*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Регистрация некоммерческой организации
Порядок государственной регистрации некоммерческой организации
Наш комментарий:
Жданова Ольга Владимировна
Порядок государственной регистрации некоммерческой организации несколько отличается от регистрации хозяйственных обществ, несмотря на то, что регулируется тем же Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон о государственной регистрации). Помимо Закона о государственной регистрации при создании некоммерческой организации необходимо учитывать положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон об НКО).
Итак, в чем же основное отличие?
Решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимает уполномоченный на это орган — территориальное отделение Министерства Юстиции Российской Федерации (Минюст России), соответственно именно в Минюст России необходимо направлять документы на регистрацию некоммерческой организации. После проверки документов и принятия решения о регистрации Минюст передает документы некоммерческой организации в регистрирующий орган (Инспекцию федеральной налоговой службы) для внесения сведений о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
Для осуществления процедуры регистрации, прежде всего, необходимо подготовить пакет документов.
1. Формируем пакет документов.
В ст. 13.1 Закона об НКО установлен перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации некоммерческой организации:
1) Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании. Заявление готовится в двух экземплярах, заполняется по форме Р11001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации № ММВ-7-6/25@ от 25 января 2012 года. Заявление подписывается учредителями некоммерческой организации (заявителями).
Подпись заявителя на одном экземпляре заявления должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет документ, удостоверяющий его личность, а также когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Следует учитывать, что заявление самостоятельно прошивать нельзя, подпись в заявлении ставится только в присутствии нотариуса. Второй экземпляр заявления подписывается учредителями самостоятельно.
2) Учредительные документы некоммерческой организации. Устав или учредительный договор, в зависимости от формы некоммерческой организации, предоставляются в трех экземплярах.
3) Решение о создании некоммерческой организации. Решение о создании принимается учредителями некоммерческой организации, в решении о создании некоммерческой организации обязательно должны быть отражены вопросы об утверждении ее учредительных документов, наименования, места нахождения, состава избранных (назначенных) органов. Решение предоставляется в двух экземплярах.
4) Документ об уплате государственной пошлины. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации государственная пошлина за регистрацию юридического лица составляет 4000 рублей.
5) Документы, подтверждающие место нахождения некоммерческой организации. Местом нахождения некоммерческой организации будет являться место расположения постоянно действующего исполнительного органа организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. В качестве подтверждения может быть предоставлено гарантийное письмо от собственника помещения, в котором расположено юридическое лицо либо свидетельство о праве собственности на помещение (если помещение принадлежит одному из заявителей), возможна так же регистрация некоммерческой организации по месту регистрации одного из учредителей юридического лица.
В определенных случаях необходимо предоставить дополнительные документы:
- при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования предоставляются документы, подтверждающие правомочия на их использование;
- если учредителем некоммерческой организации является иностранное физическое или юридическое лицо, предоставляется выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;
- если некоммерческая организация будет осуществлять функции иностранного агента — заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Закона об НКО реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Все документы, имеющие более одной страницы, должны быть прошиты и подписаны на сшивке заявителями.
2. Направление документов в регистрирующий орган.
На данном этапе следует правильно определить в какое подразделение Министерства юстиции Российский Федерации необходимо подать пакет документов.
Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее по тексту — Регламент), утвержденный
Приказом Минюста РФ № 455 от 30 декабря 2011 г. в пункте 1 устанавливает, что центральный аппарат Минюста России принимает решение о государственной регистрации в отношении:
- ощероссийских и международных общественных объединений;
- политических партий;
- отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
- Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
- торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
- централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
- религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.
То есть документы по регистрации вышеперечисленных некоммерческих организаций направляются на регистрацию в Москву.
Территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении:
- межрегиональных, региональных и местных общественных объединений;
- региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий;
- местных религиозных организаций;
- централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации;
- религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями;
- иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Законом об НКО.
В данном порядке регистрации существует два исключения: документы на регистрацию кооперативов и товариществ собственников недвижимости направляются в Инспекцию федеральной налоговой службы без участия Минюста России.
3. Срок государственной регистрации и получение документов.
Срок государственной регистрации, не должен превышать 33 дней в отношении общественных объединений, 30 дней — политических партий, одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций и 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций (п.22 Регламента).
Источник: Экспертный центр при Институте судебных экспертиз и криминалистики.