*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
О режиме повышенной готовности
Роман Речкин: «Право граждан на перемещение может быть ограничено только федеральным законом».
31.03.2020 | УралБизнесКонсалтинг
30 марта 2020 года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал указ о введении в регионе дополнительных мер по предотвращению распространения коронавируса. Главной из них является введение режима самоизоляции — запрета на выход из места проживания, кроме случаев, связанных с неотложными нуждами.
Режим повышенной готовности, введенный на территории Свердловской области, не является основанием для установления дополнительных ограничений для граждан. Об этом УрБК сказал старший партнер юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин.
Наш комментарий:
Роман Речкин, INTELLECT, специально для ИАА «УралБизнесКонсалтинг»:
По словам Романа Речкина, ограничительные меры возможно вводить, когда в стране действует федеральный закон о чрезвычайном положении или закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения — 52-ФЗ, который прямо предусматривает возможность введения ограничительных мер (карантина). Ни тем, ни другим документом органы власти не воспользовались.
«У нас сейчас введен только «режим повышенной готовности», который хоть и предусмотрен законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, но распространяется только на госорганы. На граждан он не распространяется и не может распространяться. Но в рамках этого режима вводятся ограничения для граждан. Такое «небрежное» отношение к закону порождает ряд юридических проблем. Прежде всего, применительно к Конституции, поскольку ограничивается право граждан на свободное передвижение (часть 1 статьи 27 Конституции РФ). А это право по Конституции может быть ограничено только федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции РФ). Но предусмотренные федеральными законами процедуры государством не запущены — ни чрезвычайное положение, ни ограничительные меры (карантин). Указ губернатора области — это не закон. Поэтому рекомендовать «режим самоизоляции» губернатор, конечно, вправе. Но, когда пунктом 3-3 Указа губернатора Свердловской области от 30 марта 2020 года №151-УГ жителям Свердловской области вменяется в обязанность «не покидать места проживания (пребывания)» — губернатор явно выходит за пределы своей компетенции», — отмечает Роман Речкин.
Также он указал, что у органов власти нет оснований привлекать к ответственности граждан, нарушивших карантинный режим.
«Людям говорят, что их будут привлекать к ответственности за нарушение новых правил. Возникает вопрос — на каком основании? Если не введены ни чрезвычайное положение, ни ограничительные меры (карантин) по 52 Федеральному закону. Есть административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, но она абстрактная: статья 6.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предусматривает ответственность за «нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий». Но когда человек идет по улице, какие он нарушает «действующие санитарные правила и гигиенические нормативы»? В статью 6.3. КоАП РФ, возможно, будут внесены изменения, ситуация очень быстро меняется, но пока они существуют только в виде законопроектов, которые прошли максимум первое чтение в Госдуме. То есть сейчас нет ни реальной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, ни, собственно, обязательных для граждан правил, установленных в соответствии с законом. Кстати, штраф по статье 6.3. КоАП РФ для граждан — от 100 до 500 руб.», — говорит Роман Речкин.
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>