*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Налоговые инициативы: удачные и не очень
Какие последние инициативы в области налогового законодательства являются наиболее удачными в качестве антикризисной меры? Мнение экспертов.
21.04.2015 | GAAP.RU
Кризис начинает постепенно сказываться на бюджете государства, и это понятно. Своеобразным даже не «звоночком», а уже небольшим колоколом прозвучало на прошлой неделе сообщение представительницы Минфина Татьяны Нестеренко, что на покрытие бюджетных расходов им теперь необходимо изыскивать дополнительные средства. Увеличение налоговых поборов – конечно, не единственный способ пополнения бюджета (а, по мнению некоторых экспертов, делать этого в кризис вообще не рекомендуется), но, как можно легко убедиться даже на основе краткого изучения ленты новостей – очень активно сегодня обсуждаемый. Чтобы как-то систематизировать информацию, подвести итоги и сделать выводы, мы обратились к экспертам российских компаний за советом, какие, по их мнению, наиболее удачные идеи по теме налогообложения в России высказывались в последнее время. Огромное спасибо всем откликнувшимся экспертам, приводим ниже их комментарии. Вопросы звучали следующим образом.
Какие, на Ваш взгляд, последние инициативы в области налогового законодательства (в том числе существующие на данный момент лишь в виде идеи, хоть и официально уже озвученной) являются наиболее удачными в качестве антикризисной меры? «Антикризисность», мы полагаем, следует рассматривать отдельно с позиции госбюджета и с позиции компаний, цели-то у них разные.
Из самого недавнего, например:
- Налогообложение валютных операций?
- Расширение области применения патентной системы налогообложения на самозанятых граждан?
- Возврат ЕСН? (хотя пока не обсуждают, но как сама возможность)
- Налоговые каникулы для представителей малого и среднего предпринимательства?
- Повышение пенсионного возраста (не связано с налогами, но относится к антикризисным мерам)?
В своем ответе на поставленный вопрос я бы хотела сосредоточиться на уже существующих на данный момент социальных налоговых вычетах по дополнительным взносам на накопительную часть пенсии (софинансирование) и взносам по программе негосударственного пенсионного страхования. Налоговый вычет предоставляется в размере 13% от сумы пенсионных взносов. Таким образом, доходность пенсионных взносов складывается из доходности негосударственного пенсионного фонда и гарантированной доходности от государства. В 2014 году доходность негосударственного пенсионного фонда для распределения на счета застрахованных лиц составила 7%. Если в течение 2014 года было внесено по программе софинансирования 12 000 рублей, то вы можете оформить к возврату 13% - 1560 рублей. Таким образом, общая доходность за 2014 год составила 20% или 2 400 рублей. Благодаря небольшим ежемесячным отчислениями на индивидуальный пенсионный счет вы сможете сформировать значительный пенсионный капитал к моменту выхода на пенсию.
Заключать такие пенсионные договоры можно как в свою пользу, так и в пользу третьих лиц. Однако право на налоговый вычет можно получить только в пользу родственников: супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством). Порядок предоставления социального налогового вычета по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование определен п. 4 ст. 219 НК РФ. Максимальная сумма уплаченных пенсионных взносов, с которой будет исчисляться налоговый вычет, составляет 120 000 рублей в год.
Для получения налогового вычета необходимо через налоговую инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за годом перечисления взносов, подать следующие документы:
- Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.
- Справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год по форме 2-НДФЛ.
- Копию договора с негосударственным пенсионным фондом.
- Копии документов, подтверждающих степень родства с лицом, за которое были внесены пенсионные взносы.
- Копии платежных документов, подтверждающих фактические расходы на уплату взносов (чеки контрольно-кассовой техники, приходно-кассовые ордеры, платежные поручения с отметками банка об исполнении и т.п.).
- Справку налогового агента о перечисленных дополнительных страховых взносах (если они удерживались работодателем из заработной платы).
Алисен Алисенов, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Вопрос. 1. Налогообложение валютных операций
На наш взгляд, налогообложение валютных операций в России не имеет долгосрочной перспективы. Это связано с тем, что налогообложение финансовых операций, в том числе, связанных с движением иностранной валюты, ограничивает движение капиталов и не способствует привлечению иностранных инвестиций. Кроме того, любое дополнительное налогообложение бизнес сообществом воспринимается как увеличение налоговой нагрузки на бизнес.
Хотя, следует признать, не следует ожидать и столь серьезных негативных последствий от введения подобного налога. Как нам известно, по замыслу авторов, налогообложение валютных операций не должно затронуть физических лиц, а его ставка не должна превышать 1 % от налогооблагаемой базы. При этом налогообложение валютных операций не должно касаться операций, связанных с исполнением внешнеторговых контрактов и обслуживанием зарубежных кредитов. Все вышеперечисленное говорит о том, что налогообложение операций с иностранной валютой не должно привести к активизации «черного» рынка.
На наш взгляд, налогообложение валютных операций может иметь место в случае, когда необходимо снизить спекулятивные объемы операций на валютном рынке и ограничить отток капитала из страны, что соответствует принципам и практике налогообложения большинства экономически развитых стран.
Кроме того, как нам известно, благодаря проводимой Банком России и Министерством финансов РФ в последнее время финансовой политике удалось существенно снизить объемы спекулятивных операций на валютном рынке. Поэтому необходимость введение этого налога в настоящее время не оправдано и не актуально.
Вопрос 2. Возможность возврата ЕСН
Возможность возврата ЕСН считаем мерой возможной и необходимой. На наш взгляд, возврат к ЕСН позволит государству повысить эффективность собираемости страховых взносов и улучшить их администрирование. При этом в целях развития и поддержки реального сектора экономики в контексте проведения антикризисных структурных экономических реформ считаем необходимым введение ЕСН с одновременным сокращением его ставки. Дело в том, что в расходах инновационных предприятий и предприятий реального сектора экономики наибольший удельный вес (по разным оценкам от 40 до 70 %) занимают расходы на оплату труда сотрудников - а, следовательно, и на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды социального страхования. Действующая в настоящее время совокупная ставка страховых взносов в 30 % является чрезмерной для данной категории налогоплательщиков.
Таким образом, стимулирование в реальном секторе экономики должно осуществляться, в том числе, и за счет снижения издержек предпринимателя на оплату труда работников, частью которых являются страховые взносы по обязательному страхованию работников. Данная точка зрения нашла широкую поддержку и в экспертных кругах. Учитывая, что страховые социальные взносы включается в себестоимость продукции (работ, услуг), снижение ставки позволит предприятиям снизить издержки производства и, следовательно, повысить конкурентоспособность. При этом следует отказаться от скрытой регрессии, когда доходы, превышающие определенную сумму (в 2015 году – 711 000 руб.) облагаются по пониженной ставке. Регрессивные ставки считаются самыми несправедливыми, от применения которых отказались все экономически развитые и большинство развивающихся экономик мира. Применение регрессии нарушает основной конституционный принцип – равного участия всех экономических агентов в формировании доходов государства. При такой системе налогообложения наиболее незащищенными и уязвимыми становятся наименее обеспеченные слои общества. Поэтому сокращение ставки, а также отказ от скрытой регрессии и переход на единую плоскую шкалу налогообложения, соответствующую общепринятой в мировой практике системе социального налогообложения, будет способствовать только наращиванию инвестиций в основной капитал и усилению конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей на мировых рынках. В связи с чем следует предусмотреть снижение ставки социального страхового взноса с нынешних 30 до 20 процентов и ввести его плоскую шкалу для всех получаемых доходов без ограничения сумм, направляемых на оплату труда работников.
Вопрос 3. Предоставление налоговых каникул для малого и среднего предпринимательства
Предоставление налоговых каникул для представителей малого и среднего предпринимательства является одним из эффективных механизмов стимулирования инвестиций. С помощью налоговых каникул государство стремится стимулировать инвестиции в приоритетные отрасли экономики. Например, в 70 – 80-х годах в Японии применялись налоговые каникулы сроком в четыре года к вновь созданным компаниям в радиоэлектронном и химической промышленности. В США предоставлено право вычета из чистого дохода на представительские расходы, налоговый кредит, на прирост НИОКР, целевые льготы при использовании предприятием дополнительных работников; исключаются также штатные и местные налоги.
Временное частичное освобождение от уплаты налога на прибыль действует во Франции и распространяется на вновь созданные малые и средние фирмы, в том числи и научно-исследовательские. Действующая ставка по налогу на прибыль в течение первых пяти лет уменьшается на 50 %. А в Великобритании для начинающих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20 % до условного в 1 %.
Принято считать, что налоговые каникулы, как правило, наиболее популярны в развивающихся странах, стремящихся привлечь прямые иностранные инвестиции. Налоговые каникулы могут быть установлены для определенных отраслей или определенных географических сегментов. Так, например, в Китае предоставляются налоговые каникулы для предприятий, расположенных в пяти особых экономических зонах и в Шанхае. Налоговые каникулы в этих зонах предоставляются предприятиям в течение двух лет с момента их регистрации и предусматривают 100 % освобождение от уплаты налога на доходы (прибыль). В последующие три года налоговый платеж уменьшается на 50 %.
В Индии также применяются налоговые каникулы для вновь созданных предприятий, расположенных в особых экономических зонах и производящих продукцию, предназначенную для экспорта. Предприятиям, экспортирующим собственную продукцию за пределы таможенной территории Индии, предоставляются льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на прибыль сроком на 5 лет. В течение последующих 10 лет налогом облагается только 50 % прибыль от экспорта.
Стимулироваться через налоговые каникулы могли бы не только новые предприятия приоритетных отраслей, но и определенный тип предприятий – вновь создаваемые малые предприятия производственного назначения. Налоговые каникулы можно было бы предоставлять на первые два года, что позволило бы за это время преодолеть сложности первого периода становления бизнеса. Действие данного механизма должно быть направлено только на приоритетные отрасли экономики и субъектов малого предпринимательства.
В России механизм предоставления налоговых каникул, предусматривающий полное освобождение от уплаты налога на прибыль малых предприятий, себя дискредитировал. Скорее этот вопрос лежит в основе слабо сформировавшейся налоговой дисциплины российских предпринимателей.
Таким образом, считаем, в сложившихся экономических условиях, предоставление налоговых каникул субъектам малого и среднего бизнеса своевременной мерой, которая позволит государству решить задачу с импортозамещением и увеличением числа занятых граждан. Однако предоставление подобной льготы потребует от государства серьезных усилий по их администрированию и контролю.
Вопрос 4. Расширение области применения патентной системы налогообложения на самозанятых граждан
К расширению области применения патентной системы налогообложения на самозанятых граждан отношусь положительно. Необходимость введения такого режима обусловлена существенным сокращением числа индивидуальных предпринимателей (ИП) в 2013 г. в связи с увеличением размеров страховых взносов для этой категории плательщиков более чем в два раза. Общее количество ИП, по разным оценкам, уменьшилось на 13 – 15 %. При этом следует отметить, что количество ИП составляет порядка 65 % от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в стране. Поэтому сокращение такого количества ИП стало весьма ощутимым для экономики, увеличив его теневые обороты. Повышение теневого сегмента экономики обусловлено тем, что, отказавшиеся от статуса ИП, граждане продолжили вести предпринимательскую деятельность, но нелегально.
Считаем, что патентная система налогообложения для самозанятых граждан должна стать максимально простой и удобной. А размер уплачиваемого налога должна быть несущественной и необременительной для самозанятых граждан. В связи с чем, главной задачей государства является разработка такой системы патентного налогообложения, которая, с одной стороны, не отпугивала бы граждан от такой деятельности, с другой, была бы оптимальной с точки зрения налогового администрирования.
Наиболее оптимальные способы минимизации бюджетных расходов
На наш взгляд, существенные резервы сокращения бюджетных расходов могут быть изысканы по наиболее значимой главе расходов федерального бюджета, которая посвящена государственным закупкам. Необходимо создание единой электронной базы по размещению госконтрактов, сделав систему госзакупок прозрачным и открытым. Также необходимо усилить контроль за осуществление госзакупок со стороны контрольных органов путем постоянного мониторинга цен и тарифов. Представляется целесообразным формирование единых унифицированных форм проектно-сметной документации по типовым работам и проектам.
Другим источником сокращения бюджетных расходов может быть отмена неэффективных с инвестиционно-инновационной точки зрения налоговых льгот. Для этой цели необходимо провести ревизию всех существующих налоговых льгот и преференций с последующей отменой неэффективных и несущественных льгот и преференций, оставив только те из них, которые носят адресный характер и стимулируют развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, либо несут в себе социальную нагрузку. Считается, что небольшое количество льгот более предпочтительным, чем их большое количество. Это позволит такие льготы лучше контролировать и администрировать, что, в конечном итоге, позволит в дальнейшем сократить расходы государственного бюджета.
В качестве еще одной предполагаемой меры по сокращению бюджетных расходов может быть признано сокращение расходов федерального бюджета по разделу государственной управление. Расходы по этой статье следует признать неэффективными. Штатная численность государственных служащих чрезмерно раздута, в том числе за счет функционирования структур дублирующих одни и те же задачи.
Является ли повышение налоговой нагрузки единственным вариантом для государства?
Мы считаем, что в условиях кризиса ни в коем случае не следует увеличивать налоговую нагрузку. В кризисных условиях необходимо стимулирование роста экономики. Особенностью российской налоговой системы является то, что в отличие от большинства промышленно развитых стран, где система налогов в полной мере способствует стимулированию и поощрению инноваций и инвестиций, действующий в России налоговый механизм не способствует в достаточной степени раскрытию инновационного налогового потенциала. Объясняется такое положение дел непродуманной системой налоговых льгот и преференций, установленных в налоговой системе России. При этом именно через налоговое стимулирование экономики государство способно решать многие задачи стоящие перед собой – оказывать стимулирующее воздействие на развитие бизнеса, сглаживать региональную дифференциацию, усиливать социальные функции налогообложения.
Таким образом, в настоящее время считаем недопустимым увеличение налоговой нагрузки, что способно привести к еще более сложным проблемам в экономике как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Считаем необходимым пересмотр действующих в настоящее время налоговых льгот и преференций, с последующей отменой неэффективных и введением тех льгот, которые поощряют инвестиции в основной капитал и стимулируют инновации. Более подробно о мерах налогового стимулирования экономики России автором изложены в монографии (Алисенов А. С. Налоговое стимулирование инноваций в экономике России: монография. – Москва: Проспект, 2015. – 128 с.).
Какие, на Ваш взгляд, последние инициативы в области налогового законодательства (в том числе существующие на данный момент лишь в виде идеи, хоть и официально уже озвученной) являются наиболее удачными в качестве антикризисной меры?
Основными проблемами, сдерживающими социально-экономическое развитие России являются: высокий уровень коррупции и административное давление на бизнес; неразвитость конкурентных рынков; неудовлетворительные условия ведения бизнеса; отсутствие должных стимулов развития собственной материально-технической базы; высокий уровень налоговой нагрузки; непродуманность мер прямой и косвенной государственной поддержки инновационно- и социально-ориентированных отраслей экономики; дефицит квалифицированных кадров и низкий уровень их подготовки; низкая инвестиционная активность предприятий; высокий уровень концентрации и монополизации производства и др. При этом одним из наиболее эффективных мер поддержки и развития бизнеса в стане, на наш взгляд, следует признать меры налогового стимулирования.
В числе наиболее удачных мер антикризисной меры можно выделить следующие.
Для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Дальнего Востока и Забайкалья с 1 января 2014 г. введено понятие регионального инвестиционного проекта. К налогоплательщикам-участникам инвестиционного проекта предъявляются определенные требования. Так, например, его доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации инвестиционного проекта, должны составлять не менее 90 % от всех доходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Также указанным категориям налогоплательщиков предоставляется право на применение пониженных ставок по налогу на прибыль:
- подлежащему зачислению в федеральный бюджет – 0 % в течение 10 лет;
- подлежащему зачислению в региональный бюджет – не менее 10 % в течение 5 лет и не менее 10 % в течение последующих 5 лет.
Указанные налоговые льготы будут действовать до 1 января 2029 г.
Начиная с 2015 г. при введении новых налоговых льгот необходимо будет обоснование источников бюджетных доходов, за счет которых будут покрываться выпадающие доходы. Такими источниками, в частности, могут быть признаны в том числе и неэффективные налоговые льготы, действующие в настоящее время.
С 2015 г. вводится существенная льгота для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП). Субъектам Российской Федерации предоставляется право закреплять налоговые льготы в виде налоговых каникул на период до 2015 – 2018 гг. При этом налогоплательщики, получившие освобождение от уплаты налогов, должны будут осуществлять свою деятельность в строго определенных сферах: производственной, социальной и научной, а также применять упрощенную или патентную систему налогообложения. Однако несмотря на все перспективы дальнейшего снижения налоговой нагрузки на малый бизнес остается открытым вопрос, на сколько будут готовы законодательные органы субъектов Российской Федерации идти на столь серьезные налоговые послабления, которые испытывают острую нехватку денежных средств и, скорее всего, будут массово отказываться от предоставления налоговых льгот.
В соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2015 г. и плановые периоды 2016 – 2017 гг. налоговые каникулы сроком на пять лет будут предоставляться субъектам Российской Федерации для интенсивного развития так называемых территорий опережающего развития (Восточная Сибирь, Дальний Восток, Красноярский край, Хакасия, Крым и город федерального значения Симферополь). Налоговые льготы будут предоставлены по таким основным налогам как: налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), за исключением случаев, когда осуществляется добыча нефти и природного газа.
Серьезные попытки предпринимаются в связи с деофшоризацией экономики. Подобная проблема является общемировой и особенно остро касается нашей страны, активное противодействие которому началось с осени 2013 г. Через оффшоры крупными компаниями осуществляется вывод из-под налогообложения существенных объемов налоговых доходов.
В целях деофшоризации экономики предполагается проведение следующих мероприятий:
- раскрытие информации о бенефициарных владельцах компании;
- развитие современных электронных форм безналичного денежного обращения;
- путем закрепления в Налоговом кодексе определения налогового резидентства юридического лица.
В настоящее время в налоговом законодательстве термин «налоговое резидентство» применяется исключительно в отношении физических лиц. В соответствии с международной практикой предлагается распространить это понятие и на организации, в частности:
- юридические лица, которые учреждены на территории Российской Федерации в соответствии с российским законодательством;
- юридические лица, органы управления которых находятся на территории Российской Федерации.
С 1 января 2015 г. Республика Крым и город федерального значения Севастополь включены в перечень субъектов Российской Федерации, предусмотренный ст. 25.8 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории которых могут быть реализованы региональные и инвестиционные проекты. В этом случае могут быть предоставлены льготы по налогу на прибыль организаций, НДПИ, а также льгот по региональным и местным налогам. По оценкам экспертов инвестиционный потенциал указанных субъектов Российской Федерации достаточно высок и перспективен.
Наш комментарий:
Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для портала GAAP.RU:
Роман Речкин, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С.
Последние и наиболее актуальные инициативы в области налогового законодательства обсуждались 07 апреля 2015 года на заседании Госсовета по развитию малого бизнеса, который прошел в Кремле с участием Президента РФ Владимира Путина. Путин явно одобрил идею «налоговых каникул» для вновь зарегистрированных предпринимателей, но возразил против предложения распространить подобные «каникулы» на вновь зарегистрированные организации. Поскольку такой льготой очевидно можно пользоваться недобросовестно, регистрируя новую организацию каждые два года.
Также в качестве положительной для налогоплательщиков инициативы называется распространение патентной системы налогообложения на самозанятых граждан, то есть, на граждан, работающих на себя. Однако на самом деле реализация этой инициативы в интересах государства, но не граждан. Купив патент, такие граждане фактически уплатят налог со своих доходов, то есть, их налоговая нагрузка в сравнении с текущей ситуацией (когда они просто не платят налогов со своих доходов) только повысится.
Говоря о налогообложении валютных операций нужно отметить, что вообще-то под этим понимается введение отдельного налога на покупку или продажу иностранной валюты. Такой налог вводился в 2014 году в Беларуси, а на Украине такой сбор существует до сих пор (первоначально по ставке 0,5 %, с 01 января 2015 года — ставка увеличена до 2 %), деньги перечисляются в Пенсионный фонд страны. В России Минфин РФ категорически отрицает возможность введения такого налога, указывая, что это не планировалось и не планируется. С учетом того, что Президент РФ Путин В.В. в своем Послании Федеральному собранию РФ пообещал не вводить новых налогов, вероятность введения такого налога действительно минимальна. По этой же причине вряд ли имеет смысл говорить о «возврате» ЕСН – это, скорее всего, популистская инициатива отдельных политиков.
Большинство обсуждающих «введение налогообложения валютных операций» имеют в виду налог на доходы от продажи иностранной валюты, которая была приобретена в начале или середине 2014 года по относительно низкому курсу и продана в конце 2014 года по высокому курсу. Но здесь нужно учитывать, что нормы главы 23 Налогового кодекса РФ («Налог на доходы физических лиц») не предусматривают включение в налоговую базу по НДФЛ доходов в виде положительной курсовой разницы, в отличие от норм 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»). Соответственно доход в виде положительной курсовой разницы облагается только налогом на прибыль у организаций, а у граждан налогом на доходы физлиц — не облагается.
Из налоговых инициатив государства не упомянуто предложение повысить лимит выручки для применения упрощенной системы налогообложения, которое, на мой взгляд, является одной из самых разумных мер для развития малого и среднего бизнеса в стране. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ предусматривает лимит по выручке в размере 60 млн. рублей в год, при достижении которого налогоплательщик лишается права на применение УСН и его налоговая нагрузка (на общей системе налогообложения) увеличивается в разы. Даже с учетом ежегодной индексации этот лимит в 2015 году составляет 68,8 млн. рублей, то есть выручка налогоплательщика, дающая право на применение УСН, не может превышать 6 млн. рублей в месяц. Обсуждается увеличение лимита до 120 млн. рублей, с учетом того, что у этой инициативы нет явных противников, можно прогнозировать, что эта мера может быть реализована.
Строго говоря, последние налоговые инициативы государства не являются антикризисными мерами, по крайней мере, они не анонсируются в качестве какого-либо «средства борьбы» именно с кризисом.
Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста — не имеет никакого отношения к налогам, пенсионный возраст влияет только на наполнение Пенсионного фонда РФ, поскольку от него зависит количество лиц, имеющих право на пенсию.
В любом случае, государство рассматривает сейчас некий набор разнородных и достаточно бессистемных мер по поддержке бизнеса. Инициаторы, а также сторонники и противники большинства этих мер до конца не ясны, поэтому вероятность реализации или отказа от реализации каждой из этих мер прогнозировать достаточно сложно. Такая ситуация определенности в «правилах игры» для бизнеса не добавляет.
Что касается «наиболее оптимальных способов минимизации бюджетных расходов», они никак не связаны, да и не могут быть связаны, с налогообложением. Оптимальные способы минимизации бюджетных расходов давно известны: это обеспечение конкуренции при закупках для государственных нужд в сочетании с реальной борьбой с коррупцией. Но ни одна из этих мер не связана с налоговым законодательством.
Повышение налоговой нагрузки не просто не является «единственным вариантом для государства», оно вряд ли возможно в текущей экономической ситуации, кроме отдельных «точечных» сфер вроде введения налогообложения недвижимости исходя из кадастровой стоимости.
Борис Федосимов, генеральный директор АО «Холдинг «Люди Дела»
1. Налогообложение валютных операций?
Думается, что чиновники Минфина, выпустившие недавно свое «легендарное» письмо о налогообложении операций при обмене валют, заблуждается в своих выводах, поскольку не учитывают, что согласно п 3 ст.39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг: осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики).
Мысль чиновников понятна: если возможно обогащение гражданина путем валютных операция, то операцию мены одной валюты на другую и потом наоборот желательно подвести к обложению (например, по аналогии с обращением ценных бумаг). Однако думается, что у ФНС РФ не хватит сил контролировать такие операции, не говоря уж о шаткой позиции в суде!
2. Расширение области применения патентной системы налогообложения на самозанятых граждан
Надо признать, что это хороший шаг. Патентная система проще и понятнее для предпринимателей, она же проще и сточки зрения налогового администрирования. Только вот одна беда, что у нас многие хорошие идеи плохо реализуются: то ставки поднимут, то критерии изменят и т.п. Вроде все правильно, а нормально работать все равно нельзя!
3. Возврат ЕСН? (хотя пока не обсуждают, но как сама возможность)
Идея отказаться от ЕСН и перейти к страховым взносам в угоду Премьер-министру и проекту Сколково - разу выглядела очень плохо. Поэтому, если вернут ЕСН и в рамках налогового кодекса, то это будет правильным решением. НО... идея ЕСН должна вернуться к исходному значению, когда мы ведем речь об ОДНОМ налоге, а не о 3 (в одной «собирательной базе»).
4. Налоговые каникулы для представителей малого и среднего предпринимательства?
Думается, что данная идея найдет очень хороший отклик в предпринимательской среде, но не получит адекватного развития уже из-за самих бизнесменов, постоянно ищущих лазейки в налоговом законодательстве. На текущий момент, уже очевидна одна лазейка: открываешь бизнес на себя, не платишь налоги первые два года, к концу налоговых каникул оформляешь новый бизнес на родственника, переводишь туда уже сформированный бизнес и снова не платишь 2 года и так до бесконечности!
5. Повышение пенсионного возраста?
Это вынужденная мера, а учитывая, что население РФ стремительно стареет, при полном провале пенсионной системы, повышение пенсионного возраста - это только вопрос времени!
При всем этом, правительство РФ не учитывает, а может и не читает работы ведущих ученых-экономистов в области налогообложения, которые уже давно предлагают другие, не менее актуальные подходы к изменению налоговой системы:
- отказ от НДС, страховых взносов, налога на прибыль, НДФЛ в пользу единого налога с оборота и потребления;
- отказ от самостоятельного применения налоговых льгот налогоплательщиками;
- на включение банков в налоговую систему РФ, как налоговых агентов;
- другие мероприятия, направленные НЕ на повышение налогового бремени, а на повышение собираемости налогов, особенно в с тех налогоплательщиков, которые различным образом уклоняются от своих обязанностей.
Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП»
На мой взгляд, повышение пенсионного возраста – это однозначно позитивная идея. В нашей стране самый низкий пенсионный возраст, но при этом ни экономики, ни людям это не на пользу. Женщины в 55 лет, мужчины в 60 лет вынуждены идти на пенсию, я считаю, что это достаточно молодой возраст, когда люди не должны прекращать активную социальную жизнь.
Посмотрите на наших ближайших соседей, которые уже изменили пенсионный порог – в Казахстане он для женщин 58 лет, для мужчин 63 года, в Грузии - 60/65, в Армении 63/63. В основном, большинство стран признают пенсионерами своих граждан уже после 60 лет, поэтому увеличение пенсионного возраста в России до озвученных министром финансов Антоном Силуановым 65 лет я считаю правильным и своевременным. Это будет полезно для всех: и для государства, и для бизнеса, т.к. люди солидного возраста зачастую более опытные и ответственные работники, чем молодежь, и для граждан, которые смогут быть дольше востребованы как специалисты.
Кроме этого, я, как здравомыслящий человек, категорически против инициатив, которые предполагают, что работающим пенсионерам надо не платить пенсии или платить только половину - я считаю, что мы должны поощрять социальную активность и желание людей принести пользу обществу.
Инициативу государства о введении налоговых каникул для представителей малого и среднего предпринимательства считаю полезной, так как нашей стране очень нужно развитие этого сектора экономики. Возможно, эта мера побудит тех, кто готов на начальном этапе стартапа работать за идею, начать шевелиться даже в кризис.
В возврате ЕСН для бизнеса и для государства, на мой взгляд, особого значения или пользы нет. Целевое назначение ЕСН то же самое, как и взносов во внебюджетные фонды: он предназначен мобилизовать средства для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь.
