Мы в соцсетях

RU   EN



print

ГУПы подводят к финишной черте

Федеральная антимонопольная служба предложила установить запрет на создание ГУПов и МУПов, а имеющиеся – ликвидировать к 2021 году.

25.09.2018 | RBtoday.ru | Влада Шипилова

В кабмине законопроект поддержали. О необходимости ухода от унитарных предприятий в стране говорится давно. В Башкирии их число за последние пять лет сократилось более чем в пять раз.

Правительство России в конце прошлой недели одобрило законодательную инициативу Федеральной антимонопольной службы, устанавливающую запрет на создание унитарных предприятий на товарных рынках либо на изменение видов их деятельности. До начала 2021 года такие ГУПы и МУПы должны быть ликвидированы или реорганизованы, сообщается на сайте Госдумы. В случае непринятия либо неисполнения такого решения предприятия все равно ждет ликвидация, но только уже в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Исключение составят те, которые создаются с разрешения президента или кабмина для обеспечения обороны и безопасности страны, а также для работы в сферах естественных монополий.

По мнению замруководителя ФАС России Сергея Пузыревского, унитарные предприятия «оказывают негативное влияние на конкуренцию и монополизируют рынки». При этом производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников коммерческих организаций.

Если проект закона будет принят, властям Башкирии придется довольно серьезно пересмотреть план приватизации государственных унитарных предприятий, которых, по данным республиканского минземимущества, осталось около 30 штук. Также на начало текущего года в Башкирии насчитывалось свыше 200 МУПов, доля участия муниципалитетов в которых составляла 50% и более.

По информации ФАС России, по состоянию на 1 января 2018 года в стране числилось свыше 18,6 тыс. унитарных предприятий, что на 39% больше, чем по состоянию на 1 января 2013 года. «Большая часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией. Значительное число таких предприятий работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, управления жилым фондом, торговли и оказания услуг», – говорится в пояснительной записке.

Впервые о неэффективности ГУПов в республике заговорили в 2010 году. Тогда глава региона Рустэм Хамитов сообщал, что эти предприятия получают до 50 млрд руб. бюджетных денег при убытках в 40 млн руб. Минземимущества было поручено подготовить предложение по их реформированию. В 2012 году от деятельности 200 ГУПов в республиканский бюджет поступило 90 млн руб., тогда как 100 хозяйственных обществ с участием республики принесли 3 млрд руб. В 2013 году господин Хамитов вновь предложил приватизировать ряд неэффективных госпредприятий. Основной объем работы по реформированию ГУПов был выполнен в 2014–2016 годах, когда их количество сократили почти в полтора раза. В 2016 году глава минземимущества Евгений Гурьев пообещал, что к концу 2018 года в регионе останутся не более 18–19 стратегических предприятий в форме акционерных обществ со 100-процентной долей участия республики в уставном капитале.

– Все остальное мы планируем акционировать и постепенно, в соответствии с прогнозным планом приватизации, вывести на рынок, – говорил министр.

Объясняя такую стратегию, в минземимущества заявляли, что правовая форма в виде ГУПов не позволяет вести конкурентоспособную деятельность, вследствие чего подавляющее большинство из них являются низкорентабельными и финансово неустойчивыми.

Сегодня количество ГУПов в Башкирии сократилось более чем в пять раз – со 165 в 2014 году до 30. Основная часть преобразована в хозяйственные общества, сообщили RBtoday в минземимущества.

По данным открытых источников, наилучший финансовый результат по итогам 2017 года показал совхоз «Алексеевский», чистая прибыль которого в прошлом году составила 56,1 млн руб. (в 2016 году – 53,8 млн руб.) при выручке 1,6 млрд руб. (1,5 млрд руб.). На втором месте совхоз «Рощинский» с чистой прибылью 50,6 млн руб. (60 млн руб.) и выручкой в размере 1,7 млрд руб. С неплохим результатом отработала машинно-технологическая станция «Центральная»: чистая прибыль – 15,6 млн руб. (13 млн руб.), выручка – 1,3 млрд руб. (1,6 млрд руб.).

Самый худший результат у «Фонда жилищного строительства РБ». Его убыток за прошлый год оценивается в 2,2 млрд руб., тогда как в 2016 году прибыль была 24,6 млн руб. Выручка составила 374 млн руб. (642,7 млн руб.), чистые активы – 1,4 млрд руб. Прогнозный убыток «Башавтотранса» достиг 440 млн руб. (486 млн руб.) Почти такой же финансовый результат у «Института нефтехимпереработки» – 368,4 млн руб. убытка (в 2016 году отработал с прибылью 2,2 млн руб.) при выручке 165,7 млн руб. (800,3 млн руб.).

Министерство объявляло о намерении преобразовать в ООО или АО со 100-процентной долей республики все сельскохозяйственные ГУПы, в том числе прибыльные совхозы «Алексеевский» и «Рощинский». В отношении издательства «Башкортостан», «Института нефтехимпереработки», «Башавтотранса», «Башсельхозтехники» разработаны антикризисные планы.

По итогам первого квартала из 33 на тот момент госпредприятий 17 отработали с прибылью в размере 71 млн руб., 14 получили 388,4 млн руб. убытков, еще два деятельность не ведут.

В июле в Госдуму был внесен законопроект российского правительства о запрете новых МУПов и ГУПов в сфере тепло- и водоснабжения. Уже действующие должны быть преобразованы в казенные предприятия в течение полутора лет. В отличие от МУПа, казенное предприятие может заниматься только одним видом деятельности. В случае если организация ЖКХ не выполняет свои функции, вводится публичное управление. Меры должны повысить качество услуг и остановить рост задолженности коммунальных предприятий перед поставщиками, говорится в пояснении. Документ пока проходит согласование в профильных комитетах Госдумы.

Управляющий партнер судебного агентства «Барристер» Айдар Муллануров считает запрет ГУПов и МУПов правильным решением, поскольку государство в роли собственника является неэффективным.

– Унитарные предприятия неповоротливы, им сложно привлекать кредиты, поскольку каждую сделку приходится согласовывать с собственниками. Когда они участвуют в тендерах, вынуждены по месяцу ждать согласования, чтобы подать заявку, в результате упускают такую возможность, – поясняет юрист. – Будучи коммерческими предприятиями, зачастую они выполняют социальные функции в убыток себе. Это не совсем правильно. Тогда их надо признать некоммерческими предприятиями, бюджетными учреждениями. Многие унитарные предприятия являются планово-убыточными, и у собственника возникает обязанность предпринять меры по восстановлению чистых активов (например, передать дополнительное имущество) либо начать ликвидацию. Государство регулярно пренебрегает этой обязанностью, в результате несёт субсидиарную ответственность по долгам предприятия. Вполне естественно, что предлагаемым законопроектом государство старается себя от этого отгородить.

Вместе с тем от переименования унитарных предприятий в АО со стопроцентной долей государства они вряд ли станут лучше работать, считает господин Муллануров. Скорее всего, в короткие сроки пойдут на банкротство. По сути, это один из последних этапов массового передела собственности в стране, отмечает он.

Наш комментарий:

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для издания RBtoday:

Идея ликвидировать унитарные предприятия нереализуема, и смена вывески их проблемы не решит.

Уменьшение доли государства в экономике – системная проблема, которую Минэкономразвития пытается решить не один год, говорит старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин. По его мнению, идея ликвидировать унитарные предприятия нереализуема, и смена вывески их проблемы не решит. Другим ведомствам, кроме Минэкономразвития и ФАС, развитие конкуренции и уменьшение доли государства в экономике не нужно. Они стремятся постоянно расширять свои полномочия, контролировать и регламентировать все больше сфер.

– Пытаясь хоть как-то замедлить рост доли государства в экономике, ФАС предлагает паллиативное решение – создавать новые унитарные предприятия только с согласия антимонопольного органа. В принципе, это предложение может пройти, неким небольшим аппаратным весом господин Артемьев (Игорь Артемьев – руководитель Федеральной антимонопольной службы — прим. RBtoday) обладает. Вот только ничего эта процедура не изменит, государство давно и открыто обходит ограничения на создание унитарных предприятий, создавая госкорпорации, госкомпании и прочие причудливые «кентавры» вроде управляющих компаний специальных административных районов, которые обладают властными полномочиями фактически как госорганы, но ведут предпринимательскую деятельность, формально не являясь коммерческими организациями, – пояснил Роман Речкин.

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

акционерные общества, антимонопольное регулирование, корпоративное право, регистрация и реорганизация

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности