print

30 млн за подержанный седан

Петербуржец отсудил более 30 миллионов за неисправный автомобиль, который дилер не смог починить за месяц.

Жилищное право | №3 за 2023 год

Мужчина купил подержанный, но еще сохранявший заводскую гарантию люксовый седан, а потом больше месяца ждал его из ремонта, чтобы снова получить неисправным, сообщает fontanka.ru.

Серо-зеленый Genesis G90 2018 года выпуска истец приобрел в ноябре 2021 года за 2,98 миллиона рублей. Согласно ПТС, изготовителем автомобиля является ООО «Эллада Интертрейд», а гарантийный срок по договору составляет 4 года с момента продажи первому покупателю, без ограничений по пробегу. Гарантия начала действовать в марте 2019 года.

На третьем году гарантийного срока у машины обнаружились неполадки: отказали кнопки регулировки заднего левого сиденья, загорелась обшивка подушки безопасности, а багажник не всегда открывался с кнопки и ключа. Владелец обратился за гарантийным ремонтом к официальному дилеру.

Согласно разъяснению Верховного суда РФ, договор купли-продажи автомобиля может быть расторгнут на основании Закона «О защите прав потребителей», если в течение хотя бы одного года гарантии владелец не мог им пользоваться более 30 дней. Genesis пробыл в ремонте у дилера 35 дней и вернулся к хозяину 30 декабря 2021 года. Со слов мастера, в рабочем состоянии. Однако в праздники левое заднее сиденье автомобиля снова перестало регулироваться. Когда истец снова привез машину к дилеру, ему сказали, что придется подождать какое-то время, чтобы ее приняли в работу.

В итоге суд взыскал с производителя в пользу покупателя не только ту сумму, что он потратил на покупку машины, но и более 30 млн рублей компенсации за убытки и просрочки. В общую сумму вошли почти 11 млн рублей разницы в стоимости автомобилей, 8,5 млн рублей неустойки за просрочку удовлетворения требования о возврате стоимости товара, аналогичная неустойка в размере 0,5% от стоимости соответствующего товара, 15,7 млн рублей за каждый день просрочки, пока решение суда не будет исполнено, 50 тысяч рублей компенсации морального вреда, 11,3 млн рублей штрафа, 8 тыс. рублей за расходы на оценку рыночной стоимости автомобиля, 126 тыс. рублей расходов на две судебные экспертизы, 60 тыс. рублей за услуги представителя и еще 45,5 тыс. рублей за госпошлину.

Наш комментарий:

Елена Соплина, INTELLECT, специально для журнала «Жилищное право»:

Сумма присужденных к выплате неустоек явно свидетельствует о ее несоразмерности: это не просто возмещение издержек истца, а средство его обогащения.

Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT:

Кировский районный суд города Санкт-Петербурга, удовлетворяя исковые требования, исходил только из наличия перечисленных в Законе «О защите прав потребителей» оснований для отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи и возврата стоимости автомобиля. А именно – из того, что истец, приобретший подержанный бизнес-седан GENESIS G90 2018 года выпуска, не мог пользоваться им более 30 дней на третьем году гарантийного срока вследствие длительного гарантийного ремонта.

Однако полагаю, что суд не в полной мере учел толкование абз. 11 п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»: согласно п. 6 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанных с реализацией товаров и услуг» от 17 октября 2018 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ, расторжение договора купли-продажи по этому основанию возможно при наличии совокупности следующих обстоятельств:

• невозможность в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться автомобилем более 30 дней;
• невозможность использования обусловлена неоднократным ремонтом;
• во время ремонтов устранялись разные недостатки товара.

Вопреки позиции ВС РФ, суд в своем решении не указал, устранялись ли во время ремонта автомобиля на третьем году эксплуатации разные недостатки, хотя этот вопрос является значимым для принятия решения о расторжении договора и возврата стоимости автомобиля. Из мотивировочной части решения следует, что ремонт автомобиля GENESIS заключался в замене узла электронного блока управления левым задним сиденьем, т.е. исправлялась только одна проблема. Следовательно, в данном случае отсутствуют признаки неоднократности устранения недостатков и их различности.

Поэтому, на мой взгляд, оснований для возврата стоимости автомобиля не имеется.
Сумма присужденных к выплате неустоек – более 30 млн рублей – явно свидетельствует о ее несоразмерности: это не просто возмещение издержек истца, а средство его обогащения. Автомобиль был приобретен истцом за 2,98 млн рублей, следовательно, размер компенсации составляет более 600% от стоимости транспортного средства. Без сомнения, в данном случае потребителю присуждена необоснованная выгода.

Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, сведения о среднем размере платы по краткосрочным кредитам, которые выдаются предпринимателям на пополнение оборотных средств. Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд, как правило, снижает ее, причем многократно.

Также достаточно спорным представляется вывод суда о том, что первоначальный владелец седана является потребителем исходя из преамбулы Закона «О защите прав потребителей», хотя материалами дела подтвержден факт использования автомобиля в предпринимательских целях – для перевозки пассажиров и багажа. При таких обстоятельствах Закон «О защите прав потребителей» не подлежит применению при последующих претензиях, даже если они возникли у следующего владельца, купившего автомобиль на вторичном рынке. А значит, на производителя не могут быть наложены завышенные штрафные санкции со стороны «вторичного» покупателя, равно как и нет оснований для расторжения договора купли-продажи в связи с невозможностью использовать автомобиль более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения различных дефектов.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

коммерческие споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности