизни составит 2,6 млн белорусских рублей (что эквивалентно около 280 долл США) в год. По каким основаниям граждане страны будут признаваться тунеядцами, пока не сообщается.

Чиновники считают, что таким образом может быть восстановлена социальная справедливость и пополнен бюджет, в частности, компенсированы затраты на медицину и образование, предоставляемые всем бесплатно.

Если законопроект будет принят, то его можно будет назвать первой попыткой возродить само понятие «тунеядства» со времен Советского Союза.

Наш комментарий:

Анна Устюшенко, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для журнала «Трудовое право»:

Если санкции за неуплату вводимого налога будут значительными, можно прогнозировать рост «фиктивных» трудоустройств.

Белоруссия всегда была неким островком социализма на просторах постсоветского пространства. Поэтому неудивительно, что именно там родилась идея «достать с антресолей» институт ответственности за тунеядство (неосуществление трудовой деятельности).

Введение налога на неработающих граждан, по мнению разработчиков законопроекта, должно пополнить бюджет средствами, необходимыми для обеспечения бесплатной медицины, образования и пр. Между тем представляется весьма сомнительным соответствие средств поставленным целям.

Во-первых, сложно представить, что не имеющий дохода гражданин (реально не работающий) будет платить налог – ему попросту не с чего это делать.

Во-вторых, нельзя заставить человека работать, если он того не хочет. Как следствие – не имеющий дохода налогоплательщик, не исполняющий свои обязательства.

Если санкции за неуплату вводимого налога будут значительными, можно прогнозировать рост «фиктивных» трудоустройств – заключения трудовых договоров «для галочки» на условиях минимальной заработной платыв целях уклонения от уплаты налога. При этом, конечно же, речь не пойдет о том, что работник, заключивший такой трудовой договор, станет работать. Скорее всего, он будет просто числиться в штате, а зарплату по договору получать тот работник, кто фактически работу выполняет (в лучшем случае). В худшем – эта ситуация приведет к пышному цвету «коррупции» на низшем уровне: зарплата по фиктивным трудовым договорам будет уходить в карман руководителей, а фактическое количество сотрудников может оказаться в разы меньше штатного, что свойственно государственным и муниципальным учреждениям, финансируемым из бюджета.

Таким образом, лечение одного экономического недуга может привести к возникновению или росту другого.

Если же не пытаться учитывать экономический аспект нововведения, а рассматривать законопроект исключительно с точки зрения права, то спорных моментов возникает еще больше. Налицо противоречие вводимых норм международным принципам в сфере трудовых отношений, в основе которых лежит право на труд, а не обязанность. При этом нужно учитывать, что «право на труд» уходит своими корнями вглубь истории развития общества и противопоставляется «обязанности» трудиться как признаку несвободного общества периода рабства.

Полагаю, что законодателю дружественного государства может стоить больших усилий отстоять нововведение в судах в случае вынесении данного вопроса на международный уровень.

кадровое делопроизводство, сокращение персонала, трудовые споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности