*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
А ВАС не спрашивают
В результате «упразднения» ВАС РФ будут отменены и утрачены все наработки и достижения арбитражной системы за последние 20 лет.
Последние несколько месяцев достаточно горячие споры вызывала реформа Российской академии наук. Ученые обсуждали предлагаемые изменения, протестовали, доходило даже до митингов. Однако, в данном случае обсуждался существующий и известный научной общественности законопроект и самое главное — предложения научного сообщества были в итоге частично учтены.
На этом фоне абсолютно поразительно выглядит «реформа» российского судоустройства, инициированная Президентом РФ Путиным В.В. 21 июня 2013 года он выступил с предложением «объединить Верховный и Высший арбитражный суды», что, по его словам, необходимо для «обеспечения единого подхода к разрешению споров физических лиц и предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления».
Необходимо отметить, что сама цель реформы в виде «обеспечения единого подхода к разрешению споров», выглядит сомнительно. Можно конечно вылечить зуб путем отрубания головы, но вряд ли это разумно. Единообразие судебной практики может быть обеспечено гораздо менее радикальными способами, от совместных постановлений Пленумов ВАС РФ и ВС РФ до точечного изменения законодательства, которое применяется судами неодинаково. Очевидность этого тезиса, который тем не менее — власть не хочет обсуждать, породил конспирологические теории об «истинных» целях реформы, от мести «свободомыслящим судьям ВАС» до создания должности председателя «суперсуда» персонально для Медведева Д.А.
При этом, хотя в это сложно поверить, но кардинальная и серьезнейшая реформа российской судебной системы — не обсуждалась предварительно ни с юридическим сообществом, ни даже с самими судьями.
Еще более сложно поверить, но, устанавливая минимальный шестимесячный срок для такой реформы, государство до сих пор не имеет ни соответствующих законопроектов, ни даже детального описания реформы. Очевидно, что такая «реформа» потребует внесения изменений в Конституцию РФ, но исключение из Конституции РФ слов «Высший Арбитражный Суд РФ» и «арбитражные суды» - это самая простая часть дела.
ВАС РФ органично вписан в судебную систему РФ, поэтому его «упразднение» повлечет множество проблем и вопросов, от финансирования арбитражных судов и обеспечения их единообразной практики до судьбы сотрудников аппарата ВАС РФ. Тем не менее, на прошлой неделе законопроект об изменении в Конституцию РФ, предусматривающий упразднение ВАС РФ и передачу его полномочий Верховному суду в течение полугода, прошел первое чтение. Второе чтение назначено на 20 ноября 2013 года.
Самое дикое в этой ситуации: государство, инициировавшее эту «реформу», в принципе не хочет не только обсуждать детали этой реформы, но даже отвечать на вопросы судейского сообщества о функционировании судебной системы после «упразднения» ВАС РФ. Все возражения и замечания юридического сообщества — игнорируются. А возражений этих настолько много, что от них невозможно отмахнуться. У самого ВАС РФ возникло множество вопросов по новому законопроекту, они сформулированы судьями на 14 страницах. И также оставлены властью без ответа.
Предполагается, что после «упразднения» ВАС РФ нижестоящие арбитражные суды (арбитражные суды первой инстанции в субъектах РФ, апелляционные и кассационные суды) сохранятся, просто будут подчинены некое «хозяйственной коллегии» Верховного суда РФ. При этом, неясно, по каким правилам эти арбитражные суды будут рассматривать дела с учетом удаления из Конституции РФ упоминаний об «арбитражном процессуальном законодательстве», неясна судьба и самого Арбитражного процессуального кодекса РФ, актуального и хорошо работающего закона. Кроме того, поскольку ВАС РФ выполняет сейчас функции высшей (надзорной) инстанции, его поспешная ликвидация без оперативного создания надзорной инстанции в «обновленном» Верховном суде РФ просто разрушит единообразие судебной практики.
Главное опасение юридического сообщества заключается в том, что в результате «упразднения» ВАС РФ будут отменены и утрачены все наработки и достижения арбитражной системы за последние 20 лет.
Даже простое сравнение деятельности ВАС РФ и Верховного суда РФ — явно не в пользу последнего.
ВАС РФ, особенно в последние десять лет, является наиболее эффективным государственным органом. Четкая установка на открытость и прозрачность правосудия реализована ВАС РФ в доступной системе получения информации о движении любого арбитражного дела, все судебные акты оперативно публикуются, внедряется «электронное правосудие», любой документ в арбитражное дело можно подать дистанционно, через интернет. Огромную работу ВАС РФ ведет по обеспечению единообразия арбитражной практики, эта работа осуществляется путем регулярного принятия постановлений Пленума ВАС РФ и информационных писем по наиболее важным и сложным вопросам правоприменения. Кроме того, наиболее сложные и прецедентные дела ВАС РФ пересматривает в надзорном порядке.
Кроме того, ВАС РФ — является безусловным научным центром, эпицентром юридической мысли. Судьи и сотрудники аппарата Суда внесли большой вклад в реализуемую сейчас реформу гражданского законодательства, активно участвуя в разработке проекта изменений в Гражданский кодекс РФ. ВАС РФ постоянно работает над совершенствованием законодательства об арбитражном процессе, актуализируя его, адаптируя к современным реалиям.
На фоне динамично развивающегося, прозрачного, внедряющего электронный документооборот ВАС РФ Верховный суд РФ, возглавляемый непрерывно с 1989 года 70-летним Вячеславом Лебедевым, откровенно проигрывает в эффективности.
Рассмотрение дел в районных судах непрозрачно, а сама система судов общей юрисдикции — остается патриархальной и статичной, пребывает в крайне закрытом в информационном плане состоянии. Показательно, что ВС РФ сейчас (в 21 веке) только начинает внедрять смс-информирование сторон о дате рассмотрения дел. Причем даже сейчас такое информирование реализуется «в виде эксперимента» и только в нескольких пилотных регионах.
К сожалению, Верховный суд РФ не уделяет достаточного внимания совершенствованию и упорядочиванию судебной практики, за 2013 год Пленумом ВС РФ было принято всего 5 постановлений, разъясняющих нижестоящим судам правила применения законодательства (из них 3 — по уголовному и административному законодательству). Для сравнения: за аналогичный период принято 14 постановлений Пленума ВАС РФ о разъяснении законодательства, кроме того, этому посвящены еще 5 информационных писем Президиума ВАС РФ.
Принципиальная проблема системы судов общей юрисдикции заключается также в отсутствии жесткого требования ВС РФ о единообразном применении законодательства. Областные суды по различным вопросам открыто игнорируют позицию Верховного суда РФ, что привело к возникновению «рязанской», «тульской», «свердловской» и прочих законностей. В каждом из регионов страны судебную практику формирует областной суд, без оглядки на позицию Верховного суда РФ и судов других регионов. В результате одни и те же дела рассматриваются районными судами Свердловской области и, например, Пермского края, по-разному.
Добавить к характеристике судов общей юрисдикции нужно и «обвинительный уклон» уголовного судопроизводства. Сравнивая (конечно условно) статистику дел по «спорам с государством» в арбитражных судах и в СОЮ, нужно отметить, что в арбитражных судах налогоплательщики (по налоговым спорам) выигрывают до 80 % дел, в судах общей юрисдикции (по уголовным делам) процент оправдательных приговоров составляет — 0,8 (восемь десятых) процента. Этот формальный обвинительный конвейер уголовного судопроизводства (множество крайне спорных и сомнительных приговоров по уголовным делам у всех на слуху) государство не беспокоит, Верховный суд РФ «обвинительный уклон» уголовного судопроизводства вообще проблемой не считает.
Важно понимать, что указанные вроде бы «внутрисудебные» вопросы — затрагивают каждого гражданина страны, мудрая поговорка «...от тюрьмы не зарекайся» - относится к каждому. Еще более критично эта ситуация затрагивает бизнес, поскольку главное достижение ВАС РФ и системы арбитражных судов — единые, разумные и четкие «правила игры» для бизнеса, предсказуемость решений арбитражных судов по хозяйственным спорам. Разрушить эти «правила игры» путем «упразднения» ВАС РФ просто, создать будет — очень сложно.
Учитывая то, как развивается «реформа», в такой ситуации мы скорее всего получим набор скороспелых и непродуманных решений, с непонятными целями и непрогнозируемым результатом. К сожалению, велик риск того, что как и 20 лет назад, у бизнеса снова не будет четких и понятных «правил игры» в правовом поле.
Статья опубликована в журнале Эксперт-Урал №47 (580).