Обращение с ТКО: судебная практика
Актуальные позиции Верховного Суда РФ по делам, касающимся обращения с твердыми коммунальными отходами.
Куньщикова Дарья Андреевна
Нужно ли оплачивать услуги регионального оператора за период, когда договор на оказание услуг по обращению с ТКО еще не был заключен? Кто должен вносить плату за услуги по обращению с ТКО – арендатор или арендодатель? Можно ли произвести перерасчет платы за ТКО за период отсутствия (непроживания) собственника в квартире? Как и где надлежит обустроить площадку накопления ТКО, когда площади участка придомовой территории МКД для этого недостаточно?
В 2019 году в России началась так называемая «мусорная реформа»: услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) стала коммунальной. Цель реформы — сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов. За организацию сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО на территории субъекта РФ теперь ответственно определенное юридическое лицо – региональный оператор.
Споры, связанные с началом действия «мусорной реформы», «добрались» до Верховного Суда в минувшем году, и в декабре ВС опубликовал Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023, далее – Обзор).
В Обзор вошло более 50 правовых позиций по вопросам обращения с ТКО, большинство из которых представляют интерес. Дарья Куньщикова, ведущий юрист INTELLECT, рассматривает некоторые из них.
1. Если между региональным оператором и собственником ТКО не оформлен письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, то за этот период услуги оказываются и оплачиваются в соответствии с условиями типового договора (п. 2 Обзора).
Собственник ТКО обязан заключить типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО; по соглашению сторон он может быть дополнен другими, не противоречащими законодательству, положениями.
Что же касается взаимодействия регионального оператора и собственников ТКО до дня заключения договора на индивидуальных условиях, услуги по обращению с ТКО оказываются региональным оператором и подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.
Таким образом обеспечивается принцип стабильности гражданского оборота. Иной подход допускал бы возможность избежать заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и их оплаты в обход требований закона об обязательности заключения такого договора с региональным оператором.
2. В отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике объекта недвижимости (п. 7 Обзора).
Презюмируется, что собственником ТКО является собственник объекта недвижимости, в результате деятельности которого образуются ТКО.
Региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями в зданиях и многоквартирных домах, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора. Следовательно, по общему правилу региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний по оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о собственнике имущества.
Вместе с тем указанная презумпция может быть опровергнута при заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО между арендатором помещения и региональным оператором. В этом случае обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на арендаторе помещения (Определение ВС РФ от 05.10.2023 №306-ЭС23-9063 по делу №А55-29850/2021).
Таким образом, если арендодатель недвижимого имущества желает возложить на арендатора обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО, целесообразно внести в договор аренды соответствующее условие.
3. Если собственник вообще не проживает в квартире, плата за ТКО на период его отсутствия (непроживания) не пересчитывается. Если же потребитель проживает в квартире, но временно отсутствует, то плата пересчитывается независимо от того, исчисляется ли она исходя из количества проживающих или из общей площади жилого помещения (п. 18 и 19 Обзора).
Данный вопрос — злободневная тема сферы ЖКХ.
Перерасчет может быть произведен за периоды именно временного отсутствия гражданина по причинам невозможности его проживания в жилом помещении в ограниченный четкими временными рамками период (командировка, стационарное лечение, нахождение в учебном заведении и т.п.).
Так, перерасчет предоставляется жильцам, временно – то есть более 5 полных календарных дней подряд – отсутствующим в жилом помещении (в связи с отпуском, командировкой или по любым другим причинам). Для этого необходимо до отъезда или не позднее 30 дней после возвращения обратиться в управляющую компанию или к региональному оператору с заявлением о перерасчете, приложив документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (турпутевки, авиабилеты и т.п.).
Между тем неиспользование лицом жилых помещений (отсутствие потребителя в принадлежащей ему на праве собственности квартире по причине постоянного проживания по другому адресу) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя» и не освобождает собственника от бремени содержания своего имущества, а постоянное проживание в ином жилом помещении не может быть признано временным отсутствием, являющимся основанием к перерасчету платы за обращение с ТКО (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.10.2022 №Ф07-14196/22 по делу №А21-13144/2021 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 28.02.2023 №307-ЭС22-29806), Постановление КС РФ от 02.12.2022 №52-П).
Что же касается периода временного отсутствия граждан, то перерасчет платы за оказание услуги по обращению с ТКО допускается в случае ее исчисления как исходя из количества постоянно или временно проживающих граждан, так и исходя из общей площади жилого помещения.
В Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2022 №3212-О отмечено, что отсутствует нормативное регулирование, препятствующее проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении потребителя, которым соблюден нормативно установленный порядок обращения за перерасчетом и представлены документы, подтверждающие факт его временного отсутствия в жилом помещении и продолжительность такого отсутствия, а также связывающее возможность перерасчета платы с определенным способом ее исчисления.
4. Создание площадок накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в МКД вправе лишь принять решение о создании контейнерной площадки на собственном земельном участке, относящемся к общему имуществу (п. 24 Обзора). А размещение контейнерной площадки ближе минимально допустимого санитарными правилами расстояния до многоквартирного дома нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду (п. 25 Обзора).
Почему позиция ВС РФ по данному вопросу любопытна? Специфика современной жилищной застройки не всегда позволяет обустроить в границах земельного участка, сформированного под МКД, площадку накопления ТКО с соблюдением установленных требований. Во многих МКД ее можно организовать только посередине двора (место, которое зачастую отводится под благоустройство двора и установку детской площадки), что, безусловно, не удовлетворяет собственников помещений МКД.
В то же время СанПиН установлено, что расстояние от контейнерных или специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок, организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний.
Таким образом, размещение во дворе жилого дома контейнерной площадки, не соответствующей требованиям СанПиН, нарушает право жильцов на благоприятную окружающую среду. В такой ситуации ее размещение на придомовой территории МКД недопустимо.
При отсутствии возможности обустроить площадку накопления ТКО на придомовой территории МКД с соблюдением СанПиН и в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД, размещение контейнерной площадки возможно только на публичном земельном участке (за пределами территории МКД).
Обязанность по ее созданию возложена на орган местного самоуправления, а не на управляющую организацию. Последняя может создать место для накопления ТКО только на основании решения общего собрания собственников и лишь на земле под МКД, которая относится к общему имуществу жильцов.
Данный вывод ВС РФ изложен в Определениях от 28.12.2023 №301-ЭС23-14328 по делу №А11-12937/2019, от 28.12.2023 №301-ЭС23-14417 по делу №А11-12585/2019, от 07.03.2024 №306-ЭС23-17909 по делу №А55-1285/2022. Стоит также отметить, что Верховный Суд в этих определениях не согласился с позицией нижестоящих судов, которые возложили такую обязанность на управляющую компанию.
***
Всего в Обзоре восемь разделов, среди которых также можно найти ответы на вопросы по накоплению отходов, созданию площадок, ликвидации свалок, договорным отношениям, ценообразованию в области обращения с ТКО, квалификации нарушений по КоАП РФ и пр.
Материал подготовлен специально для сайта INTELLECT
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>