print

Налоговые события, которыми запомнился 2023-й

Каким был минувший год в сфере налогового регулирования бизнеса и чего ждать от 2024-го.

Главным налоговым событием 2023 года, затронувшим всех налогоплательщиков, стало, безусловно, вступление в силу норм НК РФ о едином налоговом счете (ЕНС) и собственно запуск единого налогового счета, в связи с чем с января 2023 года большинство налогоплательщиков испытали серьёзный стресс: начальное сальдо по ЕНС у них либо не отражалось в личном кабинете, либо отражалось некорректно.

Проблема была настолько массовой и серьёзной, что ФНС РФ уже в конце января 2023 года пришлось объявить о приостановлении принятия решений о блокировках счетов должников — сначала до 1 марта 2023 года, затем эти сроки несколько раз продлевались.

Несмотря на оптимистичные заверения ФНС РФ об оперативном устранении недостатков, проблему некорректного сальдо ЕНС государство пыталось решить всё первое полугодие 2023 года, но даже сейчас эта проблема, хотя и носит существенно менее массовый характер, полностью не решена.

Кроме того, уплата налогов через ЕНС выявила ряд существенных проблем этого института, о которых разработчики закона либо не подумали, либо сочли их несущественными. Это и разделение момента зачисления денежных средств на ЕНС и момента уплаты налога, и смешение денежных средств налогоплательщика и налогового агента, и проблема учёта пени, начисленной по решениям о привлечении к налоговой ответственности (с 1 января 2023 года в решениях о привлечении к налоговой ответственности размер начисленной пени не указывается; налогоплательщик точную сумму пени даже не знает, но эти пени учитываются на ЕНС и формируют отрицательное сальдо по ЕНС, не давая возможности уплачивать текущие налоги).

Главная же, на мой взгляд, выявленная в 2023 году проблема ЕНС — его полная непрозрачность для налогоплательщиков. Даже видя в личном кабинете сальдо по ЕНС, вы никаким образом не сможете понять, как и из чего это сальдо сложилось. Когда сальдо корректное, то есть сумма совпадает с данными налогового учёта налогоплательщика, это несущественно. Проблема возникает в ситуации, когда сальдо ЕНС некорректно. Налогоплательщик сталкивается с тем, что он никаким образом не может понять, как получилось сальдо ЕНС по данным налогового органа, из каких сумм и как оно сложилось, — ни из личного кабинета налогоплательщика, ни путём запроса справки о сальдо ЕНС, ни путём проведения сверки с налоговым органом. Отчасти это связано с тем, что ЕНС — это «общий котёл», в котором учитывается сальдо по всем платежам и всем налогам (включая возвраты, уплату процентов и т.п.), а в российском бухгалтерском учёте каждый налог (сбор) считается отдельно. Но главное, что программное обеспечение ФНС, обеспечивающее функционирование ЕНС, изначально не обеспечивает прозрачность формирования сальдо для налогоплательщиков. ФНС РФ, к сожалению, это проблемой не считает.

При этом ФНС РФ декларировала и декларирует, что единый налоговый счет «создан для удобства налогоплательщиков». К концу 2023 года стало ясно, что фактически ЕНС облегчает только списание налогов бюджету, а не жизнь предпринимателей. Об «уплате налога одной платёжкой» всерьёз уже говорить нельзя, с января 2024 года кроме этой «одной платёжки» об уплате налога налогоплательщик обязан ежемесячно подавать, как минимум, два уведомления об исчисленных суммах налога — по НДФЛ, уплачиваемому им как работодателем.

Второе налоговое событие 2023 года — приостановка 8 августа Президентом РФ действия отдельных положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения с 38 странами. Для большей части российского бизнеса негативные последствия приостановки СИДН носят, к счастью, только косвенный характер. Они связаны с тем, что их поставщики — из Европы, США и прочих стран, а эти страны были отнесены к «недружественным» юрисдикциям и включены в «чёрный список» Минфина РФ (в котором до этого были только офшоры). Последствиями включения в «чёрный список» Минфина РФ является, во-первых, ужесточение контроля ФНС РФ за ценами таких сделок, во-вторых, отмена послаблений по порядку определения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Но в целом эта инициатива, на мой взгляд, безусловно, негативна, это ещё один фактор изоляции экономики России, ограничения деловых связей и контактов.

В-третьих, 2023 год запомнился нам введением нового «налога на сверхприбыль». Проблема даже не в самом «налоге на сверхприбыль» — этот налог коснулся исключительно крупного бизнеса. Но чтобы его ввести, потребовалось изменить Налоговый кодекс, дополнив его нормой о том, что налоги могут быть разовыми (так называемые «налоги разового характера» — п. 8 ст. 12 НК РФ). До этого российское законодательство возможности установления «разовых» налогов не допускало, сейчас этот ящик Пандоры открыт. Что именно государство завтра решит обложить «разовым налогом», вопрос отдельный.

Ну, и в-четвёртых, под занавес 2023 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. №539-ФЗ были ужесточены правила налогового администрирования, прежде всего, в том, что касается трансфертного ценообразования (ТЦО) в отношениях с подконтрольными иностранными компаниями (КИК). В том числе заметно увеличиваются штрафы за нарушения в этой сфере. Например, за занижение налогоплательщиком сумм налога в результате искажения цен в контролируемых сделках (п. 1 ст. 129.3 НК РФ) вместо штрафа в 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей, с 1 января 2024 года введён штраф в размере 100% от неуплаченной суммы налога, но не менее 500 000 рублей.

Также этим законом предусмотрены временные послабления для российских организаций в связи с приостановлением действий СИДН: налоговые агенты (российские организации) при определённых условиях освобождаются от обязанности по удержанию налога с некоторых доходов, выплачиваемых иностранным организациям. Однако эти послабления временные и касаются ограниченного перечня доходов.

Говоря об ожиданиях от 2024 года, нужно учитывать, что в федеральном бюджете на 2024 год предусмотрен рост ВВП (то есть рост экономики) на 2,3%, при этом доходы бюджета должны увеличиться по отношению к 2023 году на 22,3%. И 14% из этих 22,3% должна принести в бюджет Федеральная налоговая служба. Поэтому мы ожидаем ужесточения налогового администрирования. При относительно небольшом количестве выездных проверок мы готовимся к существенному увеличению количества требований в рамках предпроверочного анализа в отсутствие каких-либо проверок. Мы ожидаем увеличения существующих штрафов и введения новых, ждём бесконечного «закручивания гаек» в регуляторной сфере, готовимся к ужесточению контроля над бизнесом, увеличению объёма и усложнению отчётности, особенно в отношении операций с иностранным элементом, в рамках ТЦО. Потому что, давайте откровенно, кроме как с бизнеса получить дополнительные 22,3% доходов бюджету неоткуда. С таким настроением в сфере налогового администрирования мы входим в 2024 год.

Источник: материал Романа Речкина, INTELLECT, для газеты «ЭЖ-Юрист»

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

налоговое планирование, налоговое право, налоговые проверки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности