*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Рост тарифов и коррупции в Челябинске
Структура «Росводоканал» намерена изменить условия по передаче в концессию городских объектов водоснабжения и водоотведения.
16.01.2015 | Правда УрФО | Елена Архипова
«Дочка» подконтрольного «Альфа-групп» федерального игрока ООО «Оренбург Водоканал» направила в муниципалитет предложение об изменении условий конкурса по выбору концессионера на объекты МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения». Документ предлагает отказаться от предельно допустимого объема инвестиций в 7,6 миллиарда рублей, окупить которые планируется за счет инвестиционной надбавки к тарифу. По мнению экспертов, согласие на требования может привести к необоснованному росту тарифа, появлению «откатов» подрядчикам, а в городскую администрацию – привлечь прокуратуру с антикоррупционными проверками.
В администрации Челябинска и конкурсной комиссии поступило письмо от «Оренбург Водоканала» с предложениями изменений условий конкурса по выбору организации для заключения 10-летней концессии объектов водоснабжения и водоотведения. Компания заявляет о необходимости «исключить значения предельных расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения», а также изменить условия договора, который детально прописывает мероприятия и предельно возможные траты концессионера.
«Указание в КД (концессионном договоре. – Прим. ред.) исчерпывающего перечня мероприятий, а также стоимости и сроков ввода в эксплуатацию ограничивает предложения участников конкурса, что является нарушением законодательства. Необходимо исключить из КД исчерпывающий перечень мероприятий, а также стоимость и сроки ввода», – сообщается в приложении к письму «Оренбург Водоканала» за подписью гендиректора предприятия Михаила Иванова.
Между тем в конкурсной комиссии каких-либо ограничений для участников отбора в документации не усматривают. Юристы также не видят оснований для корректировки условий конкурса.
Наш комментарий:
Александр Латыев, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «Правда УрФО»:
«Желание отменить предельные объемы инвестиций у концессионеров можно объяснить попыткой увеличить объем вложений (который будет окупаться за счет инвестнадбавки в тарифе. – Прим. ред.). Насколько я понимаю, в 115 Федеральном законе (на который ссылается «Оренбург Водоканал») нет запретов на указание объема инвестиций. Даже если реальные расходы концессионера будут больше, компенсироваться они будут только в указанных концедентом пределах», – пояснил «Правде УРФО» руководитель практики Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Александр Латыев.
Детальный список предусматривает модернизацию и строительство 16 объектов водоотведения и водоснабжения в Челябинске и поселке Новосинеглазово с указанием предельного объема инвестиций в каждый. В частности, в течение 2015-2018 годов планируется построить сооружения очистки промывных вод, за счет которых возможно сократить забор воды с Шершневского водохранилища. Максимальный объем вложений в мероприятие, по расчетам муниципалов, 2,071 миллиарда рублей. Концессионеру предлагается также поэтапно провести реконструкцию и модернизацию очистных сооружений. Общий объем инвестиций в ходе реализации соглашения концессии должен составить 7,6 миллиарда рублей. Таким образом, за счет концессии планируется покрыть часть инвестпрограммы собственника объектов водоснабжения МУП «ПО водоснабжения и водоотведения», общий объем которой до 2026 года планировался в 26 миллиардов рублей.
Покрыть вложения победителю конкурса предлагается как за счет собственных средств, так и бюджетных, а также полученных за счет инвестнадбавки в тарифе. При этом прибыль с реализации каждого из мероприятий концессии, по мнению авторов проекта соглашения, составит порядка 5%.
Предложенные муниципалами условия, вероятно, повлияли на интерес компаний к объявленному в декабре 2014 года конкурсу по выбору концессионера. По данным конкурсной комиссии, заявок от участников пока не поступило. Прием документов заканчивается 23 января. Основным интересантом в конкурсе, как ранее сообщала «Правда УРФО», городские парламентарии и чиновники называют структуры «Росводоканала», подконтрольного «Альфа-групп» Михаила Фридмана и Германа Хана.
«Обычно заявки подаются в последние дни. Интересантов в концессии около пяти. Среди них «Росводоканал», компания «Лидер», «Ростехнологии». Передача объектов в управление обсуждалась последние 2 года с концессионерами. Изменения в федеральном законодательстве и начавшийся экономический кризис подтолкнули процесс. С победителем конкурса будет заключен инвестиционный договор, но объекты в собственность ему не передаются. В основу соглашения ложится инвестиционная программа МУПа. Прибыль концессионер будет получать за счет надбавки в тарифе», – рассказал «Правде УРФО» вошедший в конкурсную комиссию депутат гордумы Челябинска Александр Вышегородцев.
Контроль за деятельностью концессионера по условиям соглашения возлагается на членов конкурсной комиссии и чиновников администрации Челябинска, курирующих вопросы ЖКХ и управления имуществом. В городской думе добавляют к этому пожелания привлечь к контрольным мероприятиям общественников.
«В целом, я против концессионного соглашения. Судьба подобных сделок, как правило, негативная. Условия такого соглашения зачастую не соблюдаются. Компания-концессионер должна будет представить свою инвестиционную программу. Я вижу свою задачу в максимально открытом обсуждении условий концессии. На днях говорил об этом с Тефтелевым (глава администрации Челябинска. – Прим. ред.). Контроль за деятельностью концессионера должна вести не только вторая сторона договора (МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения»), но и депутаты, общественные организации и прокуратура. Объекты водоканала – стратегические для города», – делится мнением с «Правдой УРФО» депутат гордумы Челябинска Константин Нациевский.
Впрочем, внимание прокуратуры к деятельности сторон концессионного соглашения может проявиться еще до подписания документа в случае, если администрация и конкурсная комиссия пойдут на условия дочки «Росводоканала».
«Если значения максимально допустимых инвестиций отменить, это логично приводит к росту последних. С одной стороны увеличение вложений можно объяснить инфляцией. С другой, отмена максимального объема вложений дает возможность для сверхтрат на подрядчиков, откатов. Согласие на такие условия со стороны организаторов конкурса и концедента – повод для проверок прокуратуры на предмет коррупции. Негативные примеры составления концессионных соглашений с размытыми условиями есть. В одном из муниципалитетов Свердловской области заключение такого соглашения в итоге привело к тому, что городские власти вынуждены были оплачивать концессию объектов теплоснабжения за собственный счет. Так как поставщики газа отказывались поставлять ресурс концессионеру, объекты передали в субконцессию МУПу», – приводит пример Александр Латыев.
Не исключено, что для Челябинска соглашение на условия «дочки» «Росводоканала» может привести к описанным экспертом последствиям.