В 2001 году смысл введения ЕСН был в том, чтобы упростить процедуру уплаты обязательных социальных платежей, сократив количество платежных документов и число органов, которые осуществляли контроль за их уплатой. В 2010 году ЕСН отменили и опять в пользу взносов во внебюджетные фонды.
По сути, возврат ЕСН сейчас это будет процесс смены «шила на мыло», более того, за это время построена огромная система администрирования взносов в фонды, и она более-менее нормально работает, так что любые инициативы по отмене и возврату ЕСН нежелательны, так как потребуют бюджетных затрат, собьют выстроенные процессы и создадут неразбериху, которая однозначно не способствует развитию благоприятного бизнес-климата в нашей стране.
Сергей Тиунов, управляющий партнер BDO Unicon Outsourcing
Если говорить о перечисленных инициативах:
- Насколько мне известно, речь шла только о том, чтобы упорядочить налогообложение организаций, которые занимаются валютными операциями. Это не касается физических лиц или компаний, не работающих на валютном рынке.
- Патентная система упростит жизнь «самозанятым» гражданам. А чем проще система налогообложения, тем лучше для малого бизнеса, и тем быстрее он будет развиваться.
- ЕСН – это всего лишь способ администрирования, он не увеличивает размеры выплат, поэтому на бизнес не повлияет. Главное, чтобы не увеличивалась сама ставка.
- Любое послабление для малого бизнеса всегда положительно влияет на его развитие. В том числе это относится и к налоговым каникулам. У некоторых аналитиков возникают опасения, не будет ли злоупотреблений со стороны предпринимателей (например, попыток представить свой бизнес как малый, даже если он таковым не является и т.д.). Но я считаю, это решаемый вопрос – любую льготу следует вводить разумно, чтобы злоупотребления были невыгодны.
- Естественно, с ростом продолжительности жизни увеличивается и ее активный период. На фоне этого увеличение пенсионного возраста выглядит логичным, но оно не должно происходить резкими скачками. Нужно учитывать статистику, вводить изменения постепенно, увеличивая пенсионный возраст пропорционально росту средней продолжительности жизни. Естественно, изменения не должны касаться тех, кто уже вышел на пенсию или в скором времени ожидает выхода на пенсию.
Повышение налоговой нагрузки может приводить к росту бюджетных доходов только в развитой экономике. В нашей ситуации рост налогов только замедлит рост ВВП и снизит прозрачность бизнеса. В результате эффект для бюджета будет нулевой или отрицательный. Налоговые поступления должны расти за счет роста базы налогообложения, а не ставки налога.
Важно, чтобы все меры по усовершенствованию налогового законодательства подчинялись общей логике единой стратегии, направленной на экономический рост.
Джабраил Сулейманов, директор Налогового института Российского нового университета (РосНОУ)
Повышение налоговой нагрузки в текущей экономической ситуации окажет крайне негативное влияние. Также нецелесообразно вводить какие-то бы ни было новые налоги и сборы, пусть даже и несущественные с точки зрения общей фискальной нагрузки.
Сегодня скорее должны рассматриваться варианты расширения сферы применения налоговых каникул. При этом, безусловно, необходимо, во-первых, предусмотреть законодательные барьеры для недобросовестных налогоплательщиков, использующих механизм налоговых каникул исключительно для уклонения от уплаты налогов, и во-вторых, надо понимать, что налоговые каникулы должны предоставляться с учетом особенностей экономического развития регионов.
В большей степени, чем налоговая нагрузка, сегодня стоит вопрос о «длинных деньгах» необходимых для масштабных проектов, в том числе по развитию инфраструктуры. И здесь, безусловно, можно говорить о необходимости использования накопительной части пенсии.
Относительно оптимизации бюджетных расходов можно сказать следующее.
Первое. На разных уровнях государственного управления регулярно обсуждается вопрос противодействия социальному иждивенчеству, однако до сих пор реальных шагов в этом направлении не предпринимается.
Второе. Государственный бюджет несет огромные затраты по ликвидации различного рода технологических и природных катаклизмах. При этом уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости развития системы страхования и, соответственно,перекладывания бремени по компенсированию потерь на страховщиков.