*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Еще один коллапс на туристическом рынке
О приостановке деятельности заявил «Роскурорт»
23.08.2013 | УралБизнесКонсалтинг | Татьяна Юстус
Количество жертв туристических компаний становится все больше. Чаще о неплатежеспособности заявляют агентства и туроператоры, работающие на внешнем рынке, так как их деятельность зависит от множества факторов, на которые они не могут повлиять, например, визовые режимы зарубежных стран или внутриполитические конфликты. Некоторые туристы, чтобы не сталкиваться с подобными сложностями за границей, предпочитают отдыхать в России, надеясь, что здесь-то уж наверняка их отпуск не будет сорван. Но, как оказалось, и здесь нельзя быть уверенным на 100%.
Вопреки всем ожиданиям внезапно о прекращении своей деятельности заявил екатеринбургский туроператор ООО «Роскурорт», который осуществлял деятельность на внутреннем рынке. Как сообщает Ассоциация туроператоров России, компания ведет свою деятельность на протяжении 5 лет и ранее каких-либо проблем у компании не возникало.
Информацию о прекращении работы туроператор разместил на своем сайте.
«Администрация ООО «Роскурорт» сообщает о временной приостановке деятельности предприятия», — сообщается на сайте туроператора. Вопросы предлагается высылать на электронный ящик компании. Других возможностей связаться с организацией нет. Офис компании, расположенный на улице Пушкина, 7 «Л», опечатан, телефоны не отвечают.
Директор ООО «Роскурорт» Наталья Соловьева пояснила УрБК, что турфирма в настоящее время испытывает финансовые затруднения. По ее словам, сотрудники компании устанавливают количество туристов, оказавшихся в сложной ситуации. Информацию о возврате денег туроператор пообещал разместить на своем сайте на следующей неделе. Тогда же будет ясно, продолжит ли компания свою деятельность.
При этом Наталья Соловьева отметила, что трудности в туристической отрасли испытывает большинство компаний. На внутреннем рынке это обусловлено нестабильным экономическим положением россиян.
Впрочем, эксперты уверяют: ежегодный рост числа туристов как на внешнем, так и на внутреннем рынке свидетельствует об обратном.
«В этом году ситуация на внутреннем туристическом рынке стабильная, можно отметить значительный рост спроса — примерно на 30-40%. Это связано с тем, что местные компании начинают работать по-новому: развивают рекламную деятельность, улучшают условия отдыха в санаториях, наращивают клиентскую базу посредством подписания договоров о сотрудничестве с крупными предприятиями, которые отправляют на отдых своих работников по льготным ценам», — рассказала менеджер по продажам Урало-Сибирской ассоциации предприятий сферы оздоровления и гостеприимства Ирина Игнашова.
Более того, участники рынка отмечают, что его поведение кажется им странным, потому что, в отличие от внешнего туризма, на внутреннем практически нет конкуренции, а спрос и предложение почти уравновешены. По их мнению, в том, что случилось с «Роскурортом», виновато только его руководство, других причин быть не может.
«На внутрироссийском туристическом рынке практически нет конкуренции, здесь каждый оператор занимает свою нишу. Что касается того, что российские курорты дороже некоторых заграничных и поэтому перестают пользоваться спросом — то это миф. Летом все санатории заполнены. А чтобы попасть в некоторые из них, нужно бронировать место на несколько месяцев раньше. Так что это не могло стать причиной разорения «Роскурорта». Очевидно, что здесь не справилось руководство, видимо, они не рассчитали свои силы», — прокомментировала ситуацию исполнительный директор туристического агентства «Каприз туризм» Татьяна Соколова.
Отметим, что «Роскурорт» уходит с рынка не без жертв: трое туристов уже заявили о том, что туроператор, взяв с них деньги, не оплатил их отдых в санатории.
«Трое свердловчан, купивших путевки в российские санатории, обратились в екатеринбургский информационно-туристический центр. Двое из них оплатили 33 тыс. руб. Еще один приобрел путевку за 20 тыс. руб. ООО «Роскурорт» пребывание людей в санатории не оплатило, а затем приостановило свою деятельность», — заявил глава Информационно-туристического центра Свердловской области Вадим Винер.
При этом, по его словам, уведомления о прекращении своей работы туроператор в Ростуризм и страховую компанию не отправлял.
Компания была застрахована на 500 тыс. руб., но поскольку точное количество клиентов неизвестно, под вопросом остается возврат денег в полном объеме.
Наш комментарий:
Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для УрБК:
Юристы отмечают, что в таких ситуациях вернуть деньги будет проблематично. Так, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин рассказал, что для этого придется обратиться в суд или даже в правоохранительные органы.
«Чтобы вернуть деньги, заплаченные за несостоявшийся отдых, скорее всего, придется обращаться в суд. На практике возможны и случаи мошенничества со стороны туристической компании, когда она берет деньги и не собирается оказывать услуги. В этом случае придется обращаться в полицию», — рассказал Роман Речкин.
Он также отметил, что ситуация по возврату денег разорившимися туристическими компаниями «печальная».
«Как правило, у добросовестных туристических фирм есть фонды страхования, но практика показала, что при банкротстве крупных турфирм этих денег на всех пострадавших не хватает. Поэтому чаще всего туристам возвращают либо часть суммы, либо вообще ничего не отдают. Шансов застраховаться на 100% от этой ситуации нет», — заключил эксперт.
Таким образом, риск заплатить деньги и остаться без отпуска есть не только при покупке путевок за границу, но и внутри страны. От таких ситуаций никто не застрахован, и, что самое неприятное, количество разорившихся компаний с каждым годом увеличивается, как и число пострадавших туристов.