print

«Ложнопубличный» сервитут и его оспаривание

Процессуальный порядок оспаривания решения об установлении публичного сервитута.

Как известно, наряду с настоящими публичными сервитутами – предназначенными для удовлетворения потребностей неопределенного круга лиц  у нас пять с половиной лет назад появились еще и «ложнопубличные» сервитуты, предусмотренные главой V.7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), цели установления которых являются сугубо частными. Однако процедура их установления административная – как для публичных.

Такие сервитуты устанавливаются решением административного органа, на основании которого вносится запись в ЕГРН об обременении земельного участка публичным сервитутом. С момента записи в ЕГРН сервитут считается установленным (п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ).

В то же время лицам, являющимся правообладателями земельных участков, обремененных публичными сервитутами, не направляется формальных уведомлений ни о рассмотрении вопроса об установлении сервитута, ни о вынесении решения о его установлении, ни о регистрации публичного сервитута в ЕГРН. Они могут узнать об этом случайно либо тогда, когда, наконец, лицо, в интересах которого установлен такой сервитут, направит такому правообладателю проект соглашения о порядке осуществления публичного сервитута (ст. 39.47 ЗК РФ).

Вполне логично здесь, что п. 9 ст. 39.43 ЗК РФ предусматривает специальное правило отсчета срока, в течение которого может быть оспорено решение об установлении публичного сервитута – 30 дней со дня получения проекта соглашения о порядке осуществления публичного сервитута.

Вопрос: в какой процессуальной форме должно производиться такое оспаривание – в исковом производстве или в порядке оспаривания ненормативных актов (для СОЮ можно обозначить это противопоставление как по ГПК или по КАСу)?

С одной стороны, п. 9 ст. 39.43 ЗК РФ прямо говорит именно об оспаривании административного решения об установлении публичного сервитута, т.е. намекает на административное производство. Административным ответчиком/заинтересованным лицом в таком варианте должен быть публичный орган, издавший акт об установлении публичного сервитута. Лицо же, в чьих интересах установлен такой сервитут, в такой процесс должно быть привлечено третьим лицом.

С другой стороны, если мы исходим из того, что сервитут возник с момента регистрации (а интересант нередко направляет предложение о заключении соглашения спустя очень существенное время после того, как было вынесено решение об установлении публичного сервитута, так что регистрация происходит гораздо раньше этого момента), то у лица, в интересах которого установлен такой ложнопубличный сервитут, уже есть гражданское – сервитутное – право. Более того, его право зарегистрировано в ЕГРН. А раз так, опровержение его права должно бы производиться в исковом порядке – путем иска о признании сервитута отсутствующим, причем ответчиком должен быть тот, в чьих интересах установлен сервитут, а публичный орган, принявший решение о нем, – только лишь третьим лицом.

Поизучав судебную практику, я вижу, что господствующим является все-таки первый подход – оспаривание административного акта.

Но как же быть с тем, что сервитут к этому времени как субъективное право уже установлен? Видимо, только признавать, что в действительности такой ложнопубличный сервитут возникает вовсе не с момента регистрации в ЕГРН, что бы там ни было написано в п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ, а с момента заключения соглашения о порядке осуществления такого севритута либо фикции его заключения по п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ. Запись же о таком сервитуте в ЕГРН, которая была внесена много раньше, видимо, следует рассматривать как некую предварительную отметку о потенциальном будущем сервитуте.

Источник: заметка Александра Латыева, INTELLECT, в блоге на сайте Zakon.ru

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

«

земельное право, недвижимость, споры по недвижимости

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности