print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Законопроект об онлайн-заседаниях

Госдума рассмотрит законопроект о дистанционных заседаниях в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Предлагается законодательно закрепить возможность участвовать в судебных заседаниях онлайн, с помощью веб-конференций.

Роман Речкин, старший партнер юридической фирмы INTELLECT, подготовил комментарий к законопроекту об онлайн-заседаниях по просьбе газеты «ЭЖ-Юрист».

Об истории вопроса

Видно, что разработчики законопроекта брали за основу постановление Президиума ВС РФ и Президиума Совета судей от 08.04.2020 №821, которым были введены онлайн-заседания (далее — постановление от 08.04.2020). Однако вряд ли это разумный подход. Данное постановление от 08.04.2020, во-первых, было написано в чрезвычайной обстановке распространения пандемии, в спешке. Во-вторых, онлайн-заседания в принципе рассматриваются ВС РФ исключительно как временная техническая мера для обеспечения рассмотрения дел в условиях пандемии. То есть сам ВС РФ не считает необходимым урегулирование этих вопросов законом. Показательно, что законопроект был разработан и внесен в Госдуму Правительством РФ.

Об онлайне в гражданском процессе

Системные недостатки законопроекта вытекают, прежде всего, из отсутствия принципиального понимания роли сети Интернет в гражданском процессе. Неясно, онлайн — это направление развития, будущее гражданского процесса (и тогда, очевидно, необходимо изменять «традиционные» институты гражданского процесса, адаптировать их к современным реалиям) либо это просто технический инструмент для подачи документов и участия в судебных заседаниях. Судя по тексту законопроекта, разработчики предлагают просто дополнить процессуальные кодексы разнородными нормами, которые должны урегулировать отдельные процедурные вопросы.

Об участии представителя в онлайн-заседании

Достаточно много вопросов к законопроекту связаны с фрагментарным, несистемным правовым регулированием. Частично это объясняется «заимствованием» разработчиками законопроекта норм из постановления от 08.04.2020. Например, исходя из него, ходатайство об участии в онлайн-заседании подается конкретным представителем лица, и только этот представитель при удовлетворении соответствующего ходатайства вправе участвовать в онлайн-заседании. Тем самым представитель, который в процессе не имеет и не может иметь самостоятельного индивидуального статуса, вдруг этот статус получает, становится участником процесса индивидуально. Вряд ли такой подход соответствует доктрине гражданского процесса.

О подаче ходатайства об онлайн-заседании только в электронной форме

Аналогичная проблема связана с тем, что постановление от 08.04.2020 содержит указание на подачу ходатайства об онлайн-заседании в электронной форме. Из-за этого часть судей считает, что такое ходатайство может быть подано только в электронной форме. Например, Арбитражный суд Поволжского округа отказал в удовлетворении такого ходатайства, поскольку оно было направлено в суд в «бумажной» форме по почте. Хотя это ходатайство очевидно представляет собой обычную просьбу стороны, адресованную суду, и, исходя из ст. 159 АПК РФ, может быть заявлено суду как в электронной, так и в обычной письменной, и даже в устной формах. Законопроект закрепляет эту практику, устанавливая возможность участия в судебном заседании путем использования системы веб-конференции «при условии заявления ими ходатайства об этом, подаваемого в арбитражный суд в электронном виде» (ч. 1 ст. 153.2 АПК РФ).

О представлении доказательств

Не решает законопроект и самую, на наш взгляд, существенную проблему онлайн-заседаний, до разрешения которой такая форма участия в процессе не может стать массовой и/или преобладающей, — это неурегулированность порядка предоставления доказательств лицами, участвующими в деле. Законопроект прямо допускает (ч. 3 ст. 153.2 АПК РФ) предоставление в арбитражный суд доказательств в электронном виде, однако не содержит никаких гарантий прав иных участвующих в деле лиц получать копии представленных доказательств и вообще знать об этих доказательствах. Проблема в том, что лицо, участвующее в онлайн-заседании, не видит и не контролирует, какие доказательства представлены суду другой стороной. Оно никаким образом не может с этими доказательствами ознакомиться, а если они представлены в «бумажном виде» непосредственно в суд, может об этих доказательствах даже и не узнать.

О неурегулированных процедурных моментах

Фрагментарность законопроекта приводит к тому, что неурегулированными остаются множество вопросов, возникших при проведении онлайн-заседаний. Неясно:

  • в какой срок до заседания должно подаваться соответствую­щее ходатайство;
  • должно ли оно подписываться УКЭП;
  • не установлены правила для случаев прекращения участия лица в судебном заседании по техническим причинам;
  • должно ли в этом случае заседание откладываться.

Также не подумали разработчики законопроекта о рассмотрении дел в условиях сочетания очного участия в заседании, участия путем видео-конференц-связи (ст. 153.1 АПК РФ) и участия путем веб-конференции (ст. 153.2 АПК РФ).

Законопроект в принципе не учитывает опыт проведения онлайн-заседаний за последний год, оставляя неурегулированными множество вопросов, вплоть до курьезных. Например, непонятно, должно ли лицо, участвующее в заседании путем веб-конференции, вставать, когда оно обращается к суду.

Об отсутствии переходных положений

Серьезным недостатком законопроекта является отсутствие каких-либо переходных положений. Вообще любой законопроект в сфере процесса должен устанавливать правила для переходного периода, поскольку рассмотрение дела — это длительная процедура. Так как онлайн-заседания — это разновидность системы веб-конференции, необходимо разрешать как минимум вопрос о том, утрачивает ли силу постановление от 08.04.2020.

Более того, отдельные суды принимали свои нормативные акты на основании этого постановления. Например, Арбитражным судом Уральского округа принят Регламент организации участия в судебном заседании АС УрО с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания), состоящий из 17 пунктов (Приложение №2 к протоколу заседания президиума Арбитражного суда Уральского округа от 15.05.2020 №12). Поскольку разработчики законопроекта явно брали за основу постановление от 08.04.2020, предполагалось, видимо, что правила проведения онлайн-заседаний с 01.01.2022 не изменятся. Однако определенно ответить на этот вопрос можно будет только после второго чтения законопроекта, когда будет понятно, в каком виде он будет принят.

Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№14 (1165) / 2021)

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

коммерческие споры, корпоративные споры, налоговые споры, споры по интеллектуальной собственности, споры по недвижимости, трудовые споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности