*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Как закон регулирует рекламу в Интернете
Разъяснения ФАС России о том, как применять закон о рекламе в Интернете.
Свои разъяснения об особенностях применения законодательства при размещении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (письмо ФАС России от 28.08.2015 года №АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет») ФАС России направил региональным управлениям в рамках оказания методической помощи. Несмотря на кажущуюся простоту, некоторые моменты требуют комментариев.
Итак,
Не является рекламой в Интернете:
1. Информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца товаров или на страницах в социальных сетях, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования (алкогольные компании могут вздохнуть спокойно — на своих сайтах им можно публиковать ассортимент и другую информацию).
Примеры:
- компания, реализующая бытовые товары, размещает у себя на сайте каталог, фото товаров, их описание и цену – Закон «О рекламе» на эту информацию не распространяется;
- эта же компания размещает свой баннер на другом сайте – Закон «О рекламе» распространяется и на рекламодателя, и на рекламораспространителя.
2. Информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах-агрегаторах (на сайтах, где аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой).
Примеры: сайты скидок, купонаторы.
Вот это очень спорная позиция. Следуя такой логике, следует выводить из-под действия Закона о рекламе и специализированные рекламные оффлайновые издания.
Скорее всего, комиссия, получив жалобу на нарушение рекламного законодательства в представленной на таком сайте информации, все-таки будет рассматривать ее по существу, выявляя конкретного рекламодателя и привлекая к ответственности именно его. А сайт-агрегатор, как следует из разъяснений ФАС, не будет отвечать за ненадлежащую рекламу (например, если заявленная скидка на товар не соответствует действительности).
3. Результаты поисковой выдачи не являются рекламой и не регулируются законодательством о рекламе, потому что такая информация является результатом обработки поискового запроса пользователя и не направлена на формирование и поддержание интереса к какому-либо товару.
Является рекламой в Интернете:
- информация на сайте рекламодателя или в его группе в соц. сети, направленная на привлечение особого внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер);
- контекстная реклама (Яндекс.Директ и аналогичные).
ФАС выходит в Сеть
Не лишним будет напомнить о том, как ФАС будет выявлять ненадлежащую рекламу в Интернете. Это могут быть мероприятия по систематическому отслеживанию информации на интернет-ресурсах, обращения граждан и заинтересованных лиц (чаще всего, конкурентов), общественных организаций и других контрольных ведомств (при межведомственном сотрудничестве, например, с Роскомнадзором). В общем, то же самое происходит и в оффлайне. Принципиальная разница лишь в способах фиксирования фактов размещения рекламы.
Сотрудники ФАС вправе фиксировать факты выявления рекламы любыми способами, например:
- акт осмотра сайта;
- принт-скрины (терминология ФАС) страниц сайта;
- архив Интернета (archive.org/web/).
В общем, перечень способов фиксации не ограничен, достаточно будет даже фотографии монитора с открытой веб-страницей. И да — ФАС знает об архиве Интернета.
Проблемы регулирования рекламы в Интернете
В конце 2015 года Роскомнадзор выступал с инициативой о специальном регулировании таргетированной рекламы, поскольку для ее показа используются персональные данные. ФАС, в свою очередь, отмечал, что не видит в контекстной рекламе какой-то особой проблемы, требующей специального законодательного урегулирования.
Вместе с тем, определенные проблемы, связанные с особенностями распространения рекламы в Интернете, существуют.
Как известно, контекстная реклама показывается пользователю в зависимости от его поведения в Сети. И все чаще звучат жалобы о том, что контекстная реклама преследует повсеместно. Причем такая реклама может быть показана даже в тех случаях, когда пользователь каких-то очевидных действий по выявлению его предпочтений не совершал (например, не искал определенный товар в поисковике, а обсуждал его с друзьями в приватной переписке).
Учитывая повсеместное распространение смартфонов и других умных гаджетов, некоторые эксперты полагают, что установленные в нем приложения получают доступ к микрофону (или камере) и слышат разговоры пользователи. Далее эта персональная информация может быть продана рекламораспространителям и использована для таргетинга.
А поскольку рекламодателю выгоднее показывать свое объявление целевой аудитории, то технологии таргетирования рекламы по различным показателям развиваются, как и способы получения и обработки персональных данных.
Однако далеко не все пользователи желают делиться своей частной жизнью. Поэтому считаю, что государственные органы будут продолжать работу в законодательном регулировании рекламы в Интернете именно в этом направлении. Причем определенные шаги уже сделаны.
Так, статьей 18.1 Федерального закона «О персональных данных» предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего сбор персональных данных с использованием Интернета, публиковать его политику обработки персональных данных. А с 1 июля 2017 года увеличатся штрафы за неправомерную обработку персональных данных.
Предполагаю, что следующим шагом может быть определена и ответственность рекламодателя за использование персональных данных в целях показа контекстной таргетированной рекламы в Интернете.
Выводы
Что касается ответственности за ненадлежащую рекламу, то штрафы за «онлайн-ошибки» не увеличатся. Также рекламодатели по-прежнему отвечают за любые нарушения Закона «О рекламе», а рекламораспространители и рекламопроизводители только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Будьте внимательны! Своим разъяснением ФАС четко дал понять: рекламный рынок в Интернете уже под его контролем.
Источник: статья Михаила Хохолкова, ИНТЕЛЛЕКТ-С, в блоге на сайте Mediapravo.com
Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>