*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Белоруссия будет бороться с тунеядцами
Минфин Белоруссии сообщил о подготовке к введению нового налога – на тунеядство.
Журнал «Трудовое право», №12/2013
Соответствующий законопроект уже подготовлен властями. Как предполагается, сумма налога за подобный образ жизни составит 2,6 млн белорусских рублей (что эквивалентно около 280 долл США) в год. По каким основаниям граждане страны будут признаваться тунеядцами, пока не сообщается.
Чиновники считают, что таким образом может быть восстановлена социальная справедливость и пополнен бюджет, в частности, компенсированы затраты на медицину и образование, предоставляемые всем бесплатно.
Если законопроект будет принят, то его можно будет назвать первой попыткой возродить само понятие «тунеядства» со времен Советского Союза.
Наш комментарий:
Анна Устюшенко, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для журнала «Трудовое право»:
Белоруссия всегда была неким островком социализма на просторах постсоветского пространства. Поэтому неудивительно, что именно там родилась идея «достать с антресолей» институт ответственности за тунеядство (неосуществление трудовой деятельности).
Введение налога на неработающих граждан, по мнению разработчиков законопроекта, должно пополнить бюджет средствами, необходимыми для обеспечения бесплатной медицины, образования и пр. Между тем представляется весьма сомнительным соответствие средств поставленным целям.
Во-первых, сложно представить, что не имеющий дохода гражданин (реально не работающий) будет платить налог – ему попросту не с чего это делать.
Во-вторых, нельзя заставить человека работать, если он того не хочет. Как следствие – не имеющий дохода налогоплательщик, не исполняющий свои обязательства.
Если санкции за неуплату вводимого налога будут значительными, можно прогнозировать рост «фиктивных» трудоустройств – заключения трудовых договоров «для галочки» на условиях минимальной заработной платыв целях уклонения от уплаты налога. При этом, конечно же, речь не пойдет о том, что работник, заключивший такой трудовой договор, станет работать. Скорее всего, он будет просто числиться в штате, а зарплату по договору получать тот работник, кто фактически работу выполняет (в лучшем случае). В худшем – эта ситуация приведет к пышному цвету «коррупции» на низшем уровне: зарплата по фиктивным трудовым договорам будет уходить в карман руководителей, а фактическое количество сотрудников может оказаться в разы меньше штатного, что свойственно государственным и муниципальным учреждениям, финансируемым из бюджета.
Таким образом, лечение одного экономического недуга может привести к возникновению или росту другого.
Если же не пытаться учитывать экономический аспект нововведения, а рассматривать законопроект исключительно с точки зрения права, то спорных моментов возникает еще больше. Налицо противоречие вводимых норм международным принципам в сфере трудовых отношений, в основе которых лежит право на труд, а не обязанность. При этом нужно учитывать, что «право на труд» уходит своими корнями вглубь истории развития общества и противопоставляется «обязанности» трудиться как признаку несвободного общества периода рабства.
Полагаю, что законодателю дружественного государства может стоить больших усилий отстоять нововведение в судах в случае вынесении данного вопроса на международный уровень